Дайджест новинок недели: Александра Бортич и ходячие мертвецы
Сергей Гилёв застрял во временной петле, к Александре Бортич отец вернулся с того света, Алексей Балабанов рассуждает о кино. Рассказываем о главных премьерах недели в Okko.
Никаких больше колыбельных: в постапокалиптическом будущем людям приходится не фигурально, а буквально бороться со сном — стоит проспать чуть дольше пары часов, как уже точно не проснешься. Первый сезон сериала «Выжившие» вышел в 2021 году и породил целую вселенную. Сеттинг мучительного мира практически без сновидений вернулся со вторым сезоном и чередой веб-сериалов, расширяющих горизонты франшизы.
Из пяти проектов продюсера Бакура Бакурадзе пока вышли два. Пару недель назад стала доступна «Беременная». А теперь состоялся релиз «Кругов» — веб-сериала, который закольцовывает время и во сне, и наяву. Гоша (Сергей Гилёв) пытается забыться — его жену Галу (Евгения Крегжде) убили. И… ему удается. Мужчина просыпается, и день повторяется снова: каждый круг Гоша всё ближе и ближе подбирается к правде о судьбе любимой женщины. Неужели он и правда сможет вычислить и остановить убийцу? «Круги» Сергея Дьячковского отлично вписываются в рамку вселенной и добавляют проекту мистического ореола (пусть и ненадолго).
Актриса Александра Лупашко уже заработала награды и репутацию за счет короткометражных работ и теперь дебютировала с художественным полным метром. Впервые картину показали на прошедшем в Москве в декабре фестивале «Зимний». «Танцуй, Селедка!» — зомби-комедия, но не в том формате, который вы могли представить.
Жанне (Александра Бортич) предстоит вернуться в родной южный городок, чтобы похоронить отца, у которого, кроме нее, никого не осталось. Неожиданно тело папаши (Павел Майков) оживает, чтобы поучить уму-разуму дочь напоследок. Правда, кроме Жанны, попыток сыграть в Лазаря никто из окружающих не видит. «Танцуй, Селедка!» (именно так папа называет дочь) — комедия примирения с импульсами роуд-муви, местами обаятельная и смешная, под конец — чуть неровная, но однозначно подающая надежды. Стоит дождаться второго полного метра Лупашко, чтобы говорить о новом женском голосе в российской киноиндустрии.
«Правда» — еще один дебютный фильм этой недели, к которому стоит присмотреться повнимательнее. Максим Кузнецов выходит на тропу детектива и с порога меняет привычные правила жанра. С самого начала зрители знают, что случилось с пропавшей в небольшом городке девочкой Машей. Следователь (Кирилл Кяро) ищет маньяка — уже не первое исчезновение ребенка ударяет по рутине местных, но единственный свидетель произошедшего Женя (Кузьма Котрелев) не готов дать показания. Бывший школьный учитель отсидел в тюрьме по ложному обвинению за хранение наркотиков и после выхода на свободу чувствует себя неполноценным участником местного социума.
Кузнецов, с одной стороны, до самого финала поддерживает интригу и играет с восприятием зрителя, с другой, предлагает размышление, не требующее разгадок, о работе внутренних органов и тягучем ощущении чужака в родных местах. «Правда» — и уверенный режиссерский дебют, и сильная актерская работа Кузьмы Котрелева, который уже зарекомендовал себя в сериале «ЮЗЗЗ».
«Фантом» — удачный жанровый гибрид, который сочетает камерный детектив в духе Агаты Кристи с удалым шпионским триллером, не избегая выстрелов и динамичных экшен-сцен. И на удивление все переходы между тональностями выглядят абсолютно гармоничными, а за разгадкой следуют не титры, а новый виток сюжета.
Так кто же такой Фантом? Это и предстоит выяснить. Первую половину XX века Корея провела под колониальным гнетом Японии. После покушения на нового генерал-губернатора пятерых подозреваемых в шпионаже и организации диверсии заперли в одном доме. Японскому офицеру предстоит выяснить, кто принадлежит к теневой группе сопротивления. «Фантом» — редкий случай, когда зритель скорее не хочет, чтобы диверсанта выявили, и симпатизирует не детективу, а преступнику. Одну из главных ролей в фильме исполнила Пак Со-дам, известная зрителям по оскароносным «Паразитам» Пон Джун-хо.
