Дело общественное: 11 фильмов про развод
Тема развода на протяжении долгих лет не теряет актуальности. Как герой комедии Гайдая, Иван Васильевич Бунша, был особо озабочен количеством разводов: «…это дело общественное. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели», — так и интерес зрителя к семейным драмам не угасает. Хотя может показаться, что в наши дни расставание пар стало чем-то обыденным, это отнюдь не так. Кинематографисты находят сюжеты о распаде семей, способные заставить зрителей сопереживать героям. Авторы — чуть ли не каждый второй упоминает о влиянии Бергмана и его «Сцен из супружеской жизни» на их фильм — рассказывают о кризисе отношений с точки зрения не только партнеров, но и детей, случайных жертв переломного периода в жизни семьи. Находим 11 ярких примеров.
История одной любви в шести действиях. Несколько лет из жизни супружеской пары Юхана (Эрланд Юзефсон) и Марианны (Лив Ульман). Юхан — профессор, а его жена имеет юридическое образование — специалистка по бракоразводными процессам. Их отношениям предстоит неоднократно пройти проверку на прочность: через наблюдение и сопоставление своей жизни с жизнью знакомых, через недоверие друг к другу и неуверенность в самих себе, через предательство и прощение.
«Сцены из супружеской жизни» — одно из главных произведений в творчестве Ингмара Бергмана, перекликающееся со многими современными фильмами о семейных невзгодах. Его кино концентрируется на отношениях двух людей. Оно сделано в преимущественно камерной стилистике, а музыкальное сопровождение в принципе отсутствует. К своим героям режиссер вернулся спустя 28 лет, выпустив «Сарабанду» — новый эпизод из жизни Юхана и Марианны, с теми же актерами в главных ролях. А в 2021-м HBO представил ремейк с Джессикой Честейн и Оскаром Айзеком, который несколько сместил драматургические акценты, но также нашел положительный отклик у зрителей. Картина Бергмана имеет театральную версию продолжительностью чуть меньше трех часов и телеверсию из шести серий хронометражем четыре с половиной часа. В 1975 году на премии «Золотой глобус» картина была удостоена награды в номинации «Лучший иностранный фильм».
Зохра (Сабрина Уазани) и Омар (Рамзи Бедиа) познакомились всего три месяца назад, но уже готовы к браку. Со временем настойчивый и самоуверенный Омар проявляет свою агрессивную натуру, а Зохра становится заложницей непрекращающегося абьюза. Главная героиня не в силах противостоять мужу и сбежать от него не может. Ситуация усугубляется с рождением дочери. С помощью ребенка Омар манипулирует чувствами жены, и ее положение кажется безвыходным. Дойдя до предела, Зохра увлекается освоением единоборств. Ей предстоит встреча с мастером кунг-фу. Под его наставничеством девушка пройдет путь от борьбы со своими страхами до противостояния с некогда любимым супругом.
От картины с таким причудливым названием можно было бы ожидать комедийных или мелодраматических эпизодов, но режиссер Мабрук Эль Мекри прячет за ним драму, граничащую с боевиком. Фильм поднимает острую тему домашнего насилия, а улыбка может сойти с лица зрителя при первых же сводках о количестве жертв домашней тирании. Правда, это не мешает картине аккуратно заигрывать с повесткой и, приближаясь к финалу, скатиться в откровенные пародии на классическое кино о восточных единоборствах.
Джейн (Мэрил Стрип) и Джейк (Алек Болдуин) за годы брака обзавелись тремя детьми, построили каждый свою карьеру. В итоге пара разошлась, но каждый остался самодостаточным человеком. Они относятся друг к другу со взаимным уважением, и для них не проблема вместе посетить выпускной сына в колледже. Однако — то ли свою роль сыграло количество выпитого, то ли отношения заиграли новыми красками — встреча бывших супругов перерастает в нечто большее.
Для Нэнси Майерс не в новинку снимать драмы о любовных перипетиях. Еще до «Простых сложностей» она вписала свое имя в рейтинги лучших авторов сентиментального жанра. Это она подарила зрителям «Чего хотят женщины» с Мэлом Гибсоном, а после — «Любовь по правилам и без» и «Отпуск по обмену». Вот и с «Простыми сложностями» Майерс не стала отклоняться от намеченного курса. Картина хоть и затрагивает тему кризиса отношений людей старшего поколения, но запросто понравится зрителям любого возраста. Говоря об актерах, непривычным может показаться амплуа Стива Мартина. Он, вопреки своему комедийному бэкграунду, выступает лишь в роли робкого архитектора. Романтические метаморфозы же, происходящие с героями Стрип и Болдуина, точно никого не оставят равнодушными.
