Подборки9 мин.

Что смотреть на фестивале «Докер-2024»

С 5 по 15 сентября в киноцентре «Октябрь» в Москве пройдет 10-й Международный фестиваль документального кино «Докер», концентрирующийся на авторских и независимых проектах. Зрители увидят 56 новых фильмов из 30 стран мира, большинство из которых будут показаны в России впервые. Отмечаем 10 наиболее интересных работ: из двух традиционных конкурсов — основного и короткометражного, программы «Док Станция», а также открывающую смотр картину.

Агент счастья

IMDb: 7.4
Жанр: Документальное
2024, 94 мин
Бутан, Венгрия, 18+
Режиссер: Арун Бхаттараи, Дороттья ЗурбоГлавные роли: Амбер Кумар Гурунг, Гуна Радж Куикел

Фильм открытия

Бутан сегодня славен принятой еще в 1970-е на государственном уровне философией и программой развития «Валового национального счастья». Специальные агенты путешествуют по самым труднодоступным регионам страны и задают согражданам вопросы, измеряя индекс счастья. Всего в опроснике 148 пунктов. Некоторые вопросы каверзные: как часто гневаетесь? чувствуете ли себя счастливыми? доверяете ли соседям? Другие совершенно бытовые: есть ли корова? а козы? хотя бы газонокосилка есть? Амбер — один из агентов счастья — странствует вместе с напарником и опрашивает стариков, женщин и мужчин, но сам едва ли доволен своей жизнью. Он до сих пор делит крышу с мамой, любовь так и не встретил и борется за получение гражданства, без которого ни одна избранница на него не посмотрит.

Как измерить счастье? Да не только у одного человека, а у целой страны. Кажется, любые разговоры о простом и понятном ответе на этот вопрос обречены на поверхностность и неточность. Режиссеры Арун Бхаттараи и Доротья Зурбо едва ли задавались целью раз и навсегда решить одну из глобальных проблем человечества. В своем фильме авторы предлагают коллективный портрет удивительной горной страны, где правительство поставило счастье граждан на первое место. Разумеется, раз в кадре Бутан, то в картине захватывающие дыхание пейзажи (BBC и National Geographic отдыхают). Поскольку отвечают жители честно, получается исключительно забавное и легкое зрелище. Правда, не очень понятно, как быстро перенести опыт Бутана, например, на Россию. Премьера «Агента счастья» прошла на «Сандэнсе» этого года.

Можно я не буду умирать?

Жанр: Документальное
2024, 92 мин
Россия, 18+
Режиссер: Елена Ласкари

Основной конкурс

Мама Наташа и неизлечимо больная дочь-подросток Настя живут на окраине Москвы. Девочка любит рисовать, играет в любительском спектакле Джульетту, изучает английский, испанский и китайский языки, пишет рассказы и играет на укулеле. Ей нескучно, однако в быту она не может обойтись без мамы. Девочка дышит с помощью специального аппарата, а из-за сильных обезболивающих по ночам ей снятся кошмары. Наташа же мечтает о личном счастье. Муж-байкер ушел из семьи, узнав о диагнозе дочери, а потом насмерть разбился на мотоцикле. Однажды Наташа все-таки встречает новую любовь.

Картина выпускницы режиссерского факультета ВГИКа Елены Ласкари в первую очередь впечатляет спокойным и даже ироничным отношением мамы и дочери к смерти. Семья давно привыкла жить с тяжелой ношей на душе, это данность. Наташа может даже подшучивать над Настей в перерывах между звонками в поликлинику и хоспис. Хоспис, как показывает фильм, — место, где не умирают, а живут. Дети со страшными диагнозами общаются, проводят вместе время и забывают о непростой рутине. В камерном фильме «Можно я не буду умирать?» соединяются история любви, необычного взросления и сложных отношений.

Горько-сладкая баллада

Жанр: Документальное
2024, 108 мин
Китай, 18+
Режиссер: Лян Цзюньцзян

Основной конкурс

В пекинской школе-интернате «Одуванчик» учатся дети мигрантов, приехавших из провинции в столицу на заработки. Родители-работяги едва сводят концы с концами, но сражаются за образование детей в надежде, что у следующего поколения жизнь будет чуть легче. Большое значение в школе имеет хор — отдушина для мальчиков и девочек, которые могут петь об одуванчиках, джунглях и Пекине. Но доступны занятия музыкой не всем. Ежегодно учительница отбирает в хор самых талантливых школьников.

