«Нулевой пациент», «1703», «Почка» и не только: 10 лучших отечественных сериалов 2022 года по версии авторов OKKOLOKINO
Многие выдохнули, когда 2022-й ушел, и постарались забыть всё, что с ним связано. Однако было в прошлом году и что-то хорошее. Например, сериалы, которые выходили в это время в России, получились по-настоящему злободневными и пронзительными. Вспоминаем лучшие из них.
1988 год, педиатрическое отделение элистинской больницы. Молодой врач Кирсан Аюшев обнаруживает у своих маленьких пациентов симптомы малоизученного вируса иммунодефицита. Старшие товарищи доктора считают это предположение ошибочным, и тогда Аюшев отправляет анализы в Москву, где местные специалисты подтверждают страшный диагноз. Теперь судьба всей страны в руках молодого педиатра и московского эпидемиолога, которым в борьбе с распространением вируса нужно выиграть еще одну битву — против инертной советской системы.
«Нулевой пациент» с помощью истории возникновения «несуществующего» вируса ставит неутешительный диагноз системе. События конца 80-х — катастрофа в Чернобыле и вспышка ВИЧ — становятся своеобразными символами распада СССР, который вот-вот случится. Отчаянные поиски нулевого пациента также метафоричны: если отыскать источник всех бед, то это может остановить цепную реакцию и сохранить жизнь. Только вот истинный мотив не так очевиден: то ли этот неизвестный действительно всех спасет, то ли станет объектом публичного линчевания.
Наталья молода и красива, а ее карьера инспектора пожарной службы идет в гору, ведь чиновница не прочь брать взятки и закрывать глаза на нарушения, если они могут принести ей выгоду. Но всё меняется после обычного медосмотра. Выясняется, что у девушки серьезные проблемы со здоровьем и ей срочно нужна пересадка почки. Только вот незадача: донором может стать только кто-то из родственников, а с ними героиня давно разрушила все связи. Наталья полна решимости найти жизненно необходимый орган самыми разными способами, не думая про мораль и последствия.
Сериал «Почка» поднимает сложную этическую проблему: как ни ужасен моральный облик героини, она всё равно живой человек, загнанный в угол и нуждающийся в сочувствии. Шаг за шагом зритель узнает подробности ее прошлой жизни и невольно делает вывод о том, что безрадостные моменты детства вполне могли сформировать настоящего монстра. Все герои — брат-священник, трусливая сестра, мать-алкоголичка и отец-олигарх, пропавший много лет назад, — повлияли на характер бескомпромиссной чиновницы, и всех их изменит история ее болезни.
В 10 лет Саша Зорина сыграла главную роль в народном кинохите «Аврора» и стала настоящей звездой. Однако повторить успех юной актрисе так и не удалось, и спустя 15 лет она работает телефонным оператором в кризисном центре для потенциальных самоубийц. Не теряя надежды на возвращение в мир большого кино, героиня много пьет, чтобы хоть как-то справиться с невыносимой реальностью. После своего 25-го дня рождения девушка приходит в себя только через месяц и с удивлением понимает, что события последних четырех недель стерлись у нее из памяти. Ко всему прочему, выясняется, что она беременна.
Героиня «Авроры» — типичная неудачница. Когда-то она получила от жизни щедрый аванс и просто не сумела воспользоваться шансом. Именно такой вывод можно сделать уже в первой серии. Однако при более глубоком погружении становится очевидным, что трагедия Саши в другом: девушка оказалась «неформатной» для яркого мира кино. Именно поэтому сериал близок многим зрителям — вне зависимости от рода деятельности. Режиссер Роман Волобуев и сам многое об этом знает, поэтому рассказывает обо всем с экспертной точностью, но при этом не углубляется в драму, оставляя много места для юмора.
Молодая учительница русского языка и литературы Анна Федорова приезжает к старым друзьям на яхту. Однако вместо веселой вечеринки девушка была вынуждена спасаться вплавь. Дело в том, что на яхте ее изнасиловали, и обвиняет в этом героиня своих влиятельных друзей. Вместо помощи и поддержки Анна сталкивается с жестокой травлей со всех сторон: полиции, медперсонала и даже собственных учеников. Дело вызывает огромный общественный резонанс, однако шансов на наказание преступников всё меньше.
Валерия Гай Германика всегда любила эпатировать публику. Когда-то ее «Школа» повергла зрителей в шок и подняла настоящую бурю дискуссий о проблемах среднего образования. Помимо небанальной формы, режиссер уделяет большое внимание содержанию, глубоко и бескомпромиссно работая с темой абьюза, насилия, травли и вечных ценностей. В «Обоюдном согласии» представлен полный объем излюбленных приемов мастера. Зрителю предстоит рассмотреть поближе все 50 оттенков насилия, при этом эпизод за эпизодом красной нитью доносится простая, но такая сложная для многих истина: насилие недопустимо.
2140 год. После эпидемии нового вируса мужское население Земли погибло. Удалось выжить лишь 0,01 % мужчин. На планете наступила новая эра — теперь миром правят женщины. Они поселились в прогрессивных экологичных городках, занимаются саморазвитием и размножаются искусственным путем. В новом лучшем мире рождаются только девочки, царят гармония, прогресс и строгая дисциплина. Но всё меняется, когда молодая учительница Рада встречает за пределами города «примата» Геру.