Фрэнк (Леонардо ДиКаприо) и Эйприл (Кейт Уинслет) обжились в небольшом доме, у них родилось двое детей, но кризис всё же настиг их на седьмом году отношений. Нынешнее положение никого из них не устраивает — каждое утро Фрэнк идет на нелюбимую работу, а Эйприл ищет самореализации, играя в провинциальном театре. Может быть, они и помышляли о разводе, но пока их пара старается преодолеть трудности. Они решают продать дом, собрать накопления и отправиться в Париж. Но с каждым новым днем этот план становится всё более призрачным.
«Дорога перемен» снята Сэмом Мендесом по мотивам одноименного романа Ричарда Йейтса. Адаптация книги, а именно передача тона повествования и представление взаимоотношений персонажей — один из главных козырей фильма. Еще одним фактором успеха стал впечатляющий актерский тандем. Фрагменты картины с запредельно эмоциональными скандалами Фрэнка и Эйприл часто попадаются в различных видеоэссе или подборках лучших драматических эпизодов в истории кино. К слову, в фильме Мендеса ДиКаприо и Уинслет встречаются на одной съемочной площадке спустя 11 лет после выхода «Титаника».
Элизабет Гилберт (Джулия Робертс) переживает развод с мужем Стивеном (Билли Крудап) и попутно заводит роман с молодым актером Дэвидом (Джеймс Франко). Окончательно запутавшись в отношениях и разочаровавшись во всем и во всех — в том числе и в самой себе, — Элизабет отправляется в путешествие. Предстоящий маршрут начинается с Италии, пролегает через Индию и должен завершиться на Бали. За счет такого трипа главная героиня надеется обрести духовное равновесие.
Фильм является экранизацией одноименных мемуаров Элизабет Гилберт. Книга вышла в 2006-м, права на экранизацию были в скором времени выкуплены Columbia Pictures. Режиссерское кресло занял Райан Мёрфи, также отвечавший и за адаптацию сценария. В каст фильма были приглашены звезды мировой величины — помимо Робертс и Франко, в съемках принял участие Хавьер Бардем. Однако ни Мёрфи — один из главных шоураннеров последнего десятилетия, а тогда еще не имевший такого веса в индустрии, — ни актерский состав не уберегли картину от шквала критики. Но даже если фанатам первоисточника фильм покажется поверхностным, то бенефис Джулии Робертс многим придется по душе.
Тед Крамер (Дастин Хоффман) озабочен лишь своей карьерой. Дни и ночи, проведенные на работе, не оставляют ему времени на досуг в кругу семьи. Исполнение родительских обязанностей отходит на второй план, и Тед не замечает, как брак трещит по швам. Его супруга Джоанна (Мэрил Стрип), оставив надежды на семейное благополучие, заявляет о разводе и собирает вещи — и не вещи Теда, а свои. Она настроена уехать в другой город искать самореализации. Главный герой остается один на один с ребенком (Джастин Генри), о котором он, как оказалось, знает не очень много. Крамеру предстоит оправдать свой статус отца. В скором времени Джоанна возвращается в родной город и намеревается забрать ребенка себе.
История Крамеров вышла на экраны в период второй волны феминистского движения в США, когда вопросы о равенстве коснулись в том числе распределения родительских обязанностей и работы. Режиссер Роберт Бентон сыграл тонко — выстроил повествование не однобоко, а через женский и мужской взгляды на одни и те же обстоятельства. «Крамер против Крамера» стал самым кассовым фильмом года, попутно угодив в девять номинаций премии «Оскар». В конкуренции за премию главными оппонентами стали «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Весь этот джаз» Боба Фосса. Пять статуэток, включая главную, ушли «Крамерам», а девятилетний Джастин Генри стал самым юным номинантом в категории «Лучшая мужская роль второго плана».
Супружеская жизнь Чарли (Адам Драйвер) и Николь (Скарлетт Йоханссон) заходит в тупик. Он уверен, что всё в порядке, она чувствует, что не может найти своего места. Николь предлагают работу в другом городе, что подталкивает ее к переезду. Она забирает ребенка с собой, а муж остается наедине с работой. Выкроив время на свидание, Чарли летит к семье. Однако результатом его поездки становится вручение документов о разводе.
