Апокалипсис сегодня: 10 новых фильмов о конце света
В последние годы предчувствие грядущего конца света всё чаще порабощает умы современных кинематографистов: на широкие экраны то и дело выходят фильмы о природных катаклизмах, смертельных эпидемиях и даже… зомби-апокалипсисе. Собрали картины со всего мира, которые лучше всего отражают текущие настроения: от китайского мирового хита до испанского спин-оффа популярного триллера Netflix.
Поклонникам жанра фильма-катастрофы также предлагаем ознакомиться с подборкой фантастических лент о разрушительной силе стихии.
В начале 2023 года в международный прокат вышел фильм «Восстание зловещих мертвецов» ирландского режиссера Ли Кронина («Другой»), который является пятой по счету частью культовой хоррор-франшизы Сэма Рэйми. Как и его предшественник Феде Альварес («Зловещие мертвецы: Черная книга»), Кронин попытался полностью перезапустить серию фильмов ужасов. Однако при желании «Восстание зловещих мертвецов» можно связать с сериалом «Эш против живых мертвецов», который выходил с 2015 по 2018 год на стриминге Starz. В «Восстании» не задействовано ни одного персонажа из предыдущих частей франшизы, однако преданные фанаты Рэйми, вероятно, узнали голос Брюса Кэмпбелла во время прослушивания грампластинки.
Впервые за всю историю «Зловещих мертвецов» действие разворачивается не в хижине в лесу, а в обычной американской многоэтажке. Главная героиня — молодая женщина по имени Бет (Лили Салливан) — приезжает в гости к сестре Алекс (Алисса Сазерленд), матери-одиночке с тремя детьми. Волею судьбы подростки натыкаются на старую книгу заклинаний в подвале дома, что запускает целую серию неожиданных, местами забавных, но в целом пугающих событий. В «Восстании зловещих мертвецов» апокалипсис имеет скорее локальный характер — жители многоэтажного дома сталкиваются с неизбежностью собственной погибели после встречи с потусторонним и совершенно не поддающимся обычной человеческой логике.
В 2018 году апокалиптический триллер «Птичий короб», основанный на одноименном бестселлере Джоша Малермана, стал одним из самых рейтинговых проектов Netflix. Благодаря интригующей завязке, согласно которой главные герои вынуждены передвигаться по городу вслепую,«Птичий короб» также завирусился в Сети и даже спровоцировал создание ряда челленджей. Всеобщую одержимость картиной объяснить достаточно сложно — сюжет «Птичьего короба» звезд с неба не хватал и удерживал зрительское внимание исключительно благодаря эффектному сюжетному повороту. Вышедший в этом году «Птичий короб: Барселона» является географическим спин-оффом оригинального фильма.
Действие второго «Птичьего короба» происходит в одном из крупнейших испанских городов, жители которого оказались лицом к лицу с жуткой инопланетной угрозой — один взгляд на невиданное существо способен вызвать желание наложить на себя руки. «Барселона» Давида и Алекса Пасторов не только переосмысляет события первого фильма, но и значительно расширяет вселенную «Птичьего короба». Например, в спин-оффе появляется целая группа фанатиков, которые становятся послушными рабами зловещего существа, — оно, по сути, полностью захватывает их разум, подчиняет волю и внушает иллюзорное представление о реальности. Несмотря на все старания Пасторов, «Барселона» так и не смогла достигнуть уровня популярности предшественника, вероятно, потому что основной плот-твист уже был раскрыт, а на новый у создателей банально не нашлось фантазии.
В трагикомедии «Белый шум» Ноа Баумбака супруги Джек (Адам Драйвер) и Бабетта (Грета Гервиг) Глэдни живут в небольшом провинциальном городе, на первый взгляд слишком тихом и непримечательном для каких-либо значительных событий. Джек преподает «гитлероведение» в местном колледже, а Бабетта ведет хозяйство и воспитывает детей. В один прекрасный день в городе происходит ужасная железнодорожная авария, которая провоцирует выброс химических отходов. Джек, Бабетта и их дети оказываются на карантине отрезанными от остального мира и впервые в жизни сталкиваются с серьезным страхом смерти.
Сюжет «Белого шума» едва ли вписывается в сценарий глобальной катастрофы, однако эмоциональное состояние главных героев очень четко отражает то, что испытывает любой человек при столкновении с осознанием неизбежности скорой кончины. Жизнеописание семейства Глэдни больше всего похоже на не самый симпатичный сатирический шарж, который вытаскивает на поверхность темные стороны личности персонажей. «Белый шум» — фильм во многом некомфортный, который не понравился ни критикам, ни зрителям, однако даже здесь Баумбак продолжает оставлять за собой звание признанного мастера насыщенных и остроумных диалогов. Премьера картины прошла на Венецианском фестивале.
Американский режиссер Роланд Эммерих, широко известный по блокбастерам «Послезавтра» и «2012», фактически сделал карьеру на жанре катастрофы. Впрочем, с годами зрительский интерес к природным катаклизмам значительно утих, а сам Эммерих подался снимать боевики с политической повесткой. Разговоры о производстве «Падения Луны» начались еще в 2019-м, однако коронавирус и последующие ограничения существенно замедлили производство ленты. Традиционным фильмом-катастрофой «Падение Луны» назвать достаточно сложно. Работа Эммериха снята на стыке жанров блокбастера и конспирологического триллера с элементами сатиры. Впрочем, шикарные виды разрушения планеты в «Падении Луны» тоже присутствуют.
