Подборки

А теперь не смотри: 10 российских триллеров

Российское кино продолжает искать свой оригинальный язык в различных жанрах, и в триллере это получается даже удачнее, чем в остальных. Свобода, при которой этот жанр можно скрещивать с другими, от мелодрамы до военного фильма, породила множество интересных картин, чья самобытность зачастую перекрывает их недостатки. Собрали 10 заслуживающих внимания российских триллеров.

Спутник

Рейтинг: 6.5IMDb: 6.4
Жанры: Фантастика, Ужасы, Драмы
2020, 109 мин
Россия, 16+
Режиссер: Егор АбраменкоГлавные роли: Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук, Антон Васильев, Виталия Корниенко, Наталья Швец

Советские космонавты сталкиваются с чем-то неведомым. Корабль терпит крушение, разбитую капсулу находят в казахских степях. Один мужчина мертв, второй находится без сознания. Выживший Константин Вешняков (Петр Федоров) оказывается объектом изучения на закрытой военной базе, где его тестирует множество специалистов. Дело в том, что его подозревают в убийстве своего коллеги вследствие помрачения рассудка, а, как всем известно, «герой Советского Союза не может быть сумасшедшим». В качестве нового специалиста на базу приглашается Татьяна Климова (Оксана Акиньшина) для проведения очередной независимой экспертизы. Девушка и представить не может, с чем ей предстоит столкнуться. Однако, возможно, большим шоком для нее окажется не встреча с инопланетной жизнью, а степень человеческой жестокости. 

«Спутник» — высокобюджетный триллер, во многом опирающийся на лучших представителей жанра, например на «Чужого» Ридли Скотта и «Прибытие» Дени Вильнёва. Фильм Егора Абраменко собрал в мировом прокате внушительную сумму. Микс из научной фантастики и фактурного клаустрофобного триллера, действие которого происходит в мрачных советских лабораториях и обветшалых коридорах военной базы, оказался приятным сюрпризом для зарубежных зрителей. Еще один неожиданный и ценный для блокбастера ход — мощная центральная метафора, в которой кровожадный паразит, постепенно становящийся со своим носителем одним целым, превращается в символ разрушительного влияния советской империи на душу и сознание человека.

Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».

Пилигрим

Рейтинг: 5.97
Жанр: Триллеры
2019, 97 мин
Россия, 16+
Режиссер: Александр БаршакГлавные роли: Алексей Серебряков, Владимир Ильин, Игорь Петренко, Елена Север

Рыбаки находят на пляже мужчину без сознания (Игорь Петренко). Когда тот приходит в себя, то не может вспомнить ничего, кроме сочетаний цифр и слов, образующих какой-то странный код. Обрывочные картины из прошлого хаотично всплывают перед глазами, не давая никаких зацепок. Герой добирается до случайного загородного дома и засыпает на заднем дворе. Когда его обнаруживает хозяин (Алексей Серебряков), незнакомец внезапно начинает произносить имя его жены. С этого момента жизнь героя начинает висеть на волоске, потому что мрачное прошлое врывается в его настоящее, и непонятно, кто друг, а кто враг. 

«Пилигрим» придерживается эталонной эстетики российского телефильма, вмещая в полтора часа и невнятный шпионский триллер, и наивную мелодраму, и пафос голливудского боевика. Определенную долю удовольствия от всей этой мешанины получить, однако, можно. Алексей Серебряков, например, на протяжении всего фильма радует зрителей своим злым выражением лица, есть несколько интересных пейзажных планов, а также забавное подтрунивание над рынком современного искусства.

Многоэтажка

Рейтинг: 7IMDb: 6.7
Жанры: Триллеры, Драмы
2022, 99 мин
Россия, 16+
Режиссер: Антон МасловГлавные роли: Денис Никифоров, Дарья Щербакова, Наталья Земцова, Татьяна Догилева, Евгений Антропов, Наталья Швец

«Многоэтажка» уверенно разбивает свой тематический и стилистический лагерь на поле «Дурака» Юрия Быкова, только вместо роковой трещины тут пропавшая девочка-подросток. Антон, разочарованный в жизни и обозленный на всех и вся пожарный-алкоголик, похмельным вечером обнаруживает пропажу дочери. Проследив по камерам, что она все-таки зашла в подъезд их дома и больше его не покидала, он в одиночку устраивает брутальную одиссею по соседским квартирам. Постепенно всё это перерастает во всеобщий хаос, вскрывающий множество социальных нарывов.

«Многоэтажка» — очередной социальный триллер в славных русских лицах. Как и подобает подобным фильмам, он манипулятивный, шумный, раздражающий, предсказуемый, но всё равно держащий в напряжении. Несколько неожиданных сцен действительно могут запомниться, особенно на фоне угрюмой клишированности повествования и бесконечных речевых штампов в диалогах. «Многоэтажка» — первый оригинальный фильм видеоплатформы Start и полнометражный дебют режиссера Антона Маслова, который прославился первым сезоном комедийного сериала «Вампиры средней полосы».

