Чисто английский шарм: 7 экранизаций Джейн Остин
Английская писательница ДжейнОстин описывала нравы своей эпохи и проблемы, с которыми сталкивались женщины ее времени. Однако даже два столетия спустя ее наблюдения и замечания не растеряли своей остроты. Кинематографисты продолжают обращаться к ее романам, вновь и вновь отыскивая в них то искрометное комедийное начало, то большую человеческую трагедию. Вспоминаем 7 экранизаций, в которых героини Остин оживают на экране.
21-летняя Эмма Вудхаус (Аня Тейлор-Джой), первая и самая родовитая красавица вымышленной деревни Хайбери, провожает замуж свою бывшую гувернантку и решает заняться сватовством других знакомых. Ее новой протеже становится Гарриет Смит (Миа Гот), незаконнорожденная дочь неизвестного отца. Эмма сначала пытается свести ее с местным викарием (Джош О’Коннор), а потом — с богатым пасынком из новой семьи гувернантки (Каллум Тернер). Действия героини не одобряет ее старший друг и сосед мистер Найтли (Джонни Флинн), но к его разумным советам Эмма прислушиваться не спешит.
У самого ироничного из романов Остин уже было несколько удачных экранизаций. Большой популярностью «Эмма» пользовалась в середине 1990-х: тогда вышла классическая версия с Гвинет Пэлтроу и анахроничная — с Алисией Сильверстоун (второй фильм назывался «Бестолковые», в нем героиня превращалась в королеву старших классов в калифорнийской школе). Но клипмейкеру и фотографу Отем де Уайлд, создательнице новой «Эммы.», удалось найти к тексту свой подход. В ее картине юмор и ирония кроются не в сюжетных поворотах и даже не в характерах персонажей, а в вещах и ритуалах, которыми наполнен их мир. Совершенство костюмов и причесок, отмеченное двумя номинациями на «Оскар», доведено здесь до гротеска: отец Эммы, например, носит брюки и сюртуки со сложным, почти мебельным принтом — и потому периодически сливается с креслом, в котором так любит дремать. Чувства героев, впрочем, тоже не забыты. Степенный менуэт, который Эмма танцует с мистером Найтли на балу, еще никогда не выглядел на экране таким сексуальным.
Фанни Прайс (Фрэнсис О’Коннор), девочка из бедной семьи, отправляется на воспитание к богатым родственникам, живущим в поместье Мэнсфилд-парк. Там к героине относятся словно к Золушке и регулярно напоминают о ее происхождении. По-настоящему дружеское участие к девочке проявляет только один человек — ее кузен Эдмунд (Джонни Ли Миллер). Именно в него повзрослевшая Фанни и влюбляется. Но статус героини меняется, когда в поместье прибывают брат и сестра Кроуфорд, Генри (Алессандро Нивола) и Мэри (Эмбет Дэвидц). Их появление переворачивает с ног на голову всю размеренную жизнь Мэнсфилд-парка. Эдмунду нравится Мэри, а Генри кладет глаз на Фанни — единственную женщину, равнодушную к его чарам.
Автор сценария и режиссер Патриция Розема позволила себе значительные отклонения от оригинального романа. Из семьи Фанни пропал ее брат Уильям; хозяину Мэнсфилд-парка, сэру Томасу Бертраму, приписали целую сюжетную линию с восстанием рабов на Антигуа (так авторы пытались обратить внимание зрителей на колониальные проблемы эпохи: среди милейших персонажей романов наверняка было немало рабовладельцев). Изменения претерпел и образ главной героини. Она в фильме не только действующее лицо, но и рассказчица, фиксирующая свои мысли и впечатления на бумаге. Персонаж слился с автором: проницательная Фанни в версии режиссера — это отчасти сама писательница, точно так же видевшая людей насквозь.
