Бандитка, журналистка, мать: 10 важных ролей Пенелопы Крус
Пенелопа Крус давно добилась успеха в Голливуде, но куда чаще она работает в Европе, снимаясь в фестивальном кино. Испанская звезда сегодня отмечает 50-летний юбилей, во что невозможно поверить. Рассказываем о 10 отличных ролях актрисы, которая одинаково успешна в громких блокбастерах и душераздирающих драмах.
Сильвия, несовершеннолетняя буфетчица с фабрики по пошиву нижнего белья, забеременела от сына владелицы предприятия. Тот оказывается совестливым мужчиной, поэтому настаивает на сохранении ребенка и узаконивании отношений. А вот его мать против неравного союза, так как считает, что Сильвия обольстила ее сына в корыстных целях. Чтобы доказать свою правоту, она нанимает привлекательного юношу Рауля для соблазнения невестки, — Сильвия сначала пресекает любые попытки флирта, но в конечном итоге влюбляется в парня. Тот отвечает ей взаимностью и только все усложняет.
Пенелопа Крус триумфально дебютировала в большом кино — всего лишь в 17 лет. Несмотря на юный возраст, актриса согласилась на сложнейшую главную роль, в которой ей, среди прочего, пришлось раздеваться на камеру. Запомнили «Любовь, секс и ветчину», благо, не за рождение нового секс-символа Испании, а потому, что мелодрама Бигаса Луны — провокационная, по-испански страстная история о любовном четырехугольнике и сокровенных желаниях. Фильм блестяще разыгран ансамблем отличных актеров, но дирижирует им все же талантливая дебютантка, которая неслучайно была отмечена номинацией на национальную кинопремию «Гойя»
Сидящий в тюрьме 25-летний парень Сезар с загадочной маской на лице рассказывает психиатру историю своей жизни: когда-то он был безумно красив, а потому успешен у женщин, но всё изменилось. После очередной вечеринки он увел домой девушку друга, красавицу Софию, но так и не переспал с ней. Об этом не знала наблюдавшая со стороны бывшая подруга Сезара Нурия — утром она подкараулила парня на машине и предложила подвезти его, но лишь для того, чтобы инициировать ДТП и убить обоих. Сезар выжил, но теперь его лицо изуродовано.
Пенелопа Крус играет в фильме Софию — девушку, которая начинает избегать компании Сезара после ДТП, а потом кардинально меняет свое отношение к парню. Этот дуализм — основа мистической интриги картины, которую режиссер Алехандро Аменабар почему-то называет худшим фильмом в своей фильмографии. Это вроде бы необязательная, но на самом деле важнейшая для карьеры актрисы роль, которая в очередной раз доказала, что даже на втором плане она сияет ярче остальных. После такого откровения у Крус была только одна дорога — прямиком в Голливуд. По иронии там ей пришлось сыграть ту же самую роль.
1938 год. Группа кинематографистов из разрываемой Гражданской войной Испании приглашена в Германию для съемок амбициозного исторического мюзикла, который планируют выпустить на испанском и немецких языках. Тогда же в главную звезду коллектива, актрису Макарену, влюбляется Йозеф Геббельс, министр просвещения и пропаганды Третьего Рейха. Главная героиня шокирована ужасами нацизма и поскорее хочет уехать из страны, но ради успеха будущего фильма ее очень просят ответить чиновнику взаимностью.
«Девушка твоей мечты» стал лучшим испаноязычным фильмом 1999 года, а главное — принес Пенелопе Крус первую и, что важно, абсолютно заслуженную награду «Гойя» за лучшую женскую роль. Она здесь и правда чудо как хороша — задорно поет, очаровательно притворяется наивной и ничего не понимающей девушкой, а в самый неожиданный момент проявляет лучшие качества и спасает заложников концлагеря. Неудивительно, что через 18 лет, когда режиссер фильма решился на сиквел, Крус согласилась вернуться к известной роли: Макарена Гранада заслуживала еще одного громкого выхода.
