Охота на зверя: 12 выдающихся детективов о расследованиях загадочных убийств
В Okko по подписке можно и нужно посмотреть режиссерский дебют клипмейкера Ладо Кватании, снимавшего для «Ленинграда», Дельфина, Оксимирона и Хаски. Завораживающий и убедительный нуар о поисках советского маньяка в захолустье, о становлении отечественного профайлинга и системе, перемалывающей профессионалов, найдет отклик в душе истинных ценителей жанра. По такому случаю составили подборку фильмов про расследования загадочных убийств, большинство из которых можно прямо сейчас посмотреть у нас.
В 1981 году столичная звезда криминалистики Исса Давыдов, посадивший за решетку самого «Шахматиста», возглавил расследование череды убийств женщин на юге России. Дерзкий профи объединил преступления в серию и принялся рыть землю, применяя самые передовые методы дознания. Подозреваемые братья-близнецы были арестованы, суд признал их виновными, смертный приговор был приведен в исполнение, Давыдов получил квартиру и внеочередное повышение. А следом объявилась новая выжившая жертва маньяка, которую злодей несколько дней удерживал и пытал в заброшенном доме. Стало понятно, что Исса взял не тех, и теперь руководство жаждет его крови. Единственный шанс для героя сохранить лицо — взять серийного убийцу в его логове и выбить из монстра признание.
Дебют Ладо Кватании — образцовый стильный и мрачный ретро-триллер. Сначала можно подумать, что Кватания снимает еще одну версию поимки Андрея Романовича Чикатило, — уж больно на него похож персонаж Даниила Спиваковского (советский интеллигент в шляпе, плаще и очках), да и место действия совпадает. Но режиссер гораздо умнее, а потому и фильм у него получается интереснее.
Возможно, не самая заметная, однако новаторская картина короля триллера Дэвида Финчера. На этот раз режиссер «Семи» и «Бойцовского клуба» поставил в центр сюжета не преступника и не полицейского, а само расследование, со всеми его нюансами, ошибками, прорывами и… без всякой надежды на успех.
Зодиак — прозвище загадочного американского серийного убийцы, который жаждал славы, но до сих пор сохранил инкогнито. Расправившись с влюбленной парочкой, Зодиак отправлял в редакции газет и в полицию хвастливые зашифрованные послания. Среди тех, кто пытается установить личность преступника в фильме: детективы Дэйв Тоски и Билл Армстронг, а также сотрудники газеты San Francisco Chronicle Пол Эвери и Роберт Грэйсмит. Звездный каст, включающий Джейка Джилленхола, Роберта Дауни — младшего, Марка Руффало, и неспешный ритм завораживают и не отпускают до самого финала.
В 1980 году следователей Педро Суареса и Хуана Роблеса сослали из Мадрида в крошечный городок на берегу реки Гвадалквивир. Каждый местный житель мечтает выбраться из этой дыры. Того же хотели дочери рыбака — подростки Кармен и Эстрелла, без вести пропавшие во время праздника. Позже тела замученных и изнасилованных школьниц были найдены в болоте. Детективам удалось установить, что жертвы пользовались популярностью у мужчин. Кроме того, они далеко не первые погибшие женщины в этом глухом краю. Но прежде чем найти виновного в жестоких убийствах, идеологическим противникам Педро и Хуану предстоит научиться доверять друг другу, чтобы размотать клубок из улик и свидетельских показаний.
Премьера триллера Альберто Родригеса прошла на фестивале в Сан-Себастьяне. Это один из прекрасных образчиков таинственного и мрачного жанра, вышедших в 2010-е. Кроме того, «Миниатюрный остров» впечатляет выдающейся операторской работой. Отдельные кадры фильма основаны на фотографиях Атина Айи. С его трудами режиссеры познакомились на ретроспективной выставке творца.
История одного из первых киноманьяков от великого постановщика «Метрополиса» Фрица Ланга, снятая накануне прихода Гитлера к власти. «М убийца» стал ориентиром для режиссеров, снимающих триллеры, на многие десятилетия после премьеры картины.
По Берлину прокатилась волна убийств детей, а преступник словно невидим. Пока полиция безуспешно обыскивает квартиры всех подозрительных граждан, неуловимый маньяк, влюбленный в мелодию Эдварда Грига, похоже, мечтает, чтобы его поймали. Он отправляет в газету анонимное письмо с призывом остановить его, иначе девочки продолжат умирать. Роль Ганса Бекерта зажгла звезду Петера Лорре и определила его преступное амплуа на годы вперед.
Экспрессионистский австрийский детектив в реальности, искалеченной Первой мировой войной. Визуальные решения фильма, отсылающие к полотнам Отто Дикса, Оскара Кокошки и немецким шедеврам раннего немого кино, искажают перспективу, как события искажаются в памяти персонажей.
Обер-лейтенант Петер Перг вернулся в родную Вену после двух лет в русском плену. Он уходил на фронт добровольцем, оставив жену и любимую работу ведущего криминалиста столицы. Теперь страдающего от посттравматического стрессового расстройства разочарованного героя подозревают в жестоких убийствах ветеранов войны. Со всеми жертвами Перг служил, связывает их общая тайна. Ему предоставляется шанс вернуться в профессию, чтобы вместе с доктором Терезой Кернер найти истинного виновника смертей его боевых товарищей.
В основу второго режиссерского проекта будущего триумфатора «Оскара» и создателя «Паразитов»Пон Джун-хо легли реальные события, произошедшие между 1986 и 1991 годами. Фильм посвящен поискам маньяка, совершившего серию убийств в южнокорейском провинциальном Хвасоне.