После смерти отца сёстры Элинор (Эмма Томпсон) и Марианна (Кейт Уинслет) перестают быть завидными невестами. Состояние скончавшегося родителя переходит не к ним, а к его сыну от первого брака. Но потеря положения не может помешать первой любви. Рассудительная Элинор увлекается неловким тихоней Эдвардом Феррарсом (Хью Грант), а впечатлительная Марианна теряет голову, познакомившись с лондонским красавчиком Джоном Уиллоуби (Грег Уайз). На долю обеих сестер выпадет немало испытаний: будут и предательства, и интриги жадных родственников, и вовремя непроясненные недоразумения, которые так часто определяют ход событий в книгах писательницы.
Фильм Энга Ли получил семь номинаций на «Оскар», но победил лишь в одной. Награда за лучший сценарий досталась актрисе Эмме Томпсон, которая не только сыграла одну из главных ролей, но и адаптировала роман для переноса на экран. На эту работу у нее ушло пять лет, и результатом стала картина, в которой на первый план выходят не костюмы или декорации (они здесь нарочито скромные и строгие), а переживания героев. Все актеры, от совсем юной Кейт Уинслет до опытного Алана Рикмана, играют с шекспировской отдачей. Правда, стоит отметить, что лучшую сцену Томпсон все-таки припасла для себя. Ближе к финалу ее спокойная и благоразумная героиня внезапно теряет контроль и начинает задыхаться от рыданий прямо на глазах у персонажа Хью Гранта. В этот момент сердце не дрогнет только у самого отъявленного скептика.
Энн Эллиот (Дакота Джонсон), девушка из состоятельной аристократической семьи, когда-то была влюблена в бедного, но благородного моряка Фредерика Уэнтуорта (Космо Джарвис). Он отвечал ей взаимностью, однако до свадьбы дело так и не дошло: близкие Энн сочли ее возлюбленного неудачной партией и отговорили героиню от брака. Семь лет спустя они встречаются вновь, уже при других обстоятельствах. Фредерик дослужился до капитана и разбогател, а семья Энн, напротив, растратила значительную часть своего состояния. Поначалу героиня предполагает, что бывший жених давно к ней охладел. К счастью, она ошибается.
Вышедшему на Netflix фильму сильно досталось от поклонников писательницы. Критике подвергся не столько «слепой» кастинг, позволивший ввести на важные роли темнокожих актеров, сколько трактовка характера Энн Эллиот. В интерпретации театральной постановщицы Кэрри Крэкнелл она превратилась из интровертной скромницы в королеву социальной неловкости, в помесь Бриджит Джонс с Дрянью из одноименного сериала Фиби Уоллер-Бридж. Энн обращается к зрителям, ломая четвертую стену, в отчаянии хлещет вино из горла, портит ужин неуместными комментариями и отпускает язвительные закадровые реплики в адрес родственников. Но если абстрагироваться от оригинального текста, картина Крэкнелл производит не такое уж плохое впечатление. Это красивый костюмный ромком с отличной актерской работой Дакоты Джонсон: ей, как никакой другой звезде, идут роли томных красавиц, прячущих бурные эмоции за расслабленной улыбкой.
«Сэндитон» не входит в классический список романов Джейн Остин, знакомый любому библиофилу. Эту книгу писательница начала за полгода до смерти и не успела завершить. Потомкам досталось 11 глав, в которых она лишь наметила характеры героев и основные сюжетные линии. Сериал, выпущенный в 2019 году, в первых эпизодах повторяет фрагменты книги. Главная героиня Шарлотта Хейвуд (Роуз Уильямс) приезжает из родного поместья в Сэндитон — рыбацкую деревушку, которую местный житель Том Паркер (Крис Маршалл) хочет со временем превратить в процветающий морской курорт. Но всё самое интересное начинается, когда девушка знакомится с младшим братом Тома Сидни Паркером (Тео Джеймс).
