Подборки7 мин.

Арт-терапия: Все части хоррор-франшизы «Ужасающий»

В прокат вышла третья часть серии хорроров Дэмиена Леоне«Ужасающий 3» — про похождения кровожадного клоуна Арта. Рассказываем, как развивалась франшиза и почему ее главный антагонист стал одним из самых ярких кинозлодеев современности.

Ужасающий

Рейтинг: 5.9IMDb: 5.6
Жанр: Ужасы
2016, 85 мин
США, 18+
Режиссер: Дэмиен ЛеонеГлавные роли: Дженна Кэнелл, Саманта Скаффиди, Дэвид Ховард Торнтон, Катрин Коркоран, Пуйа Мохсени, Мэтт Макаллистер

Работавший гримером и мастером по спецэффектам Леоне перед режиссерским дебютом был в поисках своего идеального хоррор-злодея. В его первом короткометражном фильме «Девятый круг» мелькали ведьмы, демоны ада и прочая нечисть, но зрителям больше всего запомнился клоун Арт. Немой клоун в черно-белой раскраске визуально выделялся на общем фоне, и Леоне решил в будущих фильмах сосредоточиться именно на этом персонаже. Позже Арт появится в короткометражном «Ужасающем» (2011), а затем в фильме-антологии «Канун Дня всех святых» (2013).

В полном метре Леоне доработал образ клоуна, а вместо изначально игравшего Арта Майка Джанелли роль молчаливого злодея неожиданно получил актер озвучки Дэвид Ховард Торнтон. Выбор актера станет одной из ключевых составляющих успеха всей франшизы, но об этом чуть позже.

По сюжету две подвыпившие подруги после хэллоуинской вечеринки решают заскочить в пиццерию. Неподалеку они замечают мужчину в жутком клоунском наряде. Вместо того, чтобы отправиться по своим клоунским делам, ряженый идет за девушками в закусочную. Одна из девиц отпускает в адрес незнакомца пару глупых шуток, но вскоре они поймут, что столкнулись вовсе не с безобидным странным парнем. Клоун загоняет девушек в заброшенный дом и там уже изощренно расправляется со всеми, кому не посчастливилось попасть ему под руку.

Снятый «на коленке» за мизерные 35 тысяч долларов фильм являл собой беспримесный образец сплэттера с акцентировано натуралистичными сценами убийств. Никакой предыстории, социальной или психологической подоплеки, только серия изобретательных гиньоль-аттракционов, связанных между собой весьма рыхлым сюжетом. Бодрое и обаятельно глупое развлечение для поклонников жанра, снятое фанатом хорроров.

Конечно, всё внимание зрителей забрал сам «ужасающий». Жуткий грим Арта с прогнившими острыми зубами и крючковатым носом контрастирует с его комическими ужимками. Своими кривляниями он напоминает мистера Бина, правда, из какой-то параллельной садистской вселенной. От Фредди Крюгера Арт перенял издевательское глумление над жертвами. Разнообразен и инструментарий злодея: ловко орудует ножовкой, тесаком и прочими предметами из набора трудовика, метко стреляет, а по необходимости впивается в несчастных зубами. В концовке фильма становится понятно, что Арт не обычный маньяк, а демоническое существо, чье происхождение покрыто тайной.

Ужасающий 2

Terrifier 2
Рейтинг: 6.2IMDb: 6.1
Жанр: Ужасы
2022, 139 мин
США, 18+
Режиссер: Дэмиен ЛеонеГлавные роли: Лорен ЛаВера, Дэвид Ховард Торнтон, Эллиотт Фаллэм, Сара Войт, Кайли Хайман, Кэйси Хартнет

Первый фильм при маленьком бюджете смог окупиться в прокате, оброс приличной фан-базой, а Леоне в продолжении стал развивать мифологию мира, в котором мог появиться придуманный им монстр.

Во второй части оживший на столе судмедэксперта клоун Арт знакомится с Маленькой Бледной Девочкой, фантомом, ставшей его спутницей и помощницей в злодеяниях. Главная положительная героиня сиквела, юная косплейщица Сиенна Шоу, мастерит для хэллоуинской вечеринки костюм ангела-воина по эскизам умершего отца-художника. Ее младший брат Джонатан, любитель жути из интернета, тем временем изучает преступления Арта. Сиенна видит кошмары с участием клоуна-маньяка, а вскоре сны становятся реальностью. Арт начинает преследовать ребят, попутно кромсая других жителей вымышленного округа Майлз в Нью-Йорке.

С технической стороны сиквел оказался куда лучше первой части. У режиссера получилось сделать цельную историю, сохранив драйв оригинала. Насилие на экране стало еще более изощренным и жутким. Местами зрелище действительно физиологически омерзительное. И тут возникает, пожалуй, один из главных вопросов ко всей франшизе. Леоне порой берет слишком серьезный тон повествования для ужасов поджанра «мясо и кровь», а затем обрушивает на зрителя натуралистичную сцену расправы, приправленную изуверским юмором. Если в «Живой мертвечине» Питера Джексона или «Зловещих мертвецах» Сэма Рэйми утрированное насилие подчеркивало условность происходящего, то картина Леоне из-за проблем с тональностью, кажется, балансирует на грани откровенного дурновкусия.