Подельники

Рейтинг: 6.9
Жанры: Драмы, Триллеры
2021, 108 мин
Россия, 16+
Режиссер: Евгений ГригорьевГлавные роли: Александр Овчинников, Павел Деревянко, Константин Балакирев, Юра Борисов, Лиза Янковская, Яков Шамшин

Занесенные снегами ветхие избушки раскиданы по холмистой местности — классический пейзаж отдаленного российского села. Главный герой, биатлонист Петя (Юра Борисов), вместе со своей женой Настей (Лиза Янковская) возвращается в родные края, чтобы устроиться в местную школу учителем физкультуры. Уже по пути в село молодожены знакомятся со своим будущим соседом и местной «знаменитостью» Витей Людоедом (Павел Деревянко), бывшим зэком с замашками вора в законе и шамана одновременно. Жители не зря опасаются его — как-то раз старый друг Пети решает высказать Людоеду всё, что о нем думает, и этой же ночью его труп находят на сельской дороге. 10-летний Илья, сын убитого, твердо намерен отомстить. Петя решает помочь мальчику.

Режиссер «Подельников» Евгений Григорьев мастерски обращается с фактурой зимнего захолустья, столь же умело разворачивая на его фоне сложную и жестокую драму. Столкновение мировоззрений, характеров и традиций не перерастает в примитивный жанровый лубок, а сохраняет обширный спектр полутонов до самого конца. В немалой степени это заслуга Павла Деревянко, привнесшего в образ харизматичного матерого зэка, столь облюбованный российским кинематографом, нечто совершенно новое и даже завораживающее.

Красный призрак

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.1
Жанры: Триллеры, Историческое, Военное
2020, 98 мин
Россия, 16+
Режиссер: Андрей БогатыревГлавные роли: Алексей Шевченков, Владимир Гостюхин, Юра Борисов, Полина Чернышова, Вольфганг Черни, Михаил Горевой

А вот «Красный призрак» Андрея Богатырёва открывает что-то новое в целом жанре, которым одержимо наше кино в последние годы, — героическом военном эпосе. Группа советских партизан вступает в бой с солдатами вермахта на территории крохотной заброшенной деревни. Легенды о Красном призраке, неуловимом снайпере, держащем немцев в постоянном страхе, станут для некоторых из них жуткой явью.

Отказавшись от мертворожденного номенклатурного языка бесконечных фильмов о подвигах, «основанных на реальных событиях» (аккурат под госзаказ), Богатырёв превращает сюжет о неуловимых советских партизанах в остроумный вестерн. Это упражнение в жанре, состоящее из безупречно снятых и смонтированных перестрелок, а также нескольких эталонных чисто жанровых находок, ненадолго впустило свежий воздух в удушливое пространство современного отечественного кино о войне.

Измена

Рейтинг: 6.23IMDb: 6.4
Жанры: Триллеры, Драмы
2012, 115 мин
Россия, 16+
Режиссер: Кирилл СеребренниковГлавные роли: Артур Скрастыньш, Франциска Петри, Деян Лилич, Альбина Джанабаева, Андрей Щетинин

Брутальная, странная, вязкая, тихая драма Кирилла Серебренникова с элементами триллера. Мужчина (Деян Лилич) приходит на обследование в больницу, врач (Франциска Петри) неожиданно сообщает ему, что ей изменяет муж и что любовница — его жена. Шокированный этой вестью, мужчина выбегает на улицу и становится свидетелем кровавого ДТП с тремя жертвами, среди которых запросто мог оказаться и он сам. Эта новость и это событие заставляют его кардинально пересмотреть свои взгляды на жизнь. Двое героев, обманутых своими супругами, вместе пытаются справиться с потрясением при помощи радикальных действий.

Выцветшее изображение, тревожный закадровый шум, ломаное повествование и бесконечная череда диких ситуаций превращают «Измену» в зрелище некомфортное и во многом оригинальное. Однако присущая Серебренникову тяжеловесная многозначительность и общий театральный дух в итоге заводят фильм в трясину условности. На сегодняшний день «Измена» выглядит как некий пролог к «Нелюбви»Андрея Звягинцева. Та же «квелая» атмосфера, та же анемия чувств, те же попытки героев приспособиться к новой постшоковой реальности. И там и там — пропавший мальчик, только у Серебренникова он всего лишь исчезает из сюжета.

Текст

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.8
Жанры: Драмы, Триллеры
2019, 131 мин
Россия, 18+
Режиссер: Клим ШипенкоГлавные роли: Александр Петров, Кристина Асмус, Иван Янковский, Софья Озерова, Максим Виноградов, Кирилл Нагиев

Скандал вокруг фильма Клима Шипенко, раздутый совершенно не по делу, затмил многие достоинства этого бескомпромиссного столичного триллера. Орава троллей, в упоении гугливших «хоум-видео» Кристины Асмус и одновременно насмехавшихся над мужем актрисы Гариком Харламовым, лишила «Текст» заслуженного осмысления среди массового зрителя. Это немного досадно. Типичная для современной России история студента, чья жизнь оказалась разрушена по мановению руки силовика, уже могла бы стать полноценным сюжетом социального триллера. Дмитрий Глуховский же, по роману которого и снят «Текст», пошел дальше, совместив мотив искупления с мотивом распада личности. 