Амбициозную задачу дописать неоконченный роман взял на себя сценарист Эндрю Дэвис. В Великобритании его считают одним из самых главных специалистов по Джейн Остин: по его сценарию, например, был поставлен классический сериал BBC «Гордость и предубеждение» с Дженнифер Эль и Колином Фёртом. Еще одним козырем проекта стали приморские пейзажи графства Сомерсет. Действие «Сэндитона», в отличие от других экранизаций, разворачивается не только в роскошно убранных гостиных, но и на пляже или где-то рядом с ним. Сериал получил высокие оценки и у зрителей, и у критиков, но самые преданные фанаты всё равно остались недовольны. Из сценария Дэвиса, во-первых, исчезла фирменная ирония писательницы, а во-вторых, счастливый финал, к наличию которого читателей приучили ее произведения.
В семье мистера Беннета (Дональд Сазерленд) и его суетливой супруги миссис Беннет (Бренда Блетин) подрастают на выданье сразу пять дочерей. Для небогатых мелкопоместных дворян, каковыми являются Беннеты, это целая проблема: будущие невесты не могут предложить потенциальным женихам ничего, кроме своей красоты и душевных качеств. Однажды на балу старшие сестры Джейн (Розамунд Пайк) и Элизабет (Кира Найтли) знакомятся со своим новым соседом Чарльзом Бингли (Саймон Вудс) и его молчаливым приятелем мистером Дарси (Мэттью Макфэдиен). Общение с последним вызывает у Элизабет Беннет раздражение: заносчивый аристократ явно слишком много о себе думает.
Эта экранизация зажгла на режиссерском небосклоне новую звезду. Постановщик Джо Райт, ранее работавший на телевидении, дебютировал в большом кино и с первой попытки попал в высшую лигу британского кинематографа. После мини-сериала BBC с Колином Фёртом в роли мистера Дарси многим казалось, что ничего нового к роману «Гордость и предубеждение» добавить уже нельзя. Однако версия Райта тоже стала канонической. Режиссер сжал оригинальную книгу, утвердил на главные роли совсем юных актеров (Кире Найтли на момент съемок было всего 19 лет) и уделил особое внимание бедности Беннетов, живущих в простой сельской обстановке. В этой экранизации романа героини пачкают грязью подолы платьев, болтают на фоне кудахтающих куриц и развешенного на веревках нижнего белья, а волосы аккуратно зачесывают только для бала. Лиззи в исполнении Киры Найтли остра на язык, весела и почти всегда находится в движении, а Дарси, напротив, вечно сумрачен и замкнут: недаром первое признание в любви он делает во время ливня, словно освобождающего его подавленные чувства.
Бойкая вдова Сьюзан Вернон (Кейт Бекинсейл) не льет слезы после смерти мужа, а думает о том, как устроить свою жизнь. В идеале нужно удачно сплавить какому-нибудь богачу застенчивую дочь Фредерику (Морфидд Кларк), а еще лучше — снова выйти замуж самой. Но репутация работает против леди Сьюзан. Всем известно, что перед ее чарами трудно устоять даже женатым мужчинам. Принять вдову соглашается деверь Чарльз Вернон (Джастин Эдвардс). Однако его собственная жена Кэтрин (Эмма Гринвелл) и ее молодой брат Реджинальд (Завьер Сэмюел) от такого соседства не в восторге. Брат, впрочем, быстро меняет точку зрения и, несмотря на разницу в возрасте, начинает всерьез заглядываться на гостью.
Сценарий картины был основан на раннем эпистолярном романе Джейн Остин «Леди Сьюзан». Эта книга при жизни писательницы так и не была издана. Американскому режиссеру Уиту Стиллману заглавие оригинального текста показалось бесцветным, и он позаимствовал для фильма название ее другого раннего произведения — «Любовь и дружба». Смысловые акценты постановщик тоже ловко переставил. Аферистка леди Сьюзан, конечно, нетипичная для романов Остин героиня, и сама писательница вряд ли симпатизировала ей так же, как сестрам Беннет из «Гордости и предубеждения» или Энн Эллиот из «Доводов рассудка». Стиллман же возводит очаровательную интриганку на пьедестал, дарит исполнительнице главной роли Кейт Бекинсейл настоящий актерский бенефис и превращает сюжет в чистую комедию нравов, в которой все туповатые герои сами виноваты в своих бедах.