Быстрее, выше, сильнее: 10 российских спортивных блокбастеров
В Okko по подписке по-прежнему можно посмотреть драму Артема Михалкова«Мистер Нокаут» о советском боксере Валерии Попенченко. Рассказываем об этом и других российских спортивных блокбастерах, в основу которых легли преимущественно реальные истории, полные страстей и драматизма.
Классическая история про чрезвычайно одаренного от природы спортсмена и его строгого, но справедливого наставника, который помогает ему преодолеть слабости и стать лучше. Одаренный спортсмен — хоккеист Валерий Харламов (Данила Козловский), выступавший и за ЦСКА, и за сборную под номером 17, а его наставник — тренер сборной СССР Анатолий Тарасов (Олег Меньшиков). Вместе им, невзирая на травмы и интриги партийного куратора Балашова (Владимир Меньшов), невзлюбившего Тарасова, предстоит победить профессионалов из сборной Канады и превратить сборную СССР в одну из величайших команд в истории.
«Легенда №17» на десятилетие изменила ландшафт российского зрительского проката, доказав, что спортивная драма как жанр может иметь успех у широкой аудитории. За ней последовала серия картин, не всегда настолько же удачных и успешных. Блокбастер собрал в российском прокате почти 30 миллионов долларов, а ведь выходил он не под Новый год и длинные праздничные каникулы.
Фильмов и сериалов о шахматах снято не так уж и много. Вспоминаются «Защита Лужина» (2000) по одноименному роману Владимира Набокова, «Жертвуя пешкой» (2014) Эдварда Цвика, «Шахматистка» (2009), недавняя «Королевская игра» с Оливером Мазуччи в главной роли по мотивам «Шахматной новеллы» Цвейга и «Самая холодная игра» (2019). С последней у «Чемпиона мира» больше всего общего. Действие происходит в ту же эпоху холодной войны, в которой обычное шахматное противостояние показано как борьба двух систем. Чемпион мира Анатолий Карпов (Иван Янковский) и бывший чемпион СССР Борис Корчной (Константин Хабенский), получивший политическое убежище в Швейцарии, встречаются в решающем матче за шахматную корону в филиппинском городе Багио. Реальный поединок состоялся в 1978 году.
Шахматы сложно назвать зрелищным спортом, именно поэтому эту игру так сложно экранизировать. Проблему режиссер фильма Алексей Сидоров решил весьма своеобразно — интеллектуальное сражение Карпова и Корчного иллюстрировано с помощью графического сражения шахматных фигур. Консультантом драмы стал сам двенадцатый чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер и заслуженный мастер спорта Анатолий Карпов.
Биография Эдуарда Стрельцова (в фильме его роль исполнил Александр Петров), одного из лучших футболистов в истории советского спорта, весьма трагична и при этом полна мифов. Иными словами, идеально подходит для спортивного байопика. Начав карьеру в заводской подмосковной команде, он стал лидером московского «Торпедо» и сборной СССР. Но побеждая одного за другим соперников на поле, с главным своим противником — безудержной тягой к веселью и женщинам — совладать так и не смог.
В 1958 году Стрельцов был осужден на 5 лет за изнасилование. В справедливости приговора и составе преступления возникали сомнения уже тогда. По сюжету фильма футболиста подставил хитроумный чиновник Постников (Александр Яценко), влюбленный в жену Стрельцова Аллу (Стася Милославская). Освободившись, Стрельцов вернулся в большой футбол, но былого уровня достигнуть так и не смог. Картину о легенде «Торпедо» снял молодой Илья Учитель, сын Алексея Учителя. В картине нет противостояния СССР и ненавистного Запада. Внешняя политика заменена на внутреннюю. Есть международные матчи, но зрителю даже не показывают лиц игроков соперников. Это фильм не про сражение на футбольном поле, да и самой игры в картине не так уж много, это развлекательная сказочная биография.
Байопик о легенде советского спорта боксере Валерии Попенченко, победителе Олимпиады в Токио 1964 года. Картина реализует все приметы жанра, укоренившегося в России. Здесь и непременная мелодраматическая любовная линия, представленная хрупкой и решительной одновременно девушкой (Ангелина Стречина), и целая группа чиновников, которые выступают решительно против того, чтобы такой человек, как Попенченко (Виктор Хориняк), представлял страну на международной арене, и ветхозаветный тренер (Сергей Безруков), железной рукой помогающий молодому спортсмену победить. Впрочем, эти нехитрые сценарные механизмы, кажется, действуют на большинство зрителей.
В 23 года Попенченко уже стал чемпионом СССР, а потом пять раз защищал этот титул. Всего он провел 213 боев, выиграв 200 раз, за что получил прозвище Мистер Нокаут. На токийской Олимпиаде боксер не только выиграл золотую медаль, но и стал единственным спортсменом в истории советского спорта, получившим Кубок Вэла Баркера (приз самому техничному боксеру).