Около города обнаружили тела двух женщин, которые перед смертью подверглись насилию. Каждая была одета в красное и убита во время дождя. В местном полицейском участке царствует некомпетентность: улики подбрасывают, признания выбивают под пытками, а улики теряют или уничтожают по неосторожности. Очевидный подозреваемый, местный дурачок Пэк Кван-хо, вскоре задержан и даже дает показания против себя, признаваясь в убийствах. Вот только этот самооговор совсем не убеждает сеульского детектива Со Тхэ-юна. Следователь уверен: арестованный никого не убивал, а жертв на самом деле больше, чем кажется.Интересно, что в реальности маньяка поймали, когда Пон Джун-хо праздновал триумфальную победу «Паразитов».
Легендарный парижский детектив-одиночка Пьер Ньеманс приезжает в университетский городок Гернон во Французских Альпах, чтобы расследовать дело об убийстве библиотекаря Реми Каллуа. Изуродованное тело обнаружили на вершине горного склона, и следователь уверен, что дело напрямую связано с элитным вузом, в котором работал убитый. Одновременно в соседнем городке молодой инспектор Макс Керкерян расследует случай вандализма на кладбище и взлом учительской в местной школе. Некто осквернил склеп погибшей 20 лет назад девочки и выкрал ее фотографии из классного архива. На первый взгляд, преступления никак не связаны, но двум детективам придется поработать вместе, чтобы установить личность преступника.
В основе сценария фильма лежит роман Жан-Кристофа Гранже. При бюджете в 14 млн долларов криминальный триллер собрал в международном прокате 60 млн. А потому совсем неудивительно, что в 2004-м на экраны вышло продолжение, любви у публики уже не снискавшее.
Анджелина Джоли во всем своем блеске начала 2000-х охотится на многоликого маньяка под партитуру великого Филипа Гласса.
20 лет назад преступник совершил первое убийство и присвоил себе личность жертвы. С тех пор он примерил на себя множество украденных жизней, не оставляя следствию никаких улик. После того как был обнаружен очередной покойник, к делу подключилась агент ФБР Иллиана Скотт. Ее методы дознания шокируют коллег-полицейских, но выйти на серийного убийцу традиционными способами невозможно. Иллиане предстоит совершить путешествие к самым истокам, чтобы взглянуть в лицо хитроумному маньяку.
1880 год. Серия необъяснимых жестоких убийств в районе Лаймхаус заставила лондонцев замереть в ужасе и предвкушении. Пресса и обыватели уверены: обычный человек не способен на подобные зверства, за преступлениями стоит Голем — существо из еврейских мифов. Расследование зашло в тупик, и тогда дело поручают инспектору Килдэру — специалисту по кражам с нетрадиционной ориентацией и испорченной репутацией. Никто всерьез не верит, что Килдэр добьется успеха, его роль — стать козлом отпущения и прикрыть на время более влиятельных коллег. Но уже очень скоро полицейский приходит к выводу, что кровь проливается на потребу публике, а среди подозреваемых — погибший драматург, актер, писатель и даже автор «Капитала» Карл Маркс.
Мрачный викторианский детектив снят по роману Питера Акройда и во многом опирается на историю так и не пойманного Джека-потрошителя. У американского режиссера Хуана Карлоса Медины получается не столько страшный, сколько красивый фильм.
И снова Лондон 1880-х, неблагополучный район Уайтчепел. Здесь трудятся жрицы любви, бесчинствуют рэкетиры и человеческая жизнь почти ничего не стоит. И именно здесь нанес свой первый удар легендарный Джек-потрошитель. Он убил проститутку и жестоко изуродовал ее труп, надолго заразив горожан страхом. Расследование преступления поручено детективу Фреду Эбберлайну, обладающему провидческим даром и склонному к злоупотреблению опиумом в китайских курильнях. Раньше таких, как он, сжигали на кострах, а теперь главный герой вместе с бывшим хирургом королевской семьи и проституткой Мэри Келли берет след маньяка. Вскоре становится очевидно, что городские власти совсем не заинтересованы в аресте Потрошителя.
Техасские поля смерти — обширный болотистый участок, окружающий нефтяные месторождения близ городка Техас-Сити. В начале 1970-х годов серийные убийцы использовали эти края как своеобразное кладбище, оставляя здесь трупы похищенных по всему штату девушек. В начале этой криминальной драмы детективы Майк Саудер и Брайан Хай приступают к расследованию убийства несовершеннолетней секс-работницы. Погибшая девушка жила в приюте и была близко знакома с девочкой из неблагополучной семьи Энн Слайгер, которую полицейские стараются опекать. Позже Хай подключится к новому делу поля смерти, и загнанный в угол преступник попытается нанести напарникам ответный удар.
Картину определенно стоит посмотреть ради 13-летней Хлои Грейс Морец, которая выглядит максимально убедительно в роли подростка с трудной судьбой.
И в заключение провинциальный хоррор с Екатериной Гусевой, Евгением Мироновым и Ольгой Остроумовой. Студентка педагогического вуза Дина Сергеева приезжает в маленький городок на практику. В эту глушь ее позвала любовь, но вскоре выясняется, что ее жених-врач уже состоит в законном браке. В конце их короткого свидания Дина наткнулась на изуродованный труп девушки и тут же стала главной подозреваемой в деле об убийстве. Следователь пытается расколоть героиню, но ей приходит на помощь директор школы Тамара Георгиевна. Похоже, эта жесткая руководительница держит в руках весь город, в котором продолжают погибать молодые женщины. Чтобы снять с себя подозрения, практикантке приходится начать собственное расследование.