Впрочем, большой удачей сиквела стало появление Сиенны, сыгранной дебютанткой Лорен ЛаВерой. Ее персонаж уверенно выходит за рамки тропа «последней девушки». У крутого злодея появился не менее харизматичный соперник. В кульминации Сиенна предстает в костюме с крыльями и мечом — очевидный «косплей» архангела Михаила, сражающегося с приспешниками Сатаны.

В фильме подчеркивается, что Сиенна — творческая натура, а ее отец-художник мистическим образом поможет в борьбе с маньяком. В таком контексте клоуна Арта тоже можно трактовать как весьма своеобразного свободного художника, на что, собственно, указывает имя персонажа. Только вместо холста садист использует тела своих жертв, а в качестве кисти — орудия пыток. Есть дар от Бога, а есть от дьявола.

Другим важным моментом в сиквеле стало развитие истории Виктории Хейз, единственной выжившей героини первой части. Обезображенная клоуном девушка переходит на сторону сил зла. Не будем вдаваться в подробности, но скажем, что она сильно поможет Арту в его зловещей миссии.

Ужасающий 3

Рейтинг: 6.5IMDb: 7.1
Жанр: Ужасы
2024, 125 мин
США, 18+
Режиссер: Дэмиен ЛеонеГлавные роли: Джейсон Патрик, Дэниэл Робак, Дэвид Ховард Торнтон, Лорен ЛаВера, Шарлотта МакКи, Брайс Джонсон

К выходу третьей и на данный момент заключительной части «Ужасающего» Арт уже стал частью «темной» поп-культуры. Фанаты щеголяют в его образе в Хэллоуин, набивают татуировки с портретом клоуна, а гейм-дизайнеры включают персонажа в качестве гостя в видеоигры.

Подогрели интерес к триквелу новости, что в США многие зрители якобы сбегали из кинозалов, не выдержав беспрецедентного насилия на экране уже в первые 15 минут фильма. Автор статьи побывал на показе картины в Петербурге. Докладываем: никто из полупустого зала не убежал, а сам сеанс прошел в гробовой тишине — ни смешочков, ни испуганных воплей. Очевидно, собрались фанаты хорроров, а они, как известно, ребята с крепкими нервами.

На этот раз действие фильма происходит в канун Рождества. Сиенну Шоу выписывают из психбольницы через несколько лет после встречи с клоуном Артом. Она переезжает жить к семейству своей тети. Девушка принимает таблетки, но они не помогают — героиню по-прежнему преследуют страшные видения, а чувство тревоги только нарастает. Клоун Арт возвращается, чтобы всюду сеять смерть, только на этот раз в образе Санта-Клауса. Помогает ему Виктория Хейз, к третьей части окончательно утратившая человеческий облик.

Трудно сказать, действительно ли это один из самых кровавых хорроров в истории, но Леоне превзошел самого себя, а где-то еще десятки коллег по цеху. Кратко происходящее на экране, наверное, можно охарактеризовать как «Пособие по анатомии для начинающих маньяков». Надо признать, что сцены пыток и убийств сделаны с возмутительной изобретательностью. И если в первых двух частях Арт измывался в основном над молодыми женщинами (за что Леоне критиковало фем-сообщество), то в этот раз его жертвами становятся даже маленькие дети. Отдельно предупредим зрителей, боящихся крыс: некоторые сцены могут сделать вашу фобию неизлечимой.

Наметившиеся в сиквеле религиозные коннотации в третьем «Ужасающем» усиливаются — неспроста события фильма происходят уже не в Хэллоуин, а в Рождество. Тут и распятия, и терновый венец, и даже подобие разверзшегося ада.

Авторы чуть приоткрыли завесу тайны над происхождением Арта, но, очевидно, припасли сюрпризы для четвертой части, создание которой уже анонсировал Леоне. А значит, Сиенне Шоу вновь придется взяться за меч.

Если рассматривать франшизу целиком, заметно, что каждая новая лента становилась качественнее предыдущей, — редкий случай для кинематографа. Начинавшаяся как бойкая, но непритязательная история про маньяка в клоунском одеянии история в итоге разрослась до мини-вселенной. Картины Леоне концептуально не привносят ничего нового в кинематограф ужасов, играя на понятном и знакомом зрителю поле. В конце концов, сам образ злого клоуна, начиная с кинговского Пеннивайза, если не раньше, уже давно и прочно закрепился в массовой культуре.

Однако Леоне, как большой знаток хорроров, удачно обходит многие жанровые клише — прежде всего за счет полной отбитости и непредсказуемости поведения своего антагониста. Сам Арт благодаря удачно придуманному образу и мастерству актера выделяется лица необщим выраженьем на фоне большинства блеклых маньяков из современных слэшеров. А в провокационном насилии на экране «Ужасающий» в чём-то идет даже дальше своих более талантливых предшественников. К слову, киноманы должны оценить ворох остроумных отсылок к классике — от «Сияния» до «Кошмара на улице Вязов».

Кто-то может обвинить Леоне в выдаче шок-контента ради шок-контента, но при всём жутковатом обаянии Арта в картине нет притягательности зла. Экранное насилие нас только отвращает, а значит, нет тут и подлинной жестокости. Во многом боязнь клоунов — это наши страхи перед неизведанным, скрытым за маской. Что движет страшным мимом, остается загадкой, и, возможно, в финале серии Леоне даст нам ответ. Пока же сойдемся на том, что Арт, то бишь ипостась самого Искусства, совершает свои тошнотворно-живописные злодейства для нас, фанатов, соскучившихся по крепким хоррорам.