Человек-мем, саентолог и главный танцор Голливуда: Фильмы и сериалы с Джоном Траволтой
18 февраля Джону Траволте исполняется 70 лет. Его кинокарьера — настоящие американские горки, где взлеты и падения чередуются с удивительным постоянством. По случаю дня рождения звезды «Криминального чтива» и бесчисленных мемов вспоминаем его самые запоминающиеся актерские работы.
Также предлагаем вам посмотреть подборку самых популярных сериалов.
Тони — простой 20-летний работяга из Бруклина, с утра до ночи вкалывающий в захудалом магазинчике. И лишь в субботу вечером италоамериканец может позабыть о повседневных невзгодах и посвятить себя делу всей жизни — танцам. На дискотеке в местном клубе Тони нет равных, но для широкого признания одного лишь таланта недостаточно. Молодой человек намерен выиграть престижный конкурс, в котором ему предстоит участвовать со своенравной партнершей Стефани.
«Лихорадка субботнего вечера» — фильм-сенсация, в одночасье превративший никому не известного Джона Траволту в звезду мирового масштаба. Тут сложилось всё: одержимость американской молодежи 70-х диско, безупречная хореография, легендарный саундтрек Stayin' Alive и талант самого Траволты, оказавшегося не только способным актером, но и выдающимся танцором. Роль в «Лихорадке» сходу принесла Траволте номинацию на премию «Оскар», а спустя шесть лет на свет появился сиквел, напротив, уничтоженный критиками и чуть не разрушивший карьеру актера.
События разворачиваются в Америке 50-х годов с ее развеселой музыкой, кабриолетами с открытым верхом и зализанными бриолином прическами. Знойным летом Дэнни и Сэнди знакомятся на калифорнийском пляже и влюбляются друг в друга с первого взгляда. С наступлением учебного года судьба сталкивает их во второй раз: Сэнди поступает в ту же школу, где уже учится Дэнни. Однако общаться с девушкой из команды «Леди в розовом» лидеру банды T-Birds не к лицу. Поначалу хулиган всячески избегает свою возлюбленную, но чувства, конечно же, берут верх.
«Бриолин» — экранизация одноименного бродвейского мюзикла, закрепившая за Джоном Траволтой статус главной молодой звезды конца 70-х. Если в «Лихорадке» артист только танцевал, то здесь он еще и запел. Да так, что «Бриолин» превзошел успех диско-хита и стал самым кассовым музыкальным фильмом в истории США. По традиции саундтрек обрел не меньшую популярность, чем мюзикл, а песни You're the One That I Want и Grease стали самостоятельными хитами. Справедливости ради отметим, что феноменальный успех «Бриолина» — заслуга не только Траволты, но и певицы Оливии Ньютон-Джон, сыгравшей Сэнди.
Робкая Кэрри подвергается буллингу в школе, а дома ее третирует помешанная на религии мать. Однажды девушка обнаруживает у себя дар, позволяющий ей передвигать предметы силой мысли. Между тем сверстники Кэрри готовят очередной жестокий розыгрыш, не подозревая, чем в конечном счете всё обернется.
Известность Джону Траволте, бесспорно, принесли мюзиклы, но начинал он с хорроров. В 1975 году актер сыграл в эпизоде фильма ужасов «Адский дождь», а год спустя получил роль второго плана в «Кэрри» Брайана Де Пальмы — первой экранизации Стивена Кинга. Понятное дело, подростковый ужастик — бенефис Сисси Спейсек, но поклонникам Траволты также будет интересно взглянуть, с чего начинался путь их кумира.
Джек — звукорежиссер, работающий на студии, специализирующейся на производстве дешевых слэшеров. Прогуливаясь по округе, он случайно записывает звуки выстрела и пробивающегося колеса джипа, попавшего в аварию. Как оказалось, погибший на месте водитель — кандидат в президенты. На руках у Джека — веская улика, доказывающая, что происшествие не является несчастным случаем. Вскоре за ним начинают охотиться люди, не желающие, чтобы информация была обнародована.
Еще один фильм Брайана Де Пальмы с Джоном Траволтой, но теперь уже в главной роли. Как известно, постановщик является преданным поклонником творчества Альфреда Хичкока и кивает в сторону «мастера саспенса» при каждом удобном случае. «Прокол» — не исключение, однако не меньшее влияние на технически совершенный триллер Де Пальмы оказали «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы. Вопреки восторгу критиков, картина с треском провалилась в прокате и стала лишним доказательством того, что эра Нового Голливуда подошла к концу.
Винсент Вега и Джулс Уиннфилд — бандиты, работающие на мафиози Марселласа Уоллеса. Плевое, казалось бы, дело, порученное им боссом, заканчивается бойней. Между тем Ринго и Иоланда, пара мелких мошенников, задумывают ограбить посетителей и кассу забегаловки, тогда как боксер Бутч решает украсть деньги у своего преступного покровителя. В определенный момент все эти события переплетаются.
«Криминальное чтиво» — фильм, не нуждающийся в представлении. Черная комедия Квентина Тарантино c удивительной для своего времени мозаичной структурой не только завоевала «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и при бюджете 8 миллионов собрала по миру более 200 миллионов, но и реанимировала карьеру Джона Траволты. Несмотря на известность в 70-е годы, в 80-е актера преследовали сплошные неудачи. И лишь благодаря роли Винсента, изначально предназначавшейся Майклу Мэдсену, забытый всеми Траволта вновь проснулся знаменитым и получил вторую номинацию на «Оскар». К несчастью для Траволты, «Чтиво» вышло в один год с «Форрестом Гампом», поэтому церемонию вручения премии со статуэткой ожидаемо покинул Том Хэнкс.