Главный герой фильма — плейбой, красавчик и миллионер Дэвид, который особо не напрягается: живет в свое удовольствие, управляет издательским домом и дружит с представителями арт-тусовки. Проблемы возникают на пустом месте: решившая подбросить героя бывшая спланировала самоубийство — она устраивает автокатастрофу, чтобы возлюбленный навсегда остался с ней. Тот, правда, выживает, но не без потерь: лицо, главный актив Дэвида, навсегда изуродовано. Как теперь общаться с друзьями и сблизиться с девушкой по имени София, которую он встретил на последней вечеринке?
Да, «Ванильное небо» — это прямой ремейк испанского хита «Открой глаза», в котором Пенелопа Крус повторила свою роль. Решение более чем оправданное: если можно взять из оригинала сценарий, то почему бы не позаимствовать еще один повлиявший на успех фильма элемент? Голливуд, правда, превратил триллер об эскапизме в сентиментальную мелодраму о перерождении — проще говоря, создатели умудрились испортить сценарий Аменабара. Благо, с Крус всё осталось без изменений — ее недосягаемая девушка-мечта София вновь стала главным достоинством фильма. Ну или вторым в списке после выдающегося саундтрека, собранного лично Кэмероном Кроу.
1980-е. Пойманного дилера марихуаны по имени Джордж отправляют в тюрьму, где он знакомится с человеком, связанным с картелем. Он настолько впечатлен ловкостью и проворностью героя, что предлагаем ему перевезти из стран Южной Америки в США запасы кокаина. Джордж после освобождения отправляется в далекую Колумбию, где очаровывает Пабло Эскобара и становится его важным партнером. Деньги текут рекой, у героя появляется возлюбленная, но за ним уже вовсю следит ФБР, которое норовит вновь отправить главного импортера кокаина за решетку.
2001 год стал переломным в карьере испанской актрисы: Пенелопа Крус наконец-то начала покорять Голливуд. Получилось, мягко говоря, неоднозначно. С одной стороны «Ванильное небо» и «Кокаин» стали зрительскими хитами, участие в которых принесло актрисе международное признание; с другой — за обе роли Крус номинировали на «Золотую малину». Это абсолютно незаслуженное решение стоило актрисе нескольких лет карьеры — после этого ей предлагали роли, которые были несоразмерны ее таланту.
Мексика конца XIX века. Бедная крестьянка Мария и образованная дочь землевладельца Сара переживают из-за нападения американцев на их малую родину. Девушки внезапно пересекаются в банке, когда каждая из них пытается его ограбить: первая для того, чтобы спасти раненого отца, вторая и вовсе считает, что имеет на это право, потому что банк принадлежал ее убитому папе. После небольшой ссоры героини объединяются, но потом совершают тактическое отступление, потому что решают набраться опыта на банках поменьше.
Редкое удовольствие для актрисы — сыграть в фильме с одной из лучших подруг. Такую возможность для Пенелопы Крус предоставил феминистский вестерн «Бандитки», съемки в котором не только позволили ей разделить экранное время с Сальмой Хайек, но и укрепили их продолжающуюся с конца 1990-х дружбу. Их химия — фундамент этого задорного блокбастера, который загадочным образом не стал первой частью потенциальной франшизы: всё же можно очень долго смотреть на то, как две известные актрисы соревнуются друг с другом во всем (от соблазнения мужчин до убийств) и с горем-пополам грабят банки.
Молодые американки Вики и Кристина отправляются на каникулы в Барселону: первая девушка ждет традиционного отдыха, потому что у нее на носу свадьба, вторая, напротив, раскрепощена и ищет возможности развлечься. Они встречают известного художника Хуана, который приглашает героинь вместе провести время — там же он говорит, что его сексуально привлекают обе девушки. Это признание создает любовный треугольник, который внезапно нарушает бывшая жена Хуана Мария Елена. Она до сих пор любит мужчину и считает, что их отношения могут снова расцвести… если их обогатит еще одна девушка.
Пенелопа Крус стала первой испанкой, получившей премию «Оскар». Ее Мария Елена — темпераментная и страстная женщина, которая чередует английскую речь и испанский мат, а еще ревнует мужа к славе. Блестящая роль, которая влюбила в актрису миллионы фанатов, хотя те, надо полагать, спокойно предпочтут ей любой перформанс из фильмов Педро Альмодовара. Впрочем, главным итогом съемок стали не награды и популярность, а настоящие чувства: Крус и Бардем, знавшие друг друга долгих 15 лет, влюбились друг в друга на площадке и через пару лет поженились.
