Что и требовалось доказать: 10 фильмов про математиков
Математики — одни из самых загадочных людей. Неудивительно, что кинематограф столь внимательно адаптирует их истории. Ведь они напоминают великих детективов — подходят к решению задачи с самого необычного ракурса. Каждая картина из этой подборки также раскрывает личную историю гения: с каким непониманием и осуждением сталкивался герой на своем пути. Представляем 10 фильмов про математиков, которые доказывают, что цифры и исчисления интереснее любых взрывов и перестрелок.
Начало XX века, Индия. В густонаселенном городе Мадрас живет и трудится Сриниваса. Он гнет спину чернорабочим, но даже трудолюбие и усердие не обеспечивают ему безбедное существование. Он звезд с неба не хватает и понимает, что при столь жесткой социальной иерархии ему вряд ли светят медовые реки. Однако счастливый случай круто поворачивает его жизнь: работодатели замечают, что Сриниваса обладает незаурядными способностями в математике. Поэтому сначала задействуют его в бухгалтерском учете, а после один из коллег убеждает парня отправить свои работы университетским профессорам. Индийского гения замечает ученый-математик из Кембриджа и приглашает его посетить Англию для совместной работы.
«Человек, который познал бесконечность» — не просто сказочный сюжет про то, что в жизни возможно всё. Эта фантастическая история основана на биографии реального человека. Фильм рассказывает про математика-самоучку из Индии, который за свою короткую, но очень насыщенную жизнь доказал всем скептикам, что не стоит опускать руки и покоряться обстоятельствам.
1939 год, Великобритания вступает во Вторую мировую войну. Секретные службы объединяют нескольких лучших ученых в специальную исследовательскую группу, чтобы те смогли взломать код немецкой шифровальной машины «Энигма». Среди тех, кто будет раз за разом просматривать, просчитывать и анализировать, казалось бы, бессмысленную последовательность цифр и букв, будет математик Алан Тьюринг. Именно он в конечном итоге нанесет «Энигме» решающий удар. Но даже такой вклад в победу над фашистской Германией не убережет его от правительственного преследования и безжалостного наказания в будущем.
«Игра в имитацию» опирается на биографический роман Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма». Главную роль в картине исполнил Бенедикт Камбербэтч, который еще в «Шерлоке» доказал, что ему отлично подходят образы одаренных, нелюдимых и крайне своеобразных героев. В фильме Мортена Тильдума ему вновь пришлось примерить маску гения со сложной судьбой и характером.
Уилл Хантинг (Мэтт Дэймон) — одаренный юноша, но его социальная среда не умеет поощрять такие таланты. Дети из одноэтажной Америки редко оказываются в престижных заведениях. Вместо литературных кружков Уилл посещает исправительные учреждения и залы судов. Отбывая очередное наказание в одном из учебных заведений, Уилл от скуки решает сложнейшую математическую задачу, поставившую в тупик других студентов. Парнишку-гения с неординарными способностями, но с эмоциональными проблемами примечает университетский профессор математики (Стеллан Скарсгард) и берет под свое крыло. Теперь Уиллу предстоит пройти курс психотерапии у психолога Шона Магуайра (Робин Уильямс), на котором он найдет себя и верного друга.
Режиссеру фильма Гасу Ван Сенту вновь удалось снять душещипательную историю без приторного сентиментализма и с глубокими психологическими портретами, которую оценили как академики, так и широкая публика. Доказательство тому — не столько награды, которых удостоилась картина, а то, что «Умница Уилл Хантинг» уже много лет попадает в многочисленные топы и списки и даже не планирует покидать пьедестал.
Фильм снят по роману японской писательницы Ёко Огавы, значимой фигуры в литературном мире Страны восходящего солнца. Книги Ёко отличают невероятная теплота и обезоруживающая искренность, вместе с тем они дают обширное представление о восточной философии и культуре, которые трудно описать словами, но при первой же встрече с этими предметами искусства вы сразу понимаете, о чем речь. И «Любимое уравнение профессора» не исключение.
Профессор математики несколько лет назад попал в автомобильную аварию. Теперь он в силах удержать в памяти лишь 80 минут из жизни. А дальше белый лист и новые воспоминания. Зато ученый с упоением описывает красоту факториалов, простых и натуральных чисел. И под это очарование миром математики попадают его новая домработница и ее десятилетний сын. Удивительный сюжет про то, как мир чисел, уравнений и теорем дарит героям человеческое тепло и спасает от одиночества.
Главный герой фильма вступает в тяжелую борьбу за опеку над девочкой-вундеркиндом, детство которой грозятся разрушить взрослые амбиции и корысть. Картина Марка Уэбба, режиссера «500 дней лета», который, поигравшись с супергероями, снова снял уютную и светлую драму о любви, только на этот раз семейной.
Фрэнк Адлер (Крис Эванс), проживающий в прибрежном городке во Флориде, пытается обеспечить яркую и счастливую жизнь маленькой племяннице. Девочка обладает очаровательным характером и удивительными способностями к математике, которые поражают не только учителей, но и суровых ученых мужей. В их размеренную жизнь вклинивается властная мать Фрэнка, которая уверена, что он губит талант девочки и лишает ее билета в большое и успешное будущее. Она решает отнять у сына Мэри через суд, но родственники идут на компромисс, и девочка попадает в приемную семью. Удачный ли это исход?