Шесть лет назад террорист Кастер Трой хладнокровно убил маленького сына агента Шона Арчера. С тех пор федерал одержим поимкой опасного преступника, группировка которого готовит крупный теракт. Однажды оперативной группе удается поймать Кастора и его брата Поллукса. Первый в коме, тогда как второй отказывается сотрудничать и отправляется за решетку. Чтобы предотвратить трагедию, Арчер соглашается на рискованную пластическую операцию по пересадке лица. Приняв облик злейшего врага, он садится в тюрьму, чтобы выведать у Поллукса информацию о теракте, пока не стало слишком поздно.
«Криминальное чтиво» вернуло Траволте статус актера класса А, после чего роли посыпались на него одна за другой. Среди его лучших проектов конца 90-х — боевик «Без лица» Джона Ву. Гонконгский режиссер, известный своей любовью к слоу-мо и голубям, выкрутил пафос на возможный максимум, а Джон Траволта и Николас Кейдж так самозабвенно переигрывают, что это превращается из минуса в ключевую фишку.
Чили Палмер — преступник, которому приказано отправиться в Голливуд и выбить долг из продюсера. Оказавшись в самом сердце «фабрики грез», преступник влюбляется в кино и решает снять фильм, основанный на личном опыте.
«Достать коротышку» — еще один громогласный успех героя нашей подборки, пришедшийся на 1990-е. Квентину Тарантино предлагали поставить ленту, но он отказался, однако убедил Джона Траволту согласиться на главную роль. Остроумный и обаятельный уголовник в его исполнении полюбился широкой аудитории и принес актеру единственную награду в карьере — «Золотой глобус». Помимо Траволты, в «Достать коротышку» блистают Дэнни ДеВито, Джин Хэкмен и Рене Руссо, а на втором плане можно встретить Джеймса Гандольфини, который спустя всего четыре года засияет в «Сопрано».
3000 год. Земля напоминает выжженную пустыню, а немногочисленные люди живут подобно дикарям. Виной тому инопланетяне, поработившие человечество и выкачивающие из планеты полезные ископаемые. Но однажды нескольким смельчакам удается поднять восстание.
А теперь о по-настоящему великом кино. Не секрет, что Джон Траволта — саентолог со стажем. Долгие годы актер вынашивал идею экранизации книги основателя этого религиозного течения Л. Рона Хаббарда, да только голливудские продюсеры не желали браться за кино такого рода. Но Траволта не сдавался и благодаря солидным гонорарам оплатил производство из собственного кармана. Постановщиком выступил оскароносный художник-постановщик «Звездных войн» Роджер Кристиан, хотя поначалу Траволта пытался усадить в режиссерское кресло всё того же Тарантино. Как итог — коммерческий провал и звание одного из худших фильмов всех времен. Впрочем, в эпоху соцсетей лента «Поле битвы: Земля», подобно «Комнате» Томми Вайсо, обрела культовый статус и стала образцовым представителем категории «так плохо, что даже хорошо».
1960-е годы, Балтимор. Главная героиня — пышнотелая девушка Трейси Тернблад, мечтающая о карьере танцовщицы. Несмотря на насмешки окружающих, она убеждена, что однажды пробьется на телешоу, которым засматривается каждый вечер. Не желая повторять судьбу своей матери, работающей прачкой, Трейси отправляется на прослушивание, где ее замечает танцор Линк Ларкин.
В нулевые Джон Траволта активно снимался в боевиках средней руки, но в 2007 году, ко всеобщему удивлению, вернулся к истокам и сыграл в мюзикле. «Лак для волос» — ремейк фильма Джона Уотерса 1988 года, по мотивам которого был создан популярный бродвейский мюзикл. В оригинале роль матери Трейси сыграла дрэг-квин Дивайн. В новой версии ту же роль исполнил Траволта, на преображение которого у гримеров уходило по четыре часа ежедневно. Впервые за много лет уже немолодой артист вновь запел и затанцевал, в конечном счете получив очередную номинацию на «Золотой глобус».
В 1994 году происходит событие, взбудоражившее всю Америку: спортсмен и актер О. Джей Симпсон, предположительно убивший свою жену, пустился в бега. Вскоре подозреваемого ловят и сажают в камеру, после чего начинается, пожалуй, самый громкий суд конца XX века. Судебный процесс над Симпсоном, транслирующийся в прямом эфире на кабельном телевидении, превращается в увлекательное реалити-шоу, за которым пристально следят миллионы.
«Американская история преступлений» — один из многочисленных сериалов-антологий Райана Мёрфи, каждый новый сезон которого совершенно не похож на предыдущий. Нас интересует первый, где с практически документальной точностью воспроизведен «процесс века» над футболистом и актером О. Джеем Симпсоном. Это единственный сериальный опыт в насыщенной биографии Траволты, в 2010-е годы увязшего в кино формата Direct-to-video. Он сыграл Роберта Шапиро, адвоката Симпсона, готового на всё, лишь бы спасти клиента от тюрьмы. К сожалению, участие во флагманском проекте Мёрфи не позволило Траволте перезагрузить карьеру в третий раз: с тех пор ничего знакового с участием актера так и не появилось.