«Уличное освещение», «Арахисовый сокол» и еще 5 трогательных фильмов о людях с синдромом Дауна
21 марта отмечается международный день человека с синдромом Дауна. Сегодня в подписке Okko появился замечательный короткометражный фильм «Уличное освещение». Вспоминаем самые печальные, честные и по-светлому забавные картины о тех, кто живет рядом с нами и как никто другой нуждается в адекватном отношении — людях с синдромом Дауна.
Премьера дебютной работы Владислава Иконникова прошла в конкурсе короткого метра «Кинотавра» 2021 года. Нежные зернистые цвета обволакивают Митрофана и превращает весь мир вокруг героя в декорации грустной сказки о взрослении и прощании с детством. «Уличное освещение» — не то кино, что будет фокусировать внимание на диагнозе протагониста (у актера Григория Данишевского действительно синдром Дауна, но своим артистизмом он затыкает за пояс почти любую отечественную селебу). Митрофан — простой человек, только чуть более инфантильный и наивный, чем, например, персонаж его старого друга в исполнении Робака. Если у пронзительного короткого метра Владислава Иконникова и нужно чему-то поучиться, так это совершенно нормальному, не экзотизированному общению с людьми, чья жизнь отличается от нашей наличием лишь одного синдрома в больничном листе.
Два одиноких беглеца находят друг друга. Молодой паренек Зак с синдромом Дауна (Зак Готтзаген) покидает дом престарелых, где его скинули на неопытную сиделку (Дакота Джонсон), и отправляется на поиски любимого рестлера Соленого Реднека. Тайлер (Шайя ЛаБаф) серьезного подпортил жизнь товарищам и теперь хочет найти безопасное место, чтобы переждать неминуемое преследование. Они объединяются ради общей цели, но вскоре из случайных знакомых превратятся в настоящих друзей.
«Арахисовый сокол» — это история, будто бы сошедшая с отсыревших страниц романов Марка Твена. С одной стороны, роуд-муви о провинциальной Америке и ее безрассудных обитателях. С другой — кино о двух безумцах-романтиках, отправившихся на поиски приключений и смысла жизни. Если в «Уличном освещении» герой с синдромом Дауна становился в один ряд со знакомыми киношными типажами, то в «Арахисовом соколе» инклюзивность нивелируется еще сильнее. Тайлер едко хохмит над недотепой Заком, но почти всегда получает сдачу от паренька, знающего себе цену.
Уставший от жизни и от самого себя офисный клерк Гарри (Даниель Отой) встречает сбежавшего пациента лечебницы по имени Жорж (Паскаль Дюкенн). Вместе они отправляются в далекое путешествие и неожиданно учатся принимать недостатки друг друга. Жорж обретает настоящего отца, которого у него никогда не было, а Гарри, совсем позабывший о родной семье из-за нескончаемой работы, находит в пареньке сына.
Режиссер Жако Ван Дормель — бывший клоун, так что он как никто другой умеет балансировать на грани между печальным и гомерически смешным. До выхода «Господина Никто» с Джаредом Лето бельгийский режиссер удивлял фестивальную публику совсем по-другому: без «сломанного» нелинейного повествования и известных голливудских лиц. В трогательной картине «День восьмой» он не отказывается от излюбленной фантасмагоричности и бытового абсурда, но обращается к ним настолько тонко, что сам, кажется, невзначай переизобретает коренной американский жанр роуд-муви. В его руках он становится по-европейски нежным и по-французски лучезарным.
В детстве Джек (Франческо Геги) мечтал о маленьком братике, который может стать его лучшим верным другом. Когда родители сказали, что ждут ребенка, мальчишка уже начал строить наполеоновские планы на будущее. Вот только малыш родился с синдромом Дауна и все великие затеи Джеку пришлось убрать в долгий ящик. Спустя несколько лет, в период буйного пубертата, герой окончательно отдаляется от брата. Получится ли наладить отношения? Как вести себя, если твой родственник — не такой, как ты? Отвечая на эти вопросы, герой невольно начинает взрослеть.
Экранизация итальянского бестселлера вобрала в себя, с одной стороны, гротеск старой европейской литературы, а с другой — легкий, почти шутливый мелодраматический тон национального кинематографа. По форме это типичная семейная история: правда, за тем лишь исключением, что один из родственников абсолютно не похож на других и вызывает отторжение у сорванца Джека. «Мой брат — супергерой!» важно посмотреть каждому, кто воспринимает людей с синдромом Дауна инаковыми, требующими особого отношения: после этой солнечной комедии вы лишь убедитесь, что им нужно не снисхождение, а простая человеческая любовь.
Даниэль родился с синдромом Дауна, но он ничем не отличается от своих сверстников. Любящая мать отдала мальчика в обычную среднюю школу, а затем способствовала его зачислению в институт — и теперь Даниэль, уже статный мужчина, делает уверенные шаги во взрослую жизнь. Счастье (и трагедия) приходит, откуда никто не ждал: герой влюбляется в коллегу по работе. Та ведет суматошную жизнь, постоянно тусуется в клубах и вступает в беспорядочные половые связи. Но сдаваться парень не собирается — в любви, как и на войне, все средства хороши.
Фильмы про людей с синдромом Дауна, как правило, стоят в стороне от ромкомовских канонов. Рассказать честный и неманипулятивный сюжет о любви с персонажам вроде Даниэля так, чтобы не заговорить на языке звенящей пошлости, — задача поистине непростая. Однако испанцам Антонио Навваро и Альваро Пастору удалось: у них получилась не только трогательная история о первых проблемных отношениях, но и инклюзивная драма, которая не боится острых углов.
Бывший бейсболист Келвин Кемпбелл упал на самое дно. Он ушел из спорта, а воспитанию семнадцатилетней дочери предпочитает большие попойки в затхлом баре. После очередной ссоры с родственницей мужчина отправляется в продуктовый магазин и натыкается на паренька по кличке Зелень — он работает в овощном отделе и уже успел покорить своей харизмой всех посетителей. Знакомство с ним круто меняет жизнь Келвина и учит его принимать мир таким, какой он есть.
«Где живет мечта» можно смело назвать альтернативной спортивной драмой: тут и бейсбольные флешбэки, которые окутывают героя после каждой выпитой бутылки пива, и размышления о предназначении, и, наконец, попытка смириться с несправедливостью жестокой жизни. Правда, теперь во главе угла парнишка с синдромом Дауна, на примере которого режиссеру удается показать незамутненный и поэтичный взгляд на мир. Оказывается, окружающие нас вещи, кроют в себе не меньше магии, чем высокое искусство — стоит только в них хорошенько всмотреться.
70-е. Молодая гей-пара (Алан Камминг и Гаррет Диллахант) хотят взять под опеку мальчишку с синдромом Дауна, чья мать-наркоманка попала в тюрьму. Идея, изначально звучащая как беспроигрышный вариант для каждого из ее участников, со временем приводит всех к катастрофе: за счастье, как выяснится, надо бороться, а свою гомосексуальность в суде придется скрывать.
«Сейчас или никогда» объединяет сразу две острые темы: однополые отношения и воспитание детей с синдромом Дауна. Можно было бы подумать, что авторы решили спекулировать на одних из самых противоречивых проблем современности, однако это не так — история, происходящая на экране, вдохновлена реальными (хотя и не такими трагичными) событиями. Отчасти это судебная драма, отчасти — кино о том, как презрительно общество относится к инаковости, но если смотреть шире, то «Сейчас или никогда» лучше назвать гимном всем униженным и оскорбленным.