Большой красивый дом: 10 фильмов о планете Земля
Когда речь заходит о доме, что вы представляете? Возможно, вспоминаете детство или самых близких людей. Но что, если смотреть шире? Ведь вся планета — это наш общий большой дом, который требует внимания и любви. В доказательство представляем вам 10 фильмов о планете Земля.
Что такое ледники? Уже несколько десятилетий ученые говорят о страшных последствиях глобального потепления. Тем, кто не видел ледники, эта проблема кажется далекой и не такой уж серьезной. Так же было и с Джеймсом Балогом — идейным вдохновителем этого фильма. Будучи фотографом National Geographic, он отправился по заданию в Арктику, где встретился с последствиями глобального потепления. Эта тема стала настолько волнующей для него, что он разработал специальные устройства, камеры, которые следили за таянием ледников на протяжении нескольких лет.
Режиссер Джефф Орловски заинтересовался историей Джеймса и принял решение снять документальный фильм, посвященный этому феномену и работе фотографа. Результат получился впечатляющим: мощь и громада ледяных островов поражают воображение. Картина содержит как репортажные съемки с комментариями и размышлениями автора, так и безмолвные путешествия по миру льда и бескрайних просторов, из которых каждый зритель может сделать собственный вывод.
Как много событий происходит на нашей планете в течение одних суток? И какую малую часть мы видим в течение дня. Фильм, снятый режиссерами Ричардом Дэйлом, Фань Лисинем и Питером Веббером для BBC, поражает эпическим размахом, с которым ведется наблюдение за жизнью животных в разных уголках нашей планеты.
Стоит отметить высокое качество съемки, благодаря которому проект BBC вышел не только на экранах телевизоров, но и в кинотеатрах. Игра с масштабом, на которой строится фильм, охватывает всё живое и неживое: от глубин океана до капли воды на лепестке маленького цветка, от бескрайней пустыни до шерсти на холке зебры, от горных вершин до взгляда детеныша обезьяны на свою маму. В оригинальной адаптации за кадром звучит голос Роберта Редфорда, а для российской аудитории картину озвучил Николай Дроздов. Неспроста слоганом фильма стала фраза «Один день. Одна планета. Невероятные чудеса». Лента, благодаря своей красочности, уникальной съемке и занимательному комментарию, больше похожа на волшебную сказку о нашей планете.
Картина режиссера Годфри Реджио в отсутствие слов и закадрового текста непосредственно воздействует на восприятие зрителя — силами кадрового монтажа. С одной стороны — мир живой, дикий, величественный, существующий по своим, неподвластным людям законам. С другой — мир людей, городов, машин, заводов и постоянной спешки. Переплетение ритмов и контекстов рождает историю, не требующую комментария. Но есть кое-что еще, дополняющее повествование, — это музыка знаменитого композитора-минималиста Филипа Гласса. Несмотря на принципиальную позицию Гласса не писать саундтреки для кино, в этот раз идея фильма показалась ему настолько интересной, что он потратил несколько лет на создание абсолютно уникального звукового сопровождения.
Самим названием фильма Годфри Реджио заявляет о своей позиции: слово «Кояанискатси» пришло из языка индейцев хопи и означает сумасшедшую жизнь, жизнь в беспорядке, разрушение, требующее перемен. Картину можно охарактеризовать как поэтически-философское послание человечеству, которое оставляет огромное количество вопросов у зрителя.
Французский документальный фильм прямо говорит об ужасных последствиях человеческой деятельности на планете. Режиссер Янн Артюс-Бертран, выступивший также рассказчиком, не использует метафор, высказывая свою точку зрения в отношении глобальных экологических катастроф. Глядя на кадры дикой природы, зритель погружается в идиллическую картину мира, где еще нет губительного влияния человечества на окружающую среду. Но кадры разрушенных экосистем — загрязненных водоемов, вырубленных лесов и тающих ледников — возвращают зрителя в реальность, где именно человек является причиной нарушения баланса в мире. Рассказчик называет это «шрамами на планете Земля».
Лента стала логичным завершением глобальной экологической кампании длиною в 15 лет, в рамках которой не только собирался материал для кино, но и было проведено множество мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме экологической обстановки в нашем общем доме.
Короткометражный фильм всемирно известной компании Disney представляет собой красочное путешествие по разным уголкам планеты и предназначен в том числе и для зрителей самого младшего возраста. Демонстрируя красоту и разнообразие мира дикой природы, режиссер Джон Лонг заодно знакомит зрителей с жизнью в разных странах мира. Размышления об общих ценностях людей разных культур и народов дополняются комментарием Роберта Редфорда о нашей цивилизации, которая стремится к прогрессу, но часто забывает о том, какой ценой это происходит.
Съемки переносят зрителя из диких лесов в шумный мегаполис, тихие, умиротворенные места сменяются суетой жизни современного человека. Сорокаминутный фильм не только заставляет задуматься о будущем нашей планеты, но и напоминает, насколько увлекателен мир, частью которого мы являемся.
Режиссер культового фильма «Барака» Рон Фрике решил вернуться к своему методу повествования о жизни планеты и людей на ней спустя почти 20 лет. В заголовок фильма режиссер снова выносит слово из древнейших языков: «Самсара» с санскрита переводится как непрерывный поток, повторяющийся цикл жизни и смерти, перерождения. Съемки длились больше пяти лет и охватили 25 стран и множество культур. Кроме того, режиссер принял решение снять весь фильм на 70-миллиметровую пленку.
Отснятый материал получился невероятно чувственным и живым. В картине нет рассказчика, а весь нарратив построен на монтаже кадров и музыкального сопровождения, включающего в себя шум машин, традиционные песнопения и гул города. Режиссер переносит зрителя из тропического леса на современную фабрику, от обрядов одного племени — к традициям городского жителя. Обращаясь к самым разным аспектам жизни человека, он показывает, как одновременно похожи и различны люди в разных уголках планеты. Фильм становится своеобразным медитативным погружением для тех, кто готов подключиться к его ритму.
Мини-сериал стал уникальным и самым дорогим документальным проектом BBC, в процессе съемок которого создатели посетили более 200 точек мира. Режиссером проекта стал Аластер Фовергилл, который неоднократно участвовал в создании проектов о дикой природе и жизни на Земле. В оригинальной версии рассказчиком выступил сэр Дэвид Аттенборо — легендарный телеведущий и натуралист, который много лет создает фильмы совместно с BBC. Неудивительно, что для русскоязычной адаптации телесериала был приглашен Николай Дроздов.
Невероятно трепетная и детальная съемка, с одной стороны, успокаивает, а с другой — от величия увиденного периодически в буквальном смысле захватывает дух. Масштабы, красота и уникальность каждого явления природы — это всё наша планета.
Необычный проект режиссеров Клода Нуридзани и Мари Перену погружает нас в мир размышлений о будущем, настоящем и прошлом. Рассказчик в фильме похож на древнего сказителя, который не просто делится с нами историей, но и раскрывает тайны происхождения вселенной.
Он начинает с истории своего рождения, постепенно углубляясь в далекое прошлое и уходя к истокам происхождения жизни. Возникновение Вселенной, флоры, фауны и человечества открывается зрителю не только с научной, но и философской стороны. Сочетание магической формы повествования и документальной съемки делают фильм уникальным в своем роде. Картина чарующим игровым нарративом увлечет даже маленького зрителя. К чему мы стремимся? Откуда берем начало? Как мы проходим свой жизненный путь? Эти и еще множество других вопросов адресуют нам создатели фильма.
Документальный фильм швейцарца Кристиана Фрая и якута Максима Арбугаева начинает свое повествование с наблюдения за жизнью ежедневно ведущей поиски группы охотников за дорогостоящими бивнями мамонтов. Их предания гласят о страшных последствиях взаимодействий с давно умершими животными. В один из дней охотники обнаруживают на удивление хорошо сохранившиеся останки шерстистого мамонта, которыми заинтересовывается южнокорейский ученый, работающий в исследовательской лаборатории по клонированию. Получив эти уникальные останки, он хочет незамедлительно приступить к процессу восстановления и возрождения мамонта с помощью выделения цепочки ДНК.
Остроту сюжета обеспечивает столкновение мира традиционных верований и научных исследований. Можно ли восстановить то, что погибло очень давно? И к каким последствиям это может привести? К невероятным научным открытиям, как считает ученый, или к неминуемой катастрофе, как гласят поверья?
Режиссер Вернер Херцог отправляется в Антарктиду для съемок документального фильма о льдах. Находясь на специальной станции на краю света, он знакомится с местными жителями и погружается в социальное устройство этого далекого от цивилизации мира на 1000 человек.
В перерывах между исследованиями природы Херцог берет интервью у жителей станции. Не только ученых, но и приехавших в поисках свободы и спокойствия романтиков. Среди них и философы, и актеры, которые ищут вдохновения в бесконечных льдах Антарктиды. Как быстро люди могут создать привычную им рутину на новом месте? Как далеко им нужно оказаться, чтобы наконец обрести свободу и гармонию с самими собой? Ответы на эти и другие вопросы режиссер пытается найти среди людей, живущих в ландшафтах вечно замерзших ледников.