Черно-белый, малобюджетный, снятый всего за 60 тысяч долларов и взрывающий мозг дебютный техно-триллер Даррена Аронофски. Сейчас, когда кино про цифровые миры стало мейнстримом, этот фильм до сих пор производит новаторское впечатление. Особенно интересно его рассматривать в паре с «Матрицей» — одна тематика, но столь разные подходы заставят зрителя сделать выбор в пользу одного из них.
Математик и социофоб Макс Коэн сутками сидит перед компьютером, пытаясь сломать универсальный код, который, по его мнению, управляет не просто курсами всех биржевых акций, но и мирозданием. Макс, погружаясь в свои расчеты, увязает в липком безумии, а мир вокруг него превращается в сюрреалистический вертеп, в котором уже невозможно разобрать, где реальность, а где шутка больного воображения.
Космическая гонка в самом разгаре. Советский Союз запустил человека в космос, а Юрий Гагарин покорил мир очаровательной улыбкой. США не намерены отставать, поэтому дают ученым задание как можно скорее отправить американца в космос. NASA собирает команду, которой предстоит в короткие сроки добиться больших результатов. Ученые мужи погружаются в расчеты и прогнозы, но внезапно в их команде появляется талантливый физик-математик Кэтрин Джонсон, афроамериканка, которая возглавляет рабочую группу. К ней присоединяются еще две девушки, Мэри и Дороти, — удастся ли им преодолеть сопротивление космоса и патриархального американского общества?
Биографическая драма «Скрытые фигуры» основана на реальных событиях и рассказывает историю трех реальных женщин-математиков, которые работали в NASA в 1960-е. Эти героини доказывают, что у гениальности нет расы, но есть у них и не менее важное достижение: они пошатнули устои белого американского общества, скрывающего проблемы равноправия под внешним благополучием.
Мальчишке Кристиану Вольфу диагностируют расстройство аутистического спектра. В медицинском центре обещают, что радушная атмосфера поможет парню адаптироваться, но с таким решением не согласен отец Криса, офицер армии США. Он уверен, что только суровые тренировки, стоицизм и дисциплина сделают из его сына успешного человека. Повзрослев, математический гений Крис устраивается бухгалтером в небольшой офис. На деле он разоблачает финансовые обманы и даже «сотрудничает» с преступными организациями. Клиенты никогда не видели Криса в лицо и не знают его имени, как и сотрудники агентства по борьбе с финансовыми преступлениями, которым уж очень хочется поймать загадочного бухгалтера.
В прошлом сценарий Билла Дюбюка, по которому снят фильм, угодил в Черный список лучших сценариев, то есть многообещающих, но нереализованных. Однако за бодрую историю в духе шпионских перестрелок рискнул взяться Гэвин О’Коннор, пригласив на главную роль Бена Аффлека. И команда не прогадала. Трудный сценарий удалось воплотить на экране, и «Расплата» получилась стремительной и беспощадной.
Кэтрин — дочь гениального, но сошедшего с ума математика. Она ухаживала за отцом последние пять лет, пока тот всё глубже погружался в себя, исписывая тетради непонятными доказательствами теоремы. После его смерти в жизни Кэтрин появляется ученик математика, он просит у Кэтрин глянуть записи ее отца, ведь в них может содержаться великое открытие, которое не должно пропадать. В это время девушка сама работает над математической задачей, и постепенно ее всё сильнее одолевает страх, что безумие отца перешло к ней по наследству. Когда же Кэтрин являет миру свое доказательство, тот не верит, что она смогла сама совершить нечто подобное. И подозревает, что дочь просто украла достижение отца.
Первоисточник, по которому снят фильм, пьеса Дэвида Обёрна, удостоен Пулитцеровской премии. Сама картина, к сожалению, не получила статуэток и регалий, но это скорее проблема премий, а не драмы. Примечательно, что Гвинет Пэлтроу исполнила роль Кэтрин дважды: в фильме Джона Мэддена и на сцене лондонского театра.
Молодой и нелюдимый гений математики Джон Нэш (Рассел Кроу) приезжает в Принстон и сразу же погружается в науку, игнорируя праздные студенческие тусовки. Разговорам с сокурсниками он предпочитает бесконечные расчеты в комнате, а скучным занятиям — собственные открытия. Несмотря на сложный и бунтующий характер, ему удается построить преподавательскую и исследовательскую карьеру. Однажды к Нэшу обращается с предложением о сотрудничестве агент ЦРУ. Ученый отыскивает и анализирует в прессе секретные сообщения, которыми обмениваются заговорщики. Джон исполняет свой долг перед Америкой, пока в один день не вскрывается страшная деталь: у Нэша стремительно развивается шизофрения.
«Игры разума» Рона Ховарда рассказывают о непростой судьбе реального математика Джона Нэша, который, несмотря на заболевание, продолжил работать и в итоге получил Нобелевскую премию по экономике. Картина была удостоена высоких оценок и нескольких наград, но, к сожалению, не избежала и осуждения. Те, кто хорошо знал биографию и жизнь Нэша, обвинили создателей фильма в том, что они недостаточно уважительно и точно подошли к рассказу о болезни исследователя. В частности, для драматургического усиления его галлюцинации сделали не только слуховыми, но и зрительными, хотя последними он не страдал.