Подборки9 мин.

Дневники невротика: 10 шедевров такого разного Вуди Аллена

© Kevin Winter/Staff/Getty Images

Великому бруклинцу Вуди Аллену, научившему весь мир ходить к психотерапевту и говорить о сексе, стукнуло 88 лет. За более чем полувековую карьеру певец Нью-Йорка и ипохондрии разложил на элементарные частицы отношения между мужчиной и женщиной, доведя до совершенства собственный неповторимый киноязык. Рассказываем о 10 шедеврах одного из самых влиятельных режиссеров современности.

Энни Холл

Annie Hall
Рейтинг: 7.7IMDb: 8
Жанры: Мелодрамы, Комедии
1977, 93 мин
США, 12+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Вуди Аллен, Дайан Китон, Тони Робертс, Кэрол Кейн, Пол Саймон, Шелли Дювалл

Начнем с настоящего бриллианта. Искрометная история о 40-летнем нью-йоркском стендап-комике Элви Сингере, воплощенном на экране самим Вуди Алленом, и его отношениях с певицей Энни Холл (Дайан Китон) стала глотком свежего воздуха для интеллектуалов конца 1970-х, получивших наконец романтическую комедию, которую не стыдно обсудить с друзьями. Полтора часа экранного времени постоянный клиент психотерапевта, верящий в антисемитский заговор, пытается найти самого себя и разобраться в причинах, по которым он никак не может построить здоровые отношения с женщинами. Элви совершает путешествие по собственной жизни, то и дело ломая четвертую стену, чем вызывает неизменный восторг зрителей.

Из всех проектов Вуди четырежды оскароносная «Энни Холл» (включая премии за «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру») оказала самое сильное влияние на культуру и искусство. Отсылки, цитаты и аллюзии на картину можно найти в доброй сотне фильмов и сериалов. И тем удивительнее кажется тот факт, что первый вариант сценария был написан Алленом всего за четыре дня, а когда картина была смонтирована, он остался ей недоволен. Несмотря на множество пересечений биографии Элви с реальными событиями жизни Вуди, автор отказывался признавать «Энни Холл» саморефлексией, что совсем не мешает преданным поклонникам фильма продолжать его любить.

Пурпурная роза Каира

The Purple Rose Of Cairo
Рейтинг: 7.57IMDb: 7.7
Жанры: Фэнтези, Мелодрамы, Комедии
1985, 78 мин
США, 12+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Джефф Дэниелс, Дэнни Айелло, Миа Фэрроу, Ирвинг Мецман, Стефани Фэрроу, Дэвид Кисерман

Нью-Йорк времен Великой депрессии. Официантка Сесилия (Миа Фэрроу) спасается от нищеты и одиночества в зале кинотеатра. После увольнения и расставания с мужем женщина смотрит по кругу «Пурпурную розу Каира» — свежую голливудскую мелодраму о жизни богатых и знаменитых. Ее герои путешествуют по миру, пьют коктейли в дорогих ресторанах и радуются идеальной во всех отношениях жизни. В разгар очередного киносеанса центральный персонаж фильма — археолог Том Бакстер (Джефф Дэниелс) — сошел с экрана, чтобы признаться Сесилии в любви, и вместе с ней окунулся в водоворот настоящих страстей.

Невозможная фантастическая лавстори на фоне Великой депрессии принесла Аллену множество авторитетных наград: от «Золотого глобуса» (кстати, за лучший сценарий) до «Сатурна». Чтобы проект состоялся, режиссеру пришлось принять ряд непростых решений. Через 10 дней после старта производства Вуди уволил исполнявшего главную роль Майкла Китона и заменил его на Джеффа Дэниелса. Во время постпродакшна небольшая роль начинающего актера Вигго Мортенсена осталась на полу монтажной. После плохих оценок тестовой аудитории, разочарованной финалом, режиссер проявил несгибаемость и отказался что-либо менять. Это не помешало фильму получить высокие оценки критиков (92 % «свежести» на сайте Rotten Tomatoes) и обрести культовый статус.

