9 главных фильмов декабря
Шпионский блокбастер Кристофера Нолана, документальный портрет Алисы Фрейндлих, социальный хоррор с Джудом Лоу и Кэрри Кун, самый провокационный российский фильм года. Это и многое другое в нашем обзоре лучших киноновинок декабря.
Мать-одиночка Рейчел (Карен Писториус) проходит через утомительный бракоразводный процесс. После закрытия салона красоты, в котором она работала, клиентов она принимает дома. Только и их не осталось. Девушка везёт сына-подростка в школу и, как всегда, опаздывает. Огромные пробки остановили движение всего города. На дороге она повздорила с мужчиной (Рассел Кроу) на пикапе, а затем отказалась перед ним извиняться. Кто же знал, что он окажется психопатом, который превратит её жизнь в ад?
В олдскульном боевике Деррика Борте сильно пополневший Кроу едва влезает в экран. Лишние килограммы только добавляют созданному образу гнева и безумия. Жестокий маньяк из австралийца выходит первоклассный. Наверное, создатели картины хотели затронуть важную тему бесконечных автомобильных пробок и приступов ярости, которые они ежедневно вызывают у людей. Но это лишь фон, главное — погони, убийства и динамичный сюжет.
Молодой театральный режиссёр Роман Петрович (Александр Паль), верный последователь Станиславского и поклонник Чехова, вынужденно бросает основное ремесло и уходит в порнобизнес. Его глубоко драматические ролики получают мировую известность. Наконец-то, впервые после классических литературных произведений, у России есть продукт, которым не стыдно похвастаться.
Премьера картины состоялась в конкурсе «Кинотавра» этого года. «Глубже!» — интеллектуальная комедия одного из самых оригинальных современных отечественных режиссёров, Михаила Сегала. Остроумные диалоги и абсурдные сценки превращают его новую работу в редкий для этого года смешной фильм. Под удар попадают современный театр, скатывающееся в пропаганду телевидение и Достоевский с Толстым.
В киевском оперном театре происходит теракт. Предотвратить нападение и спасти опасный груз с плутонием русским наёмникам помогает работающий на ЦРУ Протагонист (Джон Дэвид Вашингтон). Радиоактивный металл отправлен на хранение в Таллин. А у агента ЦРУ новое задание — он должен подобраться к русскому олигарху Андрею Сатору (Кеннет Брана), живущему в Лондоне. Своё состояние он нажил на торговле оружием и боеприпасами. Кто-то из будущего передал ему уникальную технологию инверсии времени. Теперь бизнесмен может заставлять его идти в обратную сторону. Если Протагонист и британская разведка не остановят злодея-миллиардера, миру настанет конец.
Ещё до выхода в прокат «Довод» успел обзавестись статусом фильма-головоломки. Кристофер Нолан продолжает говорить о простом очень сложным языком. Громко и с массой впечатляющих спецэффектов. Режиссёр продолжает разговор на любимые темы: игры со временем и пространством. Стоили ли эти игры с обратным движением в кадре 250 миллионов долларов теперь может самостоятельно оценить любой желающий.
Архитектор Андрей (Семён Серзин) боится потерять жену Олю (Марина Васильева). В загородном доме на пару напали грабители, и беременная девушка потеряла ребёнка. С тех пор отношения дали трещину. Отчаявшийся супруг обращается к экстрасенсу и ведьме Маре (Александра Ревенко). Она специализируется на биологии. Андрей должен будет скормить Оле специальный гриб, и все травматические события супруга тут же забудет. А ещё паре нужно будет месяцок пожить в роскошной квартире ведьмы. В этот момент уже стоило бы насторожиться.
«Побочный эффект» — режиссёрский дебют сценариста Алексея Казакова («Горько!», «Самый лучший день»). Его фильм — лучший российский хоррор года. Разговор о проживании психологической травмы и доверии близкому человеку помещён в стильную жанровую рамку. В кадре красивые девушки, модные интерьеры и странные образы. Пугать зрителя необязательно скримерами и тошнотворными чудовищами.
В школе появляется новый парень (Виктор Тарасенко). Он тут же влюбляется в главаря банды старшеклассников-гопников Альфача (Глеб Калюжный). Чтобы тусить с крутыми пацанами, новенький снимает их «подвиги» на телефон. Днём хулиганы избивают пай-мальчиков и отнимают у них деньги, а вечером нюхают кокаин, устраивают оргии и отрываются на полную катушку. И вдруг в жизнь Альфача резко врывается девушка Аутло (Елизавета Кашинцева), жестокая, манящая и инопланетная. Параллельно рассказывается другая история, происходящая в 80-х годах: роман женатого генерала (Виталий Кудрявцев) и певицы-трансвестита (Евгений Шварцман).
Дебют Ксении Ратушной — самый провокационный российский фильм года. Авторы не боятся честно и свободно говорить об отношениях, наркотиках и гендере, не чураясь мата. У картины был крайне ограниченный прокат, но теперь она сможет добраться до широкого зрителя. «Аутло» — потомок творчества Ларри Кларка, Гаспара Ноэ и Райана Мёрфи. В России это зверь совершенно штучный, но, к счастью, не исчезающий.