Надя Лапшина (Аглая Тарасова) благодаря своему упорству и целеустремленности добивается успеха в фигурном катании в провинции. Очень скоро девушка перебирается в Москву, чтобы кататься с Вовой Леоновым (Милош Бикович), одним из сильнейших фигуристов страны. Вместе они образуют пару не только на льду, но и за его пределами. Во время очередного выступления Леонов роняет Надю, она повреждает позвоночник, потеряв возможность ходить. Леонов, разумеется, тут же ретируется, оставляя Надю в одиночестве и тоске, из которой ей помогает выбраться Саша (Александр Петров) — хоккеист, вынужденный возиться с ней из-за собственных проблем с дисциплиной.
«Лед» — картина по меркам жанра незаурядная. В ней нашлось место не просто любовной линии, но даже целому треугольнику, внешние препятствия вытеснены внутренней борьбой и преодолением себя, а в центре истории находится женский персонаж — событие и вовсе неслыханное. К счастью, все эти «риски» оправдались, превратив «Лед» в хит проката.
Футболист Юрий Столешников (Данила Козловский) — капитан сборной России по футболу, который теряет всё за один матч. Сначала он не реализует пенальти, затем получает красную карточку, а в довершение еще и затевает драку с болельщиком (как легендарный француз Эрик Кантона когда-то). Столешникова дисквалифицируют, он теряет форму и решает завершить футбольную карьеру, но внезапно ему поступает предложение стать главным тренером новороссийского «Метеора», прозябающего в ФНЛ и близкого к банкротству.
«Тренер» интересен хотя бы тем, что вместо легкого пути экранизации очередной биографии легендарного спортсмена, достижения которого пылятся в памяти прошлых поколений, он пытается говорить о реалиях современного футбола, его проблемах и людях. Главную роль исполнил Данила Козловский, а драма о втором шансе вчерашнего игрока стала его режиссерским дебютом.
Александра Покровская (Светлана Ходченкова) — богатая и популярная спортсменка, посвятившая жизнь фехтованию. За свою долгую спортивную карьеру она успела выиграть все награды, кроме олимпийского золота. Следующая Олимпиада станет для нее последней, о чем постоянно напоминает ее тренер (Сергей Пускепалис). Очень вовремя у Александры появляется новая соперница — Кира Егорова (Стася Милославская), амбициозная и дерзкая саблистка, готовая на всё ради победы.
Напряжение между саблистками нарастает и перерастает в привычную спортивную борьбу, толкающую героинь на крайние поступки, наблюдать за которыми, как и за зрелищно снятыми поединками, весьма интересно. Картина стала фильмом закрытия Московского международного кинофестиваля 2020 года. Милославская в интервью рассказывала, что в качестве прототипа для своей героини она выбрала олимпийскую чемпионку Яну Егорян. Съемки фильма проходили в Москве и во Франции.
У сборной СССР по баскетболу появляется новый главный тренер — Владимир Гаранжин (Владимир Машков), который меняет методики тренировки, приглашает новых игроков и вводит дополнительные занятия на выносливость, что сразу же приносит результат. После успеха на чемпионате Европы 1971 года Гаранжин заявляет, что его команде по силам обыграть непобедимую сборную США на ближайших Олимпийских играх в Мюнхене. Команда воодушевлена, а вот многочисленные чиновники из Госкомспорта напуганы — что, если все-таки проиграем, это ведь волюнтаризм!
К счастью для них, сборная, несмотря на многочисленные травмы, проблемы со зрением у некоторых игроков и неработающий хронометр, побеждает американцев в напряженном финале (который и в реальности был напряженным). Последний матч заряжает духоподъемностью зрителей не только на трибунах, но и у экранов телевизоров. Фильм «Движение вверх» замечателен прежде всего тем, как здорово сняты баскетбольные сцены, пропитанные потом и азартом игры.
Фильм о легендарном турне футболистов московского «Динамо» в Англию в ноябре 1945 года о самих матчах говорит мало. Спорт в этой истории служит скорее фоном. Английская журналистка Эбби (Алена Коломина) влюбляет в себя звезду команды Всеволода Боброва (Макар Запорожский) ради эксклюзивного материала. Будущая легенда «Динамо» Константин Бесков проникается чувствами к балерине, а коварный букмекер Пеппер (Андрей Чернышов) пытается повлиять на результат матча в своих интересах, то угрожая британским футболистам расправой, то шантажируя Эбби.
«Одиннадцать молчаливых мужчин» — прозвище динамовцев, данное им английскими журналистами за немногословность. Такое название можно считать попыткой придать привычному жанру плутовскую, авантюрную тональность. В основе картины турне, которое стало первым противостоянием советских футболистов и иностранных команд. До этого момента из Союза никто из динамовцев не выезжал.
Еще один байопик о легендарном спортсмене, фигура которого переросла границы СССР еще при жизни. Лев Яшин, всю карьеру игравший за московское «Динамо», несмотря на предложения иностранных клубов (среди которых был мадридский «Реал»), до сих пор является единственным вратарем в истории футбола, получившим «Золотой мяч».
Фильм Василия Чигинского старательно пытается проследить путь Яшина: первые матчи за «Динамо», триумф на чемпионате Европы 1960 года, прощальный матч со звездами футбола. Впрочем, в его карьере были не только победы — нашлось место поражениям и ошибкам. Отличительной особенностью истории Яшина является отсутствие козней со стороны злобных чиновников, сводящих со спортсменом личные счеты.