Шипенко подходит к материалу с неожиданным пониманием и кинематографическим чутьем. Чего только стоит, например, сцена в участке без монтажных склеек и на общем плане, когда Илья достает из кармана подкинутый пакетик с наркотиками и в ужасе начинает орать на всех присутствующих при досмотре. Кроме того, режиссер справляется с главной задачей, поставленной первоисточником: превращает городское пространство и экран смартфона в главных героев «Текста», растворяя в этих двух стихиях своих персонажей.

Иччи

Рейтинг: 6.12IMDb: 5.8
Жанры: Ужасы, Триллеры
2020, 83 мин
Россия, 16+
Режиссер: Костас МарсаанГлавные роли: Борислав Степанов, Марина Васильева, Илья Яковлев, Матрёна Корнилова, Ильяна Павлова, Дмитрий Михайлов

Молодожены с маленьким ребенком приезжают в дом родственников мужа. Вокруг — небольшая опушка и глухой лес, испещренный многочисленными тропинками. Во время семейного застолья почти сразу же возникает пассивный конфликт между членами семьи — поводов для этого накопилось много. Попутно происходят какие-то странные, пугающие вещи: вода в баке покрывается черной слизью, в дом залетает ворона, а ночью у отца семейства случается инсульт. Жуткие рассказы старожилов этого места о разгуливающих злых сущностях мгновенно начинают играть новыми красками. Для героев эта ночь превратится в жестокий бэд-трип. 

Один из ярких представителей якутского кино, которое в одночасье влюбило в себя зрителей по всему миру. Самобытность и свежесть кинематографа Республики Саха в этот раз затронули жанр ужасов. Используя классическую для хоррора структуру, режиссер фильма Костас Марсаан усиливает ее колоритом национальной мифологии. Впрочем, всё это не столько пугает, сколько гипнотизирует. Напряжение создают не экстремальные ситуации, а этнографическая фактура происходящего мракобесия.

Казнь

Рейтинг: 7IMDb: 6.7
Жанры: Детективы, Триллеры, Криминальное
2021, 137 мин
Россия, 18+
Режиссер: Ладо КватанияГлавные роли: Нико Тавадзе, Евгений Ткачук, Юлия Снигирь, Виктория Толстоганова, Даниил Спиваковский, Аглая Тарасова

Полнометражный дебют Ладо Кватании, человека, ответственного за возрождение отечественного клипмейкинга. Его козыри: фактура 16-миллиметровой пленки и брутальные сюжеты, полные натурализма. «Казнь» — изощренный детективный триллер с усложненным повествованием. Экранное пространство густо заселено разномастными советскими маньяками и извращенцами, а также травмированными следователями на грани сумасшествия. Главный герой заново открывает дело, которое он вел 10 лет. Когда-то пойманные им подозреваемые, которых уже отправили на смертную казнь, возможно, не имели к ряду зверских убийств никакого отношения. 

«Казнь» совмещает в себе психопатологический процедурал в духе Дэвида Финчера, изощренный кровавый южнокорейский триллер и фактуру перестроечного быта. Мрачная шиза, разлитая по всему фильму, оставляет после просмотра ощущение чего-то вязкого и крайне некомфортного. Для сугубо жанрового российского фильма, находящегося за рамками нынешнего кинематографического контекста, это очень ценное качество.

Тибра

Рейтинг: 5.2IMDb: 6
Жанр: Триллеры
2022, 84 мин
Россия, 16+
Режиссер: Анна ГороянГлавные роли: Виктория Исакова, Артем Быстров, Ольга Калашникова, Владислав Коноплёв, Анна Пересильд, Василиса Савкина

Место действия «Тибры» — солнечный захолустный поселок, напоминающий пионерский лагерь. Атмосфера соответствующая: дети объединяются в группы, хулиганят, придумывают страшные истории, буллят непохожих на себя. Жертвой постоянных насмешек и издевательств становится девочка-альбинос по кличке Мука. Однажды подруга уговаривает ее зайти в заброшенную лесную избушку, где, по местным легендам, живет злое существо по имени Тибра. Неожиданно в ветхом доме что-то происходит, Мука, испугавшись, прячется, а ее подруга бесследно исчезает. Мука уверена, что ее прокляла Тибра, а жизнь ее правда круто меняется.

Дебют Анны Гороян — это и драма о взрослении, и мистический триллер, и детектив. Последние два жанровых компонента, однако, заметно уступают первому. Пытаясь совместить беззаботность детских страшилок у костра и более или менее серьезную драму о детских травмах, буллинге и психических расстройствах, создатели жертвуют сюжетной связностью и интонационным балансом. Ситуацию спасают актеры и общая визуальная насыщенность фильма.