Пьеса «Волнение» была написана и поставлена драматургом и режиссёром Иваном Вырыпаевым специально для Алисы Фрейндлих в год 35-летия её службы в БДТ имени Г. А. Товстоногова и 100-летия театра. В центре драматического произведения польская писательница Улье Рихте, эмигрировавшая в Америку. По яркой манере одеваться женщина очень похожа на дизайнера и коллекционера Айрис Апфель. К ней на интервью приходит польский журналист. И совершенно неожиданно для себя самой Улье вспоминает всю свою жизнь, смешивая фантазии и реальность. Документалист Денис Клеблеев снимает Алису Бруновну в момент репетиций спектакля, а также дома, в кругу самых близких людей. Одним из главных героев стал обаятельный и очень говорливый кот Макс.
«Алиса. Волнение» — объёмный портрет великой актрисы, которая по-прежнему не боится экспериментов на сцене и не чурается работы с современными театральными режиссёрами. Камера Клеблеева бережно следует за каждым шагом своей героини, боясь упустить малейший жест или почти что случайно брошенную фразу.
Мария Склодовская (Розамунд Пайк), молодая исследовательница, приехавшая в Париж из Польши, случайно знакомится на улице с другим учёным — Пьером Кюри (Сэм Райли). Он приглашает её в свою лабораторию, чтобы вместе трудиться на благо ядерной физики и химии. Поначалу жёсткая и независимая девушка влюбляется. Они прекрасно дополняют друг друга и вместе открывают радий и полоний, создают фундаментальные труды о радиоактивности. Ни Мария, ни Пьер не подозревают, насколько были опасны их эксперименты с урановой рудой. Зато оба знали, каким оружием в руках злодеев могут стать нестабильные радиоактивные элементы.
Байопик обладательницы двух Нобелевских премий (по физике в 1903 году и по химии в 1911 году) сняла уроженка Ирана Маржан Сатрапи. В основе фильма лежит графический роман Лорен Реднисс «Радиоактивность». Сама Сатрапи начинала как художница и автор комиксов. Её дебютом был поставленный по её же собственному произведению анимационный фильм «Персиполис». «Опасный элемент» сочетает факты из биографии Марии Склодовской и реконструкции реальных событий, которые произойдут в будущем. Например, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, «Проект Манхэттен», чернобыльская катастрофа. Красной ниточкой по всему фильму растянулся вопрос об ответственности учёного за опасность сделанного им открытия. Точный ответ дать невозможно.
1980-е годы. Рори О’Хара (Джуд Лоу) перевозит жену (Кэрри Кун) и двоих детей из Америки в Великобританию. Он уверен, что экономика на Туманном Альбионе сейчас на подъёме, открываются новые возможности. Мужчина снимает на год шикарное поместье в 40 километрах от Лондона, супруге покупает лошадь, а сына и дочь устраивает в самые престижные школы страны. Но на новом месте семью ждут одни только разочарования.
«Гнездо» — второй фильм канадца Шона Дуркина (его дебют — «Марта, Марси Мэй, Марлен»). Картину снял венгерский оператор Матьяш Эрдей, снимавший для Ласло Немеша концептуальные и выверенные до мельчайших деталей «Сына Саула» и «Закат». Сам режиссёр в детстве несколько раз переезжал вместе с родителями из Европы в США и обратно, он на себе испытал манящий, но обманчивый блеск американской мечты. «Гнездо» — пугающий своей реалистичностью социальный хоррор о попытках прыгнуть выше головы и фатальном разрыве между реальностью и придуманной жизнью.
24-летний Скотт (Пит Дэвидсон) живёт с мамой (Мариса Томей) на Стейтен-Айленде, самом бедном и малонаселённом районе Нью-Йорка. Весь день он валяется на диване, курит травку, рубится в видеоигры и ничего менять в своей жизни не собирается. В далёких планах есть желание стать татуировщиком, а пока юный лоботряс оттачивает навык и экспериментирует на телах приятелей. Сестра парня Клэр (Мод Апатоу) уезжает учиться в колледж, а мама находит нового кавалера (Билл Бёрр). Все свои неудачи Скотт связывает со смертью отца-пожарного и букетом из болезни Крона и синдрома дефицита внимания. Но в какой-то момент даже инфантилам приходится взрослеть.
Сценарий во многом основан на фактах из биографии молодого американского комика и стендапера Пита Дэвидсона: он тоже живёт с мамой на Стейтен-Айленде, на его теле более 40 татуировок, у него болезнь Крона, он активно принимает антидепрессанты и лечится марихуаной, а его отец-пожарный погиб при исполнении 11 сентября 2001 года. «Король Стейтен-Айленда» — новая работа Джадда Апатоу («40-летний девственник», «Немножко беременна» и «Девушка без комплексов»), а ещё яркий представитель жанра сэдкома. Депрессующие, но очень искренние герои уже покорили телевидение (как было в случае с «Дрянью», «Конём БоДжеком» или «Девочками»), и теперь они рвутся и на большой экран.