Китайский автор Лян Цзюньцзянь снимал фильм на протяжении семи лет. Режиссер показывает и быт мигрантов в Пекине, и школьные будни, и репетиции хора. Едва ли ученики будут в дальнейшем зарабатывать на жизнь пением, но на короткий промежуток времени они растворяются в музыке. «Горько-сладкая баллада» фиксирует, возможно, счастливейший момент в судьбе представителей низших социальных слоев. Искусство уравнивает всех, но вместе с окончанием школы прекратятся и занятия хора. Дальше — ежедневная борьба за выживание в недружелюбном мегаполисе.

Циклы семейной жизни

Жанр: Документальное
2024, 67 мин
Россия, 18+
Режиссер: Нина Волова

Программа «Док Станция»

Паша всю жизнь любил кино, но работал в других направлениях. Например, занимался страхованием. В 50 лет уже семьянин и вроде бы состоявшийся человек поступает в киношколу. Во время съемок своего студенческого фильма об отношениях у Паши, а он же решил исполнять главную роль, много откровенных сцен с актрисой, играющей его супругу. Режиссер теряется и не до конца понимает, где кино, а где привычная реальность.

«Циклы семейной жизни» сняла выпускница Московской школы нового кино Нина Волова. И фильм Павла Логинова, который рождается на наших глазах, и документальная картина о его съемках получаются искренними и с минимальным расстоянием между камерой и актерами. Режиссер 50-ти лет переживает кризис среднего возраста и идентичности. Может быть, стоит поменять не только род деятельности? Перемены должны коснуться и личной жизни. Волова ни на шаг не отступает от главного героя и фактически позволяет зрителям залезть к нему в голову.

Якутия — между мирами

Жанр: Документальное
2024, 67 мин
Россия, 18+
Режиссер: Владимир Кочарян

Программа «Док Станция»

Режиссер Владимир Кочарян родился и вырос в Якутии, а затем переехал учиться в Санкт-Петербург. Спустя десять лет автор, наполовину армянин, наполовину якут, возвращается в родные края, пытаясь проанализировать феномен кинематографа Республики Саха, а заодно отыскать собственные корни.

Кочарян, работавший креативным продюсером на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов «Лендок» и исполнительным директором журнала «Искусство кино», параллельно съемкам документальной картины трудился над книгой «Якутское кино. Путь самоопределения». В фильме на экране появляются режиссеры Алексей Романов и Дмитрий Давыдов, продюсеры Марианна Сиэгэн и Сардана Савина, актриса Валентина Романова-Чыскыырай и знаток народного якутского эпоса «Олонхо» Сардаана Сыромятникова. Вполне возможно, что любовь жителей Республики Саха к кино связана с фрагментарной структурой их эпоса, это и есть смонтированный фильм, но только передающийся из поколения в поколение устно. В картине Кочаряна авторские мысли подтверждаются отрывками из фильмов «Срединный мир», «Пугало», «Бог Дьёсёгёй» и не только. Давыдов рассуждает о будущем самобытной кинематографии, а Романов говорит, что все люди когда-то практиковали язычество и поклонялись многим богам, так что на подсознательном уровне легко подключаются к якутским историям. Едва ли Кочарян закрывает тему возникновения, развития и взлета кинематографа Республики Саха. Скорее это познавательное кино, начало исследовательского пути.

Колесо обозрения

Жанр: Документальное
2024, 71 мин
Турция, 18+
Режиссер: Омер Гюмюзер

Основной конкурс

Сотрудники измирского луна-парка после очередного шумного дня, проведенного под главные поп-хиты 2020-х годов, не заканчивают работу. Им нужно привести в порядок территорию и обслужить всю технику. Только ближе к рассвету у них есть пара часов на себя и сон в тени под аттракционом. Всё меняется, когда правительство Турции закрывает общественные места из-за пандемии. Владельцы парка оставляют на тихой службе несколько старожил, другие же вынуждены экстренно искать новую работу.

Что происходит, когда гаснет яркая подсветка аттракционов? Какие усилия прикладывают работники для обеспечения веселья гостям? Перед нами своего рода хроника обратной стороны жизни парка развлечений. Но работа Гюмюзера совсем не похожа на типичный док, направленный на жесткую социальную критику, даже несмотря на все сложности, связанные с пандемией и землетрясением в Измире. Камера режиссера очарованно старается вглядываться в повседневность рабочих, особенно во время их отдыха с чаем, книгой и сигаретой. На уровне монтажа видна попытка Гюмюзера разнообразить повествование: где-то берет темпы техно-музыки, местами застывает, нагнетая драматизма, а ближе к финалу вы увидите забавную, чуть ли не фотографическую последовательность кадров. «Колесо обозрения» также и о самой Турции — о стране, которая со стороны похожа на парк развлечений.

