Детективы, разведчики и путешественники во времени: 10 лучших советских сериалов
В СССР сериалы в современном нашем понимании снимали редко. В то время либо отдельные фильмы объединяли в единый цикл, либо большие проекты разделяли на несколько телесерий. Тем не менее именно они проложили дорогу многим современным российским проектам. Работа Штирлица под прикрытием, погоня Остапа Бендера за бриллиантами, разгадка мистических убийств Шерлоком Холмсом — эти сюжеты прошли проверку временем и до сих пор приковывают внимание зрителя. Собрали лучшие советские сериалы, которые интересно смотреть даже сегодня.
Последний год Второй мировой войны. Советский разведчик Максим Исаев под именем Макс Отто фон Штирлиц внедряется в службу безопасности рейхсфюрера СС. Его главной задачей является срыв переговоров между Рейхом и союзниками нацистской Германии. Действия Штирлица всё больше вызывают подозрение, и за героем решают проследить, назначив исполнителей этой негласной проверки.
Хит советского телевидения «Семнадцать мгновений весны» снят по одноименному роману Юлиана Семенова . Динамичная книга в руках режиссера Татьяны Лиозновой превратилась в медленную психологическую историю. Сериал с вдумчивыми диалогами умудряется держать саспенс не хуже Хичкока. Игровая часть на экране сплетается с советской кинохроникой, делая происходящее более реалистичным. Удивительный пример нестареющей классики, ставшей неотъемлемой частью нашей культуры: герои до сих пор упоминаются в анекдотах, а цитаты прочно вошли в обиход.
Следователь Павел Знаменский, инспектор уголовного розыска Александр Томин и эксперт-криминалист Зинаида Кибрит вместе расследуют преступления разной тяжести: от хищений до убийств. Каждая серия длиной в полнометражный фильм строится вокруг одного дела, которое опытные работники милиции дотошно изучают и успешно распутывают, несмотря на все преграды. Справедливость обязательно восторжествует, а необычные и сложные преступники не смогут уйти от ответственности!
Снятый по заказу министра внутренних дел СССР сериал преследовал цель очеловечить образ работников милиции. Эксперимент удался: на протяжении целых 30 лет «Следствие ведут знатоки» приковывал к себе внимание зрителей. За это время проект успел стать цветным и перейти к более жестокой демонстрации преступлений. При этом действие в основном сосредоточено в стенах кабинетной рутины, но за счет прекрасно прописанных диалогов держит в напряжении на протяжении каждой серии.
Молодой фронтовик Владимир Шарапов направляется на службу в подразделение московского уголовного розыска . Его наставником становится Глеб Жеглов, начальник отдела борьбы с бандитизмом. С первого же дня Шарапов погружается в запутанное расследование деятельности группировки «Черная кошка». Напряженные диалоги, динамичные погони с перестрелками, запутанные улики… В «Место встречи изменить нельзя» всего пять серий, которые смотрятся как одно большое кино.
Реалистичное насилие в сериале умудряется идти рука об руку с замечательным чувством юмора. Глеб Жеглов — очень современный пример главного героя: циничный, отпускающий шутки в самых, казалось бы, неподходящих ситуациях, нередко нарушающий общепринятые правила, со своей философией. Он, как и Володя Шарапов, харизматичный, но сложный персонаж со своей историей. В советских сериалах мы точно знаем, кто на стороне добра, а кто — зла. И пусть исход поэтому предугадать несложно, путь к нему станет настоящим аттракционом с множеством загадок.
История, основанная на знаменитых произведениях Артура Конан Дойля, рассказывает о блистательном детективе Шерлоке Холмсе и его помощнике докторе Ватсоне. В туманном Лондоне героям предстоит решить загадки целого ряда таинственных убийств. Ватсон, который сначала с недоверием воспринимает своего соседа Холмса, поражается навыкам сыщика. Однако часто слава Холмса уходит к другим, поэтому Ватсон приступает к написанию биографического цикла об их приключениях.
Точная экранизация рассказов порой следует за первоисточником слово в слово, но за счет харизмы главных героев является абсолютно уникальным произведением. На западе Соломина включили в тройку выдающихся Ватсонов в истории кино, а Ливанова и вовсе признали лучшим Холмсом. Даже на родине детектива, в Англии, особо отметили советский сериал. В 2006 году королева Елизавета II поручила наградить Василия Ливанова Орденом Британской империи за самый достоверный образ легендарного сыщика.
Повествование в сериале разделяется на две сюжетные линии. В первой мы знакомимся с писателем Жюлем Верном и его возлюбленной. Сначала в семье считают каждую копейку, но стоит Верну изменить форму своих исследовательских работ на приключенческие романы, как его карьера сразу идет в гору. Тогда он берется за написание «Детей капитана Гранта». Вторая линия следует за воображением автора и знакомит нас с лордом Гленарваном, который находит сигнал бедствия от героя Шотландии — капитана Гранта. Вместе с детьми капитана лорд отправляется в опасное приключение.
Режиссер мини-сериала «Место встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин создал еще одно культовое творение для советского телевидения. Экранизация романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» поражает своим масштабом: захватывающие приключения снимались в Болгарии, Крыму и Карачаево-Черкесии. Некоторые сцены были сделаны даже на родине автора во Франции, у берегов Сены. Запоминающаяся работа, которая не просто следует за сюжетом романа, но также проводит исследование жизни и работы французского писателя.