Не спешите обманываться названием, отсылающим к романтическим комедиям нулевых! «Шопоголики» — новая картина Оливье Накаша и Эрика Толедано, режиссерского дуэта, подарившего зрителя хит «1+1». Вновь в основе сюжета мужская дружба: Альбер (Пио Мармай) и Брюно (Джонатан Коэн) погрязли в финансовой яме из-за покупок — долги по кредиткам только растут. Волею случая они прибиваются к команде экоактивистов во главе с энтузиасткой Кактус (Ноэми Мерлан), но не то чтобы проникаются идеологией zero waste, а придумывают, как нажиться на помощи коллективу.
«Шопоголики» — кино и о мужской дружбе, которая особенно удается режиссерам, и о капитализме и обществе потребления, и о сегодняшнем активизме. Ждать еще одного шедевра не стоит — авторам помешали художественная «жадность» и желание угнаться за всеми темами сразу. Но «Шопоголиков» тем не менее можно назвать простым и трогательным кино на один вечер: кто знает, может, вам захочется после просмотра внимательнее относиться к сортировке мусора.
Велик соблазн «Кто не спрятался…» посчитать объедками с новогоднего стола: рождественский хоррор, который выходит онлайн в начале марта. Но не стоит откладывать просмотр до следующего года: лента Дженнифер Уэкслер не только эффектно выходит на парад новогодних ужастиков, но и отлично заигрывает с фактурой 70-х, как и ее коллега по цеху Тай Уэст («X», «Дом дьявола»). Сатанинская паника, секты, закрытая школа, демоны и внезапные вспышки насилия — такими мы запомнили хорроры десятилетия вроде «Черного Рождества» и «Последнего дома слева».
На каникулах все разъехались из школы-пансиона — остались лишь пара учениц, преподавательница и повар (практически как в «Оставленных» Александра Пэйна). Но праздничный ужин прерывает вторжение агрессивно настроенной публики, которая намерена совершить сатанинский обряд. Преследователи и преследуемые не раз поменяются местами, а «Кто не спрятался…» в конечном итоге напомнит кровавую версию «Один дома», где беспомощные школьницы дадут отпор негодяям. Фильм уверенно может пополнить картотеку зимних хорроров, которые не тают весной, — в следующем декабре сможете советовать его друзьям, которые релиз пропустили.
Название документальной ленты ясно отражает суть режиссерской задумки Константина Смилги: из архивов, хроник, интервью и прочих видеозаписей он создал еще одно балабановское послание. Хотя на самом деле всё то же. Алексея Октябриновича не стало 11 лет назад, 25 февраля ему могло бы исполниться 65 лет.
В «Послесловии» использованы записи, которые не вошли в другой документальный фильм Смилги — «Сергей Бодров. Где ты, брат?», а потому соратнику Балабанова Бодрову-младшему в разговоре уделено особенное внимание. Влияние Алексея Октябриновича сложно переоценить в масштабах отечественного кинематографа, а потому обращение к наследию режиссера заслуживает всяческого внимания. Вместе с «Послесловием» можно посмотреть и другую документальную ленту — «Балабанов. Колокольня. Реквием» Любови Аркус, чтобы увидеть другой подход к портрету большого художника.
Вселенная «Ходячих мертвецов» за последние годы обросла множеством спин-оффов, в которых не так-то просто разобраться. Чтобы сэкономить время, скажем, что «Дэрил Диксон», посвященный герою Нормана Ридуса, — одно из лучших ответвлений от магистрального направления в мире после конца. События первого сезона подхватывают основную сюжетную линию, но разительно меняют колорит.
Дэрил оказался во Франции и хочет вернуться домой. Получится не сразу — сначала, как и положено в эпоху постапокалипсиса, нужно спасти ребенка, а лучше нескольких. Изначально компанию Диксону должна была составить Кэрол, но актриса Мелисса Сюзанн МакБрайд не смогла согласовать график, а место спутницы поневоле заняла Клеманс Поэзи. В итоге актриса появляется в кадре на короткое время. Планы у создателей грандиозные — однажды спин-оффы «Дэрил Диксон», «Мертвый город» и «Выжившие» должны вновь сойтись в одном шоу. Осуществятся амбициозные фантазии или нет, пока неизвестно, но проект о герое Ридуса получил второй сезон уже точно.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».