«Брачная история» может показаться условным ремейком «Крамер против Крамера» или фильмом, продолжающим традиции «Сцен из супружеской жизни» Бергмана. Правда, режиссер Ноа Баумбак вдохновлялся не столько киноклассикой, сколько личной историей. Незадолго до выхода картины Баумбак пережил развод с Дженнифер Джейсон Ли. Также в интервью он не раз упоминал, что достиг возраста, когда бракоразводные процессы коснулись большинства пар из его окружения. Через фильм режиссер осмысляет не только причины развода, но и то, во что этот процесс превращается при соучастии юристов. Картина успешно участвовала в фестивалях и в наградном сезоне — киносмотр в Венеции, премии Гильдии актеров и Британской киноакадемии, а также «Золотой глобус» и «Оскар».
В семье иранцев Надера (Пейман Моаади) и Симин (Лейла Хатами), воспитывающих 11-летнюю Терме, возникает конфликт. Супруга хочет с семьей покинуть страну. Патриархальный уклад жестко ограничивает возможности для личностного роста. Надер не разделяет планы жены. Его удерживает в Иране пожилой отец, который нуждается в уходе. Тогда Симин подает на развод в надежде уехать только с дочерью. Но суд не торопится рассматривать дело. Решение, скорее всего, будет в пользу мужа, и шансов на то, что ей оставят ребенка, в принципе нет.
В 2011 году фильм Асгара Фархади вышел вопреки желанию иранских властей запретить его производство и релиз, поскольку режиссер открыто поддерживал оппозиционно настроенных деятелей искусства. Позже позиция политиков смягчилась, но никакой государственной поддержки лента не получила. Картина стала главным событием кинофестиваля в Берлине, получив, помимо главной награды, премии за лучшую мужскую и женскую роли. Как лучший фильм на иностранном языке, он покорил «Сезар», «Золотой глобус» и «Оскар».
Родители Саши очень разные. Папа Артем (Артем Быстров) — жизнерадостный человек, в котором не пропал дух авантюризма. Мама Светлана (Светлана Ходченкова) более сдержанна в своих эмоциях, и ей, честно говоря, несерьезность мужа уже поднадоела. Период отдаления друг от друга приводит к разводу, и Саша теперь живет на два дома. В скором времени новый партнер Светланы предлагает ей с ребенком переехать в США, чему кардинально не рад бывший муж. Оба супруга — каждый придерживается своей правды — начинают манипулировать ребенком, склоняя его к принятию непростых решений.
«Скажи ей», как и большинство фильмов этой подборки, говорит о проблемах каждого из родителей в отдельности. Только режиссер Александр Молочников транслирует свою мораль иначе. Автор говорит со зрителем со стороны ребенка, который видит конфликт двух главных людей в своей жизни. Картина Молочникова участвовала в конкурсе «Кинотавра» в 2020 году, но уступила главный приз картине «Пугало» Дмитрия Давыдова.
Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) уже не ведут совместный быт. Они находятся в процессе развода. Перебиваясь с претензий на скандалы, бывшие супруги решают последние формальности. Параллельно каждый из них занят новыми отношениями. Ненужным фигурантом происходящего становится 12-летний Алеша. Чувствуя свою неуместность, мальчик уходит из дома.
На сегодняшний день «Нелюбовь» — последняя полнометражная работа Андрея Звягинцева. Его драма граничит с психологическим триллером. Сам автор не уделяет внимания процедурным вопросам развода. Он не смакует размышления о том, почему супруги решили развестись, но принимает на себя роль кинематографического карателя, не прощающего безответственность родителей. «Нелюбовь» стала номинантом «Оскара», национальных и международных кинопремий, лауреатом наград Европейской киноакадемии, Каннского фестиваля и премии «Сезар». Авторитетный киножурнал Sight & Sound включил картину в десятку лучших фильмов 2017 года.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Джерри, Джанет и их сын Джо постоянно меняют место жительства. Отец находится в поиске стабильного дохода, но никак не поймает удачу за хвост. После очередного увольнения Джерри делает паузу в поисках работы. Позднее Джанет вместе с сыном сами уходят на заработки, осознав, что «перерыв» главы семейства затягивается и семейный капитал неоткуда пополнять. Джерри не готов мириться с таким положением дел. За небольшие деньги он отправляется тушить лесные пожары, оставляя неразрешенным возникший в семье кризис.
Картина является дебютом Пола Дано. Драма с Кэри Маллиган и Джейком Джилленхолом в главных ролях снята по мотивам одноименного романа Ричарда Форда, лауреата Пулитцеровской премии. Тихая история распада одной семьи настолько искренне и ненадрывно преподнесена автором, что сразу же привлекла внимание зрителей и критиков после премьеры на фестивале «Сандэнс». Режиссерские способности Дано были оценены публикой по достоинству, а фильм стал одним из главных инди-проектов 2017 года.