1982 год. Популярная колумбийская журналистка Вирхиния знакомится с вовсю строющим наркоимперию Пабло Эскобаром — тот настолько впечатлен красотой женщины, что предлагает ей стать его личным биографом. Через несколько лет, после неудачных попыток Эскобара прорваться в политику, отношения героев всё же заканчиваются: ее очень просят стать информатором ФБР, а его пытаются посадить за решетку. Вирхиния поначалу отказывается, но когда ситуация становится критической, все же принимает предложение властей.
«Эскобар» стал двойным возвращением для Пенелопы Крус: во-первых, она вновь со времен «Кокаина» снялась в фильме, посвященном торговле запрещенными веществами и империи знаменитого наркобарона; во-вторых, это третий раз, когда она появляется в кадре с теперь уже супругом Хавьером Бардемом. Основанный на мемуарах журналистки Вирхинии Вальехо фильм должен был показать обратную сторону взлета и падения Пабло Эскобара, но вместо этого повторил то, что зрители уже увидели в популярном тогда сериале «Нарко». Впрочем, «Эскобар» всё равно важен для фильмографии Бардема и Крус: он в очередной раз доказал, что испанская пара никогда не играет в кино спустя рукава.
Миру в очередной раз грозит опасность — секретная разработка вновь оказалась в руках тех, кто при желании может начать конец света. Спасти положение должна агентша ЦРУ, но не в одиночку: ей предстоит объединиться с коллегами/соперницами со всего света. Среди них — представительница немецкой разведки, бывшая сотрудница МИ-6, работница Министерства государственной безопасности КНР и даже психолог из Колумбии.
Джессика Честейн в последние годы все чаще появлялась на большом экране в образе сильной женщины («Агент Ева», «Большая игра»), поэтому неудивительно, что она в итоге пришла к идее спродюсировать блокбастер, в котором объединяются сразу несколько таких героинь. Одну из них как раз сыграла Пенелопа Крус, которая со времен «Пиратов Карибского моря: На странных берегах» не снималась в откровенно голливудском кино. Повлияла на нее, видимо, благородная феминистская идея проекта — доказать, что спасение мира можно поручить не только Джеймсу Бонду, но и женщинам из спецслужб. Крус, играющая психолога и мать двоих детей, несколько теряется на фоне подкованных в обезвреживании злодеев героинь, но и ей в конце концов предоставляют свою минуту славы.
Успешная женщина-фотограф Дженис знакомится в роддоме со старшеклассницей Анной, где обе героини в один день рожают девочек. Матери-одиночки обмениваются телефонами на будущее и продолжают жить параллельно, пока однажды Дженис не замечает, что ее ребенок не очень-то похож на нее. Ей кажется, что детей перепутали в роддоме, поэтому героиня связывается с Анной и узнает, что ее дочка умерла от синдрома внезапной детской смерти. Шокированная новостью и чувствующая свою вину Дженис приглашает Анну к себе, чтобы та была няней ее настоящего ребенка.
Пенелопа Крус признавалась, что один из ранних фильмов Педро Альмодовара, комедия «Свяжи меня», вдохновил ее стать актрисой. После этого она неоднократно сотрудничала с маэстро, под чьим надзором играла свои объективно лучшие роли. «Параллельные матери», их последний на сегодняшний день совместный фильм, — очередной актерский триумф Крус, которая создала на экране глубокий образ героини, пытающейся не только построить будущее для себя, но и разобраться с травматическим прошлым своей страны. Роль принесла актрисе четвертую номинацию на премию «Оскар» и первую в карьере актерскую награду Венецианского кинофестиваля. Кстати, за «Возвращение» Альмодовара ее награждали актерским призом Каннского кинофестиваля, поэтому для полной коллекции ей остался только «Серебряный медведь» Берлинале. Будем надеяться, что однажды Пенелопа Крус получит и его.