События картины разворачиваются в 2021 году. Внезапное схождение Луны с орбиты приводит к огромному количеству разрушений и обрекает человечество на скорую смерть. Астроном-самоучка Кей Си Хаусман (Джон Брэдли) уверен, что знает, как спасти Землю, однако для этого ему необходимо достучаться до самых высоких структур — в первую очередь NASA. К счастью, бывший сотрудник космического агентства Брайан Харпер (Патрик Уилсон) проникается идеями Кей Си и решает помочь.
Многие поклонники хорроров помнят культовый фильм «Поезд в Пусан», герои которого становятся свидетелями зомби-апокалипсиса. Ужастик «Зомби: Из Пусана в Гангнам» во многом основан на этой же концепции, с одной лишь поправкой: на этот раз сюжет о распространении болезни, превращающей людей в живых мертвецов, локализован на территории торгового центра в Гангнаме.
Фильм вышел уже после пандемии коронавируса, когда общественное отношение к вирусным заболеваниям и их последствиям существенно поменялось. Режиссер картины Ли Су-сона во многом играет на человеческом страхе перед неизвестной болезнью, который в последние годы лишь обострился. Однако в остальном «Из Пусана в Гангнам» — среднестатистический зомби-хоррор с азиатским контекстом, который мало чем отличается от «Поезда в Пусан», а в плане сценария картина даже заметно проигрывает. Тем не менее любителям зомби такое жанровое упражнение определенно зайдет.
В последние годы научная фантастика всё чаще позволяет кинематографистам обращаться к более нишевым жанрам. В «Рубиконе» этим жанром становится фильм-катастрофа. В новой работе австрийский режиссер Магдалена Лаурич рассматривает достаточно прогнозируемую проблематику: действие ленты разворачивается в недалеком будущем, когда экология планеты дает сбой — человечество страдает от нехватки воздуха.
Главные герои — группа астронавтов, которые выращивают на орбите съедобные водоросли, способные вырабатывать кислород. Во время их испытаний на Земле происходит настоящая катастрофа — большая часть людей погибает от воздействия токсичного облака. Астронавты пытаются наладить связь с выжившими, а также понять, как им действовать в такой непростой ситуации.
«Эра выживания» Кристины Буожите и Бруно Сампера — редкий представитель независимой научной фантастики, снятой не в Голливуде. В производстве картины участвовали сразу три страны — Бельгия, Литва и Франция. Действие разворачивается в альтернативном будущем, где планета оказалась захвачена сразу несколькими опасными вирусами. Несмотря на достаточно высокую смертность, людям удается добиться большого технопрогресса. В центре сюжета 13-летняя девочка (Рафиелла Чепмен) — талантливый биохакер, которой удается найти успешный способ борьбы с микроорганизмами.
«Эра выживания» — фильм во всех смыслах аутентичный, скроенный не по голливудским лекалам, что может как разочаровать, так и порадовать современную аудиторию. Имея на руках достаточно небольшой бюджет, Буожите и Самперу удалось создать целую вселенную, живущую по собственным правилам и законам. Также картину вполне можно считать «умной фантастикой», которая радует не только динамичными экшен-сценами, но и важным философским подтекстом.
Еще один самобытный проект, снятый без участия американских продюсеров. Аргентино-уругвайский хоррор «Эпидемия: Вирус-32» режиссера Густаво Эрнандеса обращается к знакомой теме эпидемии зомби-вируса, ставшей вновь актуальной после пандемии 2020-го. Кроме того, в фильме поднимается неразрывно связанная с ощущением грядущего апокалипсиса тема социальной паники, когда ценности и идеалы одного человека сталкиваются с приоритетами других.
В центре внимания мать-одиночка Ирис (Паула Сильва), которая работает ночным сторожем в заброшенном спортивном клубе. В одну из смен Ирис вынужденно берет на объект дочь Тату (Пилар Гарсия), параллельно в городе начинают происходить пугающие нападения. Когда Тата внезапно исчезает, главная героиня обращается за помощью к незнакомцу Луису (Дэниэл Хендлер), который уверяет ее, что обязательно поможет в поиске девочки.
Первый и единственный анимационный фильм в нашем топе — участник фестиваля Локарно 2021 года «Безумный Бог» от оскароносного Фила Типпетта, супервайзера специальных эффектов в таких картинах, как «Мир Юрского периода» и «Сумерки: Рассвет». В режиссерском проекте Типпетта главный герой — безымянный психопат — попадает в постапокалиптический мир, населенный жуткими монстрами. Типпетт работал над кукольным stop-motion мультфильмом 30 лет.
В этом мире процветает обоюдное бесконечное насилие, которому нет ни конца ни края. По большому счету, «Безумного Бога» можно назвать сюрреалистической экранизацией Данте, в которой главный герой проходит все круги ада, чтобы увидеть истинное лицо зла. В мультфильме Типпетта можно найти как религиозные метафоры, так и элементы старого доброго боди-хоррора, визуальная реализация которых порой оставляет неизгладимое впечатление.
В свое время китайский фильм-катастрофа «Блуждающая Земля», основанный на романе француза Франсиса Карсака «Бегство Земли», имел оглушительный успех в мировом прокате. При бюджете в 50 млн долларов картине удалось заработать все 700 млн. Для самих китайцев такой проект был в новинку («Блуждающая Земля» стала первым космическим блокбастером КНР), более искушенным западным зрителям картина показалась свежей в первую очередь за счет азиатской самобытности.
К счастью, китайскому кинематографу удалось избежать проклятия голливудских франшиз: «Блуждающей Земле 2», которая является приквелом оригинальной ленты, удалось добиться не меньшей зрительской любви. И это притом что масштаб разрушений второго фильма сильно уступает первому. На сей раз человечество сталкивается с различными природными катастрофами, после чего решает совместными усилиями построить мощный двигатель, способный унести планету за пределы привычной Солнечной системы.