«Два холма» — это небанальная антиутопия, в основе которой лежит актуальная тема феминизма, не оставляющая никого равнодушным. Вы можете поддерживать фем-активисток, можете быть против них, но вы точно не сможете остаться в стороне. Громкие имена (одна площадь Греты Тунберг чего стоит), скандальные истории — всё вписано в сериал гармонично и, если угодно, красиво. Юмор в картине тоже на должном уровне: несмотря на то, что авторы не скрывают своего недовольства от «забугорного» движения, ни для фемактивисток, ни для мужчин он не является оскорбительным.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Тридцатилетний москвич Демьян работает кассиром в местном магазине, живет с родителями и невестой в давно не ремонтированной квартире в Чертанове и, в принципе, доволен своей жизнью. Но однажды, после прибытия в Москву странного персонажа, привычный порядок дел героя нарушается. Странный двухметровый мужчина в красном плаще исполняет всякую чертовщину и называет себя Сатаной. Однако его цель — не запугать всех вокруг, а наладить отношения с сыном — ничего не подозревающим Демьяном.
Сериал Александра Незлобина вполне можно назвать продолжением булгаковского романа о явлении дьявола москвичам. Разве что повествование разительно отличается по настроению, ведь «Конец света» — это первоклассная комедия положений. В течение каждой серии Демьян уже почти соглашается принять сторону зла (читай: «отца»), однако в последний момент всё равно соскальзывает с дьявольского крючка. Нельзя не отметить, что подобная сценарная находка гениальна в своей простоте: остроумные диалоги в таких условиях поистине неисчерпаемы.
Молодой анестезиолог Ваня работает в столичной клинике и пытается оправиться после смерти девушки от передозировки. После трагедии мать погибшей парализовало, и теперь у Вани только одна цель — заработать ей на операцию. Однажды герою поступает выгодное, но не самое законное предложение — «откачивать» богатых и знаменитых после наркотического и алкогольного угара. Подумав, Ваня соглашается и погружается в незнакомый до этого мир, где люди в погоне за славой и деньгами теряют себя.
Что будет, если в сериале одни персонажи будут накачаны наркотиками, а другой будет их прокапывать под качественную российскую музыку? Получится в итоге потрясающе качественный проект «Капельник». Автором идеи, к слову, выступила Ида Галич, признавшаяся позже, что даже не подозревала, какой успех ждет сериал. В картине показан контрастный мир, в котором одни купаются в ванне с икрой (буквально), а другие развозят заказы на велосипеде. Радует только одно — люди, которые хотят искренне помочь ближнему, всё еще есть. Везде.
Гоша, Никита и Ефим вместе снимают квартиру и решают бытовые проблемы, которые сыплются на них как из рога изобилия. Все герои очень разные и, кажется, не имеют ничего общего: один — независимый предприниматель, другой мечтает стать известным музыкантом, третий копит деньги на заветную мечту — кругосветное путешествие. Однако у всех есть одна общая черта, ярко бросающаяся в глаза: они куклы. Делая шаги навстречу своим целям, ребята не забывают о главном: всё, что нельзя человеку, можно кукле.
Основная особенность сериала, безусловно, в его главных «актерах»: не так часто в России снимают громкие «кукольные» кинопроекты. Режиссер Никита Тамаров признавался, что является большим поклонником «Южного Парка», однако на анимацию пока замахиваться не рискнул. Выбрав в качестве персонажей кукол, Тамаров не прогадал: жизнь героев в мире людей смотрится абсурдной и нелепой. Тем не менее за внешней «мультяшностью» происходящего кроется настоящий глубокий подтекст, изобличающий самые неприятные социальные пороки.
Алисе вот-вот исполнится шестнадцать лет. Жизнь только начинается, но в случае нашей героини всё наоборот: девочка неожиданно узнает, что скоро ослепнет, и воспринимает эту новость как конец света. Разозлившись на мать за сокрытие правды, Алиса бросает школу и ищет способ заработать крупную сумму, чтобы повеселиться на полную катушку перед тем, как уйти в мир полной темноты. Способов заработать у старшеклассницы не так уж много. Разве что продать самое ценное, что у нее есть, — девственность. Тем более, клиент уже нашелся.
Фильмы и сериалы Наталии Мещаниновой — это всегда событие в отечественном кинематографе. «Аритмия», «Сердце мира», «Пингвины моей мамы» — эти и другие картины нашли отклик в сердцах миллионов зрителей. Главная особенность Мещаниновой — живые до документальной точности диалоги и пронзительные сюжеты. История про стремительно теряющую зрение девочку — не исключение. Тем более что в основе сценария лежит реальная история. Зритель погружается в мир подростка и начинает смотреть на происходящее глазами шестнадцатилетней — остро, ярко и местами болезненно.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Вадим окончил московскую академию МВД и перебрался работать в Питер — поближе к любимой девушке. Отец героя — большой человек в полиции и без труда подобрал сыну работу в одном из местных отделений. Только вот с напарником Вадиму не очень повезло. Опер Гоша давно страдает от депрессии, много пьет и спасается хитами Татьяны Булановой. Первым их совместным делом становится загадочное исчезновение тел умерших из моргов. Неужели в городе на Неве завелись сатанисты? Впрочем, в Питере возможно всё.
Всё указывает на то, что сериал «1703» получился поистине питерским. И дело не столько и не только в названии, сколько в колорите, прекрасном и ужасном одновременно. Петербуржцы наверняка не раз ощутят прилив нежности, а жители других городов обязательно захотят посетить Северную