В уездном городе N служащий ЗАГСа Ипполит Матвеевич узнаёт от своей умирающей тещи о бриллиантах, которые она спрятала в одном из 12 стульев гарнитура. Мужчина уже вовсю представляющий себе радости богатой жизни, отправляется на поиски. На пути ему встречается Остап Бендер, человек без денег и жилья, который напрашивается в напарники. Обманув Ипполита Матвеевича, Остап самостоятельно отправляется на обыск первого стула…
Первую советскую экранизацию одноименного романа Ильфа и Петрова снял Леонид Гайдай. Хотя Гайдай неодобрительно высказывался о новом сериальном прочтении, «12 стульев» получили широкое признание. На комедию работает не только игра актеров, но и голос за кадром, а также очень модный сейчас слом четвертой стены. В мини-сериале снялись звезды советского экрана: Анатолий Папанов, Георгий Вицин, Николай Караченцов, Любовь Полищук, а образ Остапа Бендера прочно ассоциируется именно с исполнением Андрея Миронова.
Масштабная телевизионная сага, охватывающая события первой половины XX века. Во время гражданской войны главные герои поселяются в небольшой деревне посреди тайги и надеются, что скоро настанет светлое будущее. Годы идут: Российская империя пала, впервые избирается Верховный совет СССР, организуются колхозы, дикторы по радио объявляют о начале Великой Отечественной войны, а затем и о долгожданной Победе. Герои проходят тяжелый путь проверки чести и достоинства, влюбляются, женятся и расстаются вплоть до первых послевоенных лет.
Проект имел ошеломительный успех у советского зрителя. Даже через два года после премьеры сериал собирал полные залы на показах в кинотеатрах. Трагедии и страсти, разворачивающиеся на берегу сибирской реки, были знакомы каждому. Авторы не только представили многогранных персонажей и их становление, но и смогли создать масштабное полотно о судьбе советского народа.
Высокая девушка в ярком платье приковывает взгляд школьников Коли Герасимова и Фимы Королева. Они решают проследить за ней и оказываются в заброшенном доме. Там Коля случайно обнаруживает и активирует машину времени. Переместившись ровно на 100 лет вперед, он прогуливается по изменившейся Москве, попадает в передряги и встречает Алису Селезневу. Вместе они возвращаются в настоящее время, но в погоню за Алисой устремляются два галактических пирата.
Кир Булычёв — один из самых популярных авторов среди советских детей. Во время встречи с маленькими поклонниками режиссер Павел Арсенов спросил, какой фильм они бы посоветовали ему снять. Большинство порекомендовало экранизировать фантастическую повесть «Сто лет тому вперед», и Арсенов незамедлительно приступил к поиску героев. На роль Алисы проходили прослушивание более ста девочек, но утвердили Наташу Гусеву. Гусева обрела всесоюзную популярность, хотя никогда не хотела быть актрисой. «Гостья из будущего» — самый известный детский сериал, снятый в СССР, который гордо носит звание «памятника ретрофутуризма».
XVIII век, время дворцовых переворотов. Прошло всего несколько месяцев с тех пор, как в ходе политических интриг Елизавета Петровна взошла на престол. Личный врач императрицы, ее главное доверенное лицо, подкуплен французской стороной. Он склоняет Елизавету на сторону союза с его родиной. Вице-канцлер же, наоборот, встает на противоположную сторону, выступая против Франции. В это время трое молодых курсантов случайно становятся соучастниками придворных страстей и оказываются втянуты в заговор против императрицы.
Нина Соротокина, автор романа «Трое из навигацкой школы», сначала не отнеслась к своему произведению всерьез и писала его, чтобы развлечь собственных детей. Позже она отправила его режиссеру Светлане Дружининой, а та потеряла книгу где-то в квартире. Только спустя год домочадцы обнаружили роман и принесли Светлане на прочтение. Дружининой так понравилась история, что она сразу же приступила к экранизации. Итогом стал культовый советский сериал, а для Дмитрия Харатьяна и Сергея Жигунова съемки в нем открыли путь к большим ролям.
Саня Григорьев в 1914 году находит сумку утонувшего почтальона. В ней множество интереснейших писем, не нашедших своего получателя. Соседка читает их мальчику на ночь вместо книг, а больше всего Сане запоминаются письма участников полярной экспедиции. Спустя много лет герой влюбляется в девушку Катю, которая оказывается дочерью пропавшего капитана той экспедиции. Саня становится летчиком и посвящает свою жизнь поиску правды о том, что случилось с командой.
Приключенческий сериал снят по захватывающему роману Вениамина Каверина. Несмотря на то что книга уже была успешно экранизирована за 20 лет до премьеры сериала, новая работа собрала у экранов миллионы зрителей. Многосерийный формат дал возможность сделать героев более многогранными и показать больше сюжетных линий. Актеров помогал подбирать сам Каверин, который даже написал для сериала несколько новых сцен. Девиз Сани «Бороться и искать, найти и не сдаваться» стал важным для целого поколения советской молодежи.