Мора всё еще здесь

Жанр: Документальное
2023, 87 мин
Марокко, Франция, 16+
Режиссер: Халид Зайри

Основной конкурс

В начале 1950-х французская горнодобывающая компания обратилась к Феликсу Мора, бывшему военному, служившему в Марокко, за помощью в наборе дешевой рабочей силы. За 20 лет Мора доставил не менее 70 тысяч марокканских мужчин на север Франции для изнуряющей работы на угольных шахтах. Фильм Халида Заири посвящен бывшим марокканским шахтерам — их истории выживания и борьбе с дискриминацией.

Повествование следует за главным героем: он рассказывает о жизни в бедной марокканской деревне, о первом приезде Мора, его жестоких, напоминающих ​​концентрационный лагерь методах отбора рабочих на шахту. Параллельно Заири реконструирует лирическую переписку одного шахтера с женой, которая осталась в Марокко с детьми и на протяжении многих лет ждет возвращения мужа. Визуально всё это оформлено в приглушенных тонах, а неспешные и созерцательные планы марокканской пустыни выступают знаками препинания в рассказе. Есть также документальная хроника с шахтерами, которая любопытно сочетается с легким джазовым сопровождением или буровым шумом. Получилась больше меланхолическая, нежели политическая работа.

Ромина

Жанры: Биографии, Документальное
2024, 72 мин
Италия, 18+
Режиссер: Валерио Ло Муцио, Майкл ПетролиниГлавные роли: Ромина Кабецас, Берта Ирене Наваррете Иачельга, Алессандро Дане, Алан Гонцалес, Станизлао Юньор Луцци, Франко Пальмьери

Основной конкурс

Ромина — девушка из маргинальной семьи, выросшая в пригороде Болоньи. Сейчас она живет с вставшей на путь исправления матерью и братом-школьником, отец которого всё еще промышляет воровством. Ромина пробует себя в любительском боксе, участвует в соревнованиях и тусуется с рэперами-друзьями. Но выясняется, что итальянский закон не готов так просто отпустить ее мать в новую жизнь.

Документалисты Валерио Ло Муцио и Майкл Петролини провели с Роминой четыре года — можно сказать, сделали камеру для нее незаметной. Также они стали свидетелями сложного этапа для муниципального клуба Bolognina Boxe, который в фильме занимает центральное место и известен тем, что заботится о проблемной молодежи из слабозащищенных слоев населения. В итоге получилась убедительная, хоть и несколько очевидная история о шаткости будущего маленького человека.

Гудящее лето

Жанр: Документальное
2023
Италия, 18+
Режиссер: Лука Чирьелло

Программа Doker Shorts

В преддверии начала учебного года трое подростков беззаботно гоняют на своих тюнингованных апиках (легких трехколесных грузовых автомобилях, напоминающих тук-тук) по небольшому городу на севере Италии. Они заняты подключением магнитолы, виражами на автостоянке и ночными посиделками с пиццей в кузове апика.

Если бы не совершеннолетний парень, который выпендривался перед героями на «настоящем» мотоцикле, то можно было бы сказать, что в фильме нет конфликта. Это совершенно беззаботный, юношеский, летний этюд об увлеченных апиками тинейджерах. Одна из самых забавных сцен: неожиданные танцы в освещенной светодиодами ночи под культовую песню Felicita итальянского дуэта Аль Бано и Ромины Пауэр. Для 36-летнего режиссера Луки Чирьелло это уже третья короткометражная работа. По ощущениям, он явно чувствует «правильный» кадр и скорее стремится к игровому кино. Вполне возможно, что рано или поздно он заявит о себе с полным метром.

Предыстория

Жанр: Документальное
2023, 17 мин
Чили, 18+
Режиссер: Эшли Сальман

Программа Doker Shorts

17-минутная работа Сальман представляет собой взятую из домашнего архива семейную видеозапись. На ней недавно умершая мать режиссерки и отец дурачатся на пляже океана, отмечают день рождения дочки на барбекю и едут в машине по Америке. Весь этот пиксельный видеоряд иногда «заедает», и закадровый голос Сальман рассказывает о непростых отношениях матери и отца. Она признается, что запуталась в том, каково матери было жить (и воспитывать дочь) в ценностях мачо-культуры.

Эстетика хоум-видео, казалось бы, уже давно потеряла какую-либо новизну. Но для глубоко личных задач, которые поставила перед собой Сальман, она незаменима. Авторка пытается осмыслить, кем были ее родители прежде всего друг для друга. Красноречиво эту тему раскрывают фрагменты, снятые отцом, — на них «домашнее видео» принимает совершенно не милый оборот семейного мероприятия. За счет того, что видеоряд и монолог Сальман взаимно комментируют друг друга, у нее получился лаконичный проект на тему утраты, латиноамериканских ценностей и новой женственности.