Загадочное убийство в Манхэттэне

Manhattan Murder Mystery
Рейтинг: 7.46IMDb: 7.4
Жанр: Комедии
1993, 107 мин
США, 12+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Вуди Аллен, Дайан Китон, Алан Алда, Анжелика Хьюстон, Джерри Эдлер, Линн Коэн

За несколько десятилетий до того, как мода на любительские расследования захватила весь мир, Кэрол (Дайан Китон), жена нью-йоркского сотрудника издательства Ларри (Вуди Аллен), увлечена выяснением обстоятельств смерти своей пожилой соседки. Официальная версия о сердечном приступе, убившем старушку, ей кажется несостоятельной, и она самыми разными (не всегда законными) способами пытается найти улики против подозрительно жизнерадостного вдовца-филателиста. Ларри, предпочитающий детективам хоккей, сначала с недоверием относится к новому увлечению жены, но со временем втягивается в следствие, которое принесет неожиданные результаты.

Съемки этого фильма начались вскоре после скандального расставания с Миа Фэрроу, и роль Кэрол, написанная Алленом для тогда уже бывшей жены, досталась другой экс-возлюбленной — Дайан Китон. Сюжет «Загадочного убийства на Манхэттене» родился еще во время работы над сценарием «Энни Холл», и для зрителей этот детектив из респектабельной части Нью-Йорка стал своеобразным продолжением похождений любимых повзрослевших на полтора десятилетия персонажей.

Пули над Бродвеем

Bullets over Broadway
Рейтинг: 7.51IMDb: 7.5
Жанр: Комедии
1994, 95 мин
США, 16+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Джон Кьюсак, Дайэнн Уист, Дженнифер Тилли, Чазз Пальминтери, Мэри-Луиз Паркер, Джек Уорден

Одаренный, но нищий драматург Дэвид Шайн (Джон Кьюсак) с трудом выживает в Нью-Йорке в лихие 1920-е. Мнящий себя непризнанным гением и знатоком человеческих душ, он после череды провальных премьер соглашается поставить пьесу на деньги жестокого гангстера Ника Валенти (Джо Витерелли). Единственное требование бандита — одну из главных ролей должна исполнить его капризная подружка, танцовщица кабаре Оливия (Дженнифер Тилли). Шайн, не имеющий опыта руководства театральной труппой, переживает творческий кризис, и ему на помощь неожиданно приходит телохранитель Оливии Чич (Чазз Пальминтери), готовый на всё, чтобы спектакль состоялся.

Первый за долгие годы фильм Аллена, в котором не снималась ни одна из его муз. Дженнифер Тилли, сыгравшая бесталанную Оливию Нил, стала единственной из каста артисткой с правом на импровизацию. Раскрепостившаяся актриса продолжала делать по-своему и после завершения производства. Продюсер проекта Харви Вайнштейн не собирался выставлять кандидатуру Тилли на «Оскар», но та запустила оплаченную из собственного кармана промокампанию в прессе и получила первую и единственную номинацию на статуэтку в своей карьере. В итоге Тилли так и не получила награду, в отличие от Дайэнн Уист, своей партнерши по площадке, блистательно сыгравшей спивающуюся пожилую актрису Хелен Синклер.

Вики Кристина Барселона

Vicky Cristina Barcelona
Рейтинг: 7.32IMDb: 7.1
Жанры: Комедии, Драмы
2008, 96 мин
Испания, США, 18+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус, Крис Мессина, Патриша Кларксон

История о любовном многоугольнике на фоне солнечной Каталонии. Безбашенная юная американка Кристина (Скарлетт Йоханссон) недавно закончила снимать короткометражный фильм, рассталась c очередным бойфрендом и нуждалась в смене обстановки. Вики (Ребекка Холл), сосредоточенная на написании диплома об архитектуре Гауди и счастливых отношениях с оставшимся в Штатах женихом, не планировала никаких авантюр. В барселонском баре героини познакомились с художником Антонио (Хавьер Бардем), воспылавшим страстью сразу к двум подругам. Эта встреча откроет для девушек новые грани романтических отношений, а после того как в жизнь испанца вернется его бывшая жена Мария Елена (Пенелопа Крус), история окончательно запутается.

Первый испанский фильм европейского периода Аллена и третья после «Матч Поинта» и «Сенсации» коллаборация постановщика с набирающей популярность Скарлетт Йоханссон. Картина при бюджете в 20 миллионов долларов заработала почти в пять раз больше. Именно на съемках «Вики Кристины Барселоны» старые знакомые Хавьер Бардем и Пенелопа Крус почувствовали взаимное притяжение и начали встречаться. Актриса смогла передать собственную страсть Марии Елене и за свою темпераментную работу получила «Оскар» и «Золотой глобус».

Ханна и ее сестры

Hannah And Her Sisters
Рейтинг: 7.53IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Комедии
1986, 102 мин
США, 16+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Барбара Херши, Дайэнн Уист, Майкл Кейн, Макс фон Сюдов, Вуди Аллен, Миа Фэрроу

Ханна (Миа Фэрроу), много лет назад поставившая на паузу собственную актерскую карьеру ради воспитания детей и создания домашнего очага, готовится вновь выйти на сцену. Казавшийся железобетонным тыл героини вот-вот рассыплется в прах из-за того, что муж Эллиот (Майкл Кейн) начал вожделеть младшую сестру жены Ли (Барбара Херши), живущую с немолодым художником-мизантропом Фредериком. Тем временем третья сестра — бывшая кокаинистка Холли (Дайэнн Уист) — завязывает отношения с отцом детей Ханны — телевизионным продюсером и ипохондриком Микки (Вуди Аллен).

«Ханна и ее сестры» — один из лидеров оскаровской гонки 1987 года, принесший Аллену и его команде три статуэтки Американской киноакадемии. Хотя создатель неоднократно убеждал публику и критиков, что его лирический герой не тождественен ему самому, эта история вышла предельно интимной. Значительная часть съемок прошла в апартаментах Миа Фэрроу, а в эпизоде Дня благодарения снялись многочисленные дети актрисы и постановщика. В перерывах между съемками жена Аллена привычно занималась домашним хозяйством и готовила обеды. До скандального и шокирующего конца их брачной истории оставалось шесть лет.

Фестиваль Рифкина

Rifkin's Festival
Рейтинг: 6.79IMDb: 6
Жанр: Комедии
2020, 88 мин
Испания, США, 16+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Уоллес Шоун, Джина Гершон, Елена Анайя, Луи Гаррель, Серхи Лопес, Дуглас МакГрат

Фильм Аллена, которым автор признался в безграничной любви кинематографу и главным своим учителям: Орсону Уэллсу, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо и, разумеется, Ингмару Бергману. Морт Рифкин (Уоллес Шоун) — пожилой брюзжащий житель Нью-Йорка. Когда-то он читал курс лекций по истории кино, а сейчас пишет монументальный роман. Пока текст не закончен, можно верить в лучшее. В профессиональном плане Рифкин — человек несостоявшийся. В личной жизни счастья тоже нет. Вместе с красавицей-женой Сью (Джина Гершон) Морт отправляется на кинофестиваль в испанский Сан-Себастьян. Супруга, энергичная пиарщица, ни на шаг не отходит от своего клиента — модного французского режиссера Филиппа (Луи Гаррель). Морт подозревает, что жена ему изменяет. Немолодой американец гуляет по залитому солнцем городу вместе с новой знакомой — милой и общительной испанкой Джо (Елена Анайя).

Съемки фильма прошли в Сан-Себастьяне летом 2019 года в знаковых фестивальных местах: Дворце конгрессов «Курсааль» и кинотеатре «Виктория». Еще одна важная локация «Фестиваля Рифкина» — пляж, знакомый зрителям по сериалу «Игра престолов», на котором состоялась реконструкция знаменитой шахматной партии из «Седьмой печати». Кстати, во время работы над эпизодом Кристофу Вальцу пришлось испытать настоящие физические муки, находясь на сорокаградусной жаре в тяжелом черном халате.

Полночь в Париже

Midnight in Paris
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанры: Комедии, Драмы
2011, 93 мин
США, Испания, 16+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Оуэн Уилсон, Марион Котийяр, Рэйчел Макадамс, Майкл Шин, Кэти Бейтс, Леа Сейду

Успешный американский сценарист Гил Пендер (Оуэн Уилсон) и его невеста Инес (Рэйчел МакАдамс) прилетели на отдых в Париж за счет ее богатого отца. Наш герой с первого взгляда влюбляется в город и мечтает остаться в нем навсегда, в то время как его подруга остается равнодушна к его улицам и кафе. Во время одиноких вечерних прогулок Гил совершает путешествие во времени и оказывается в одной компании со знаменитыми парижанами и гостями города: Жаном Кокто, Гертрудой Стайн, Сальвадором Дали и многими другими.

«Полночь в Париже» принесла Вуди Аллену еще один «Оскар» за лучший сценарий и стала его самым успешным европейским фильмом, заработав в мировом прокате больше 150 миллионов долларов. Тогда, в начале 2010-х, до нового витка скандала между постановщиком и его бывшей женой Миа Фэрроу, сотрудничать с режиссером было еще престижно, и Аллену удалось собрать в проекте настоящих звезд. Так, будущий Локи Том Хиддлстон был настолько счастлив, получив от режиссера приглашение на роль Фицджеральда, что повесил его письмо на стену.

Интерьеры

Interiors
Рейтинг: 6.93IMDb: 7.4
Жанр: Драмы
1978, 88 мин
США, 16+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Дайан Китон, Э. Г. Маршалл, Джеральдин Пейдж, Сэм Уотерстон, Морин Стейплтон, Ричард Джордан

Мрачная и безнадежная драма о пожилой женщине, переживающей развод, и трех ее взрослых дочерях. После ухода мужа дизайнер интерьеров Ева (Джеральдин Пейдж) не может принять свое одиночество и продолжает одержимо верить в то, что Артур (Э. Г. Маршалл) вернется. Отказываясь принять реальность, не способная на здоровую коммуникацию с тремя дочками авторитарная мать постепенно сходит с ума, превращая их жизни в ад.

После грандиозного успеха «Энни Холл» ее создатель получил карт-бланш от продюсеров и мог позволить себе снимать всё что угодно. Он воспользовался свободой, чтобы беспощадно препарировать несчастную в своей основе семью и разрушить собственный стереотипный образ короля комедии. «Интерьеры» созданы Алленом с оглядкой на его любимого режиссера Ингмара Бергмана и его мучительные «Шепоты и крики». И особенно символичным кажется тот факт, что Ингрид Бергман, под которую писалась Ева, не смогла принять участие в «Интерьерах» из-за работы над новой драмой шведского классика «Осенняя соната».

Зелиг

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.7
Жанр: Комедии
1983, 76 мин
США, 6+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Вуди Аллен, Миа Фэрроу, Патрик Хорган, Джон Бакуолтер, Марвин Чэтиновер, Стенли Свердлоу

В 1920-х вся Америка с любопытством следила за судьбой непримечательного на первый взгляд гражданина Леонарда Зелига (Вуди Аллен), обладающего уникальным даром: во время общения этот человек-хамелеон становился похожим на своего собеседника. После пары минут разговора с новым знакомым Зелиг без труда менял цвет кожи, комплекцию, профессию и национальность, что привлекло внимание врачей со всего света. Психиатр Эйдора Флетчер (Миа Фэрроу) берет феноменального пациента под свое крыло, надеясь с помощью терапии исцелить Леонарда и найти его собственное я.

Искрометная монохромная псевдодокументальная картина, в которую вошли архивные кадры 1930-х годов, в том числе единственная сохранившаяся кинозапись Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Изначально фильм длился всего 45 минут, и Вуди Аллену пришлось добавить больше архивных кадров, чтобы выдержать тайминг картины. Ради работы над этим амбициозным проектом реставрационная лаборатория DuArt была вынуждена отозвать с пенсии нескольких техников, умевших работать со старыми пленками. Хотя «Зелиг» и не является первым мокьюментари в истории, его точно можно назвать самой яркой американской картиной этого неисследованного жанра в 1980-х. Вновь о фильме вспомнили в 2007 году, когда итальянские психиатры ввели в оборот новый профессиональный термин — «синдром Зелига». Их новый пациент, хотя и не умел менять цвет кожи, при общении полностью перенимал манеру собеседника.