Большое видится на расстоянии: 10 фильмов и сериалов про Древний мир
Исторические сюжеты — одни из самых востребованных в кинематографе с момента его изобретения. Герои и злодеи прошлых веков магическим образом вновь обретают на экране плоть и кровь. Специалисты часто спорят о достоверности тех или иных исторических фильмов, но не стоит забывать, что это прежде всего художественные произведения. Предлагаем 10 картин о Древнем мире.
Троянский царевич Парис соблазнил и похитил Елену Прекрасную, жену спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай просит у своего брата Агамемнона, вождя военного союза греческих городов, собрать огромную армию против Трои. Так началась легендарная война. На стороне греков сражается один из самых прославленных героев, непобедимый Ахиллес, Трою защищает армия отважного царевича Гектора, старшего брата Париса.
Перенести эпос Гомера на экран пытались еще до прихода в кинематограф звука. Но именно в версии Вольфганга Петерсена история о легендарной войне получила голливудский размах. Дорогостоящие декорации, суперзвездный подбор актеров (Брэд Питт, Орландо Блум, Шон Бин, Питер О’Тул и другие) и лучшие на тот момент компьютерные технологии. Сценарий по мотивам «Илиады» и других произведений «троянского цикла» написал Дэвид Бениофф, будущий шоураннер «Игры престолов». Главное отличие от литературного первоисточника — в ленте не нашлось места древнегреческим богам, игравшим в поэме Гомера важнейшую роль. Историки и кинокритики ворчали, но массовому зрителю голливудская интерпретация героического эпоса зашла. «Троя» собрала в кинотеатрах почти полмиллиарда долларов, став одним из самых кассовых фильмов года.
История жизни и смерти великого полководца древности Александра Македонского. Став в 20 лет царем маленькой Македонии, Александр за 12 лет правления покорил большую часть известного в то время цивилизованного мира. Великие походы полководца в Персию и Индию показаны на фоне его бурной личной жизни и сложных отношений с матерью Олимпией.
Оливер Стоун мечтал снять картину об Александре Македонском еще в начале 1990-х, но голливудские продюсеры тогда с большим предубеждением относились к масштабным историческим фильмам. Моду на жанр возродил на какое-то время Ридли Скотт со своим «Гладиатором». Желая повторить его успех, продюсеры охотно дали Стоуну кучу денег на съемки биографического фильма про легендарного античного полководца. В итоге переплюнуть «Гладиатора» и «Трою», покоривших зрителей красочными экшн-сценами, Стоуну не удалось. Антураж помпезного жанра «меча и сандалий» служит лишь фоном для драмы об одиночестве мечтателя и исследователя, которого развратила неконтролируемая власть. Шумиху вызвала гомоэротическая трактовка (надо сказать, показанная достаточно целомудренно) образа Александра. Говорят, что именно из-за этого полководца отказался сыграть Брэд Питт.
Альтернативная история Нового Завета. Волхвы по ошибке принесли дары не младенцу Иисусу, а родившемуся по соседству обычному еврейскому малышу по имени Брайан. С тех пор всё в жизни у Брайана наперекосяк. Толпы бедняков начали путать его с Мессией. Также Брайан присоединился к Национальному фронту Иудеи, чтобы бороться против римского владычества.
Самый скандальный и, пожалуй, самый смешной фильм от комиков «Монти Пайтон». В картине во всевозможных формах высмеиваются религиозный фанатизм и нетерпимость. Против комиков развернули агрессивную кампанию, а сам фильм запретили к показу в Норвегии, Ирландии и Италии. Впрочем, «Жизнь Брайана» — не только религиозная, но и хорошая политическая сатира. Из уст одного из персонажей в фильме звучит актуальная и поныне шутка про различных деколонизаторов: «Что нам дали эти мерзкие римляне, кроме водопровода, дорог, ирригации, санитарии, здравоохранения и безопасности?»
Сериал охватывает период перехода Рима от республики к империи, вместивший в себя две гражданские войны. Первый сезон посвящен Юлию Цезарю, его восхождению к власти и гибели. Второй сезон рассказывает о противостояния между его наследниками — Марком Антонием и будущим императором Рима Октавианом Августом. Авторы раскрывают характеры не только знаменитых исторических личностей, но и простых римлян. Через весь сериал проходит нитью сюжет о дружбе двух легионеров — Тита Пуллиона и Луция Ворена. Они станут непосредственными участниками поворотных событий античной истории.
Сериал HBO стал настоящим подарком для всех любителей Древнего Рима. Авторы с помощью исторических консультантов скрупулезно и с большой любовью воссоздали на экране детали эпохи: от элементов одежды того времени до настенных граффити. Создатели шоу не претендовали на абсолютную достоверность, но смогли показать античность максимально аутентично. На знаменитой киностудии «Чинечитта» были воссозданы многие постройки древнего города — храмы, форум, инсулы для бедняков. К сожалению, пожар на киностудии уничтожил почти все дорогостоящие декорации. Это стало одной из причин закрытия проекта после двух сезонов.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
В холодных германских лесах римский полководец Максимус выигрывает решающую битву у поднявших восстание варваров. Престарелый император Марк Аврелий в приватной беседе с Максимусом назначает его своим преемником. Полководец должен будет снова сделать Рим республикой. Сын императора Коммод тайком убивает Марка Аврелия, когда узнает о его планах. Максимуса приговаривают к смерти. Отважному полководцу удается спастись, но люди Коммода зверски убивают его жену и детей. Сам генерал попадает в рабство и становится гладиатором. Максимус под прозвищем Испанец выигрывает схватку за схваткой и становится всё более популярным у толпы. Вести о непобедимом гладиаторе доходят до Рима. Полководец, ставший рабом, выступит в Колизее перед своим злейшим врагом — императором Коммодом.
Ридли Скотт в начале 2000-х вернул к жизни, казалось бы, уже окончательно почивший жанр пеплум. Продюсеры, увидев сценарий, предрекали «Гладиатору» провал. Но фильм вопреки всем прогнозам завоевал сердца зрителей. Картина стала кассовым суперхитом и выиграла пять «Оскаров». Скотт и его команда сделали технически безупречное, монументальное зрелище, достойное великого Колизея. Сыгравший главную роль Рассел Кроу практически идеально воплотил на экране образ римского героя, по крайней мере таким, каким его представляет современный зритель.
Пермский князь Ермолай с помощью отряда ушкуйников похищает Золотую бабу — священного идола проживающего в Уральских горах племени вогулов. Вождь вогулов Асыка со своими людьми в ответ нападает на Усть-Вымь, где находится ставка князя Ермолая, и вырезает почти всех жителей города. Воевода Полюда спасает княжеского сына Михаила и его возлюбленную Тичерть, дочку одного из местных правителей. Повзрослевший Михаил становится князем Перми Великой. Он не силой, но дипломатией подчиняет себе всех местных ханов. Вогулка-оборотень Тичерть становится женой Михаила и рожает ему сына Матвея, однако отказывается креститься. Тем временем великий князь Иван Васильевич намеревается собрать все русские земли под властью Москвы и снаряжает военный поход против своевольного Михаила.
В этой подборке мы не могли обойти и один из лучших российских исторических блокбастеров последних лет. «Сердце Пармы» — экранизация одноименного романа Алексея Иванова. В картине, как и в книге, герои, исторические и вымышленные персонажи, живут словно в пограничном мире. Христианство сталкивается с язычеством, метрополия — с колонией. В этом кровавом противостоянии формируется новый мир.
Главный герой фильма — Лапа Ягуара, сын вождя одного из лесных племен индейцев майя. Ранним утром на его деревню нападают охотники за людьми. Лапа Ягуара перед пленением успевает спрятать беременную жену и маленького сына в яме. Захваченных индейцев в одном из городов майя приносят в жертву богу Кукулькану. Ритуал останавливает солнечное затмение. Оставшихся в живых пленников ведут в поле, где делают из них мишени для стрел и копий. Лапе Ягуара удается избежать казни и скрыться в джунглях. За ним бросается в погоню отряд майя. Молодому индейцу нужно не только избавиться от преследователей, но и спасти семью.
Визионер Мэл Гибсон снял предельно натуралистичный, динамичный и бескомпромиссный триллер о выживании отдельного человека и гибели самобытной цивилизации. Фантазию, обладающую убедительностью документа. Благородный дикарь, спасая свой маленький индивидуальный мир, в конце натыкается на корабли конкистадоров. Ни Лапа Ягуара, ни его преследователи не подозревают, что их общий мир обречен перед «хищником» из Европы.
Действие картины перенесет нас на 20 тысяч лет назад. Во время первой охоты на бизонов раненый зверь сбрасывает сына вождя племени Кеду в пропасть. Соплеменники решают, что юноша мертв, и возвращаются на свою стоянку до наступления холодов. Однако Кеда не только выжил, но и смог отбиться от стаи волков. Одного из зверей он не стал добивать, а, наоборот, выходил. Так между человеком и зверем возникла дружба. Мальчик называет волка Альфой. Вместе им предстоит пережить множество опасных приключений и добраться до племени Кеды.
Авторам фильма изрядно досталось от этнографов и антропологов за многочисленные исторические и географические ошибки. Впрочем, если абстрагироваться от научной достоверности, то Альберту Хьюзу удалось снять хорошее кино для всей семьи. Это зрелищная и трогательная полусказка о дружбе и взрослении. И, что главное, фильм невероятно красивый. Тот случай, когда компьютерная графика погружает зрителя в реконструированную авторами реальность.
Два молодых пастуха, братья Ромул и Рем, попадают в рабство к правителю древнего города Альба-Лонга. Они свергают тирана и освобождают других пленников — латинян и сабинян. Герои берут в заложницы жрицу Сатнею. Во время жертвоприношения она предсказывает, что одному из братьев суждено погибнуть от руки другого. Но вместе с тем братоубийца создаст великий город, которому покорятся десятки народов.
Режиссер Маттео Ровере попытался в натуралистическом антураже пересказать легенду об основании Рима. В фильме по доисторической Италии еще бегают грязные дикари и поедают сырое мясо — до мраморных римских дворцов и терм еще ой как далеко. Для большей аутентичности герои картины говорят на архаичной форме латинского языка. Ровере показал, как постепенно распадается родоплеменное общество, а грубую силу сменяют порядок и закон.
В основу фильма легли скандинавские средневековые легенды, вдохновившие Уильяма Шекспира на трагедию «Гамлет, принц Датский». В конце IX века Аурвандил, король одного из островов на севере Европы, вернулся домой из дальнего похода. Предчувствуя скорую смерть, он провел обряд мужской инициации для своего наследника — принца Амлета. Вскоре короля вероломно убивает его брат — Фьолнир. Амлет чудом избегает смерти. Мальчика подобрали викинги, воспитавшие из него воина-берсерка. Во время набега на Киевскую Русь провидица напоминает возмужавшему Амлету, что он должен исполнить свою клятву и отомстить за отца. Притворившись рабом, викинг отправляется в Исландию, куда сбежал со своей семьей и слугами Фьолнир. По пути Амлет знакомится с рабыней-славянкой, колдуньей Ольгой.
Третий по счету полнометражный фильм Роберта Эггерса зрители ждали с изрядным нетерпением. Его дебютный фолк-хоррор «Ведьма» страшил до предобморочных состояний, а сюрреалистический «Маяк» упрочил репутацию Эггерса как одного из самых интересных молодых режиссеров мира. Для съемок «Варяга» ему впервые выделили крупный бюджет под спецэффекты и позволили собрать каст мечты: в фильме снялись Уиллем Дефо, Николь Кидман, Итан Хоук, Аня Тейлор-Джой, Александр Скарсгард и Бьорк, которая в последний раз согласилась сыграть в кино в 2005 году. Эггерсу вновь удалось создать фантастически живописный фильм, будоражащий своими яркими деталями кровь и воображение зрителя. Нас погружают в мир средневекового человека с его мифологическим сознанием, где реальное и мистическое практически неразделимы. И всё же при всем визуальном великолепии новый фильм Эггерса потерял магию его первых картин, камерных и практически бессюжетных. Кажется, что эмоциональную вовлеченность в этот раз подменил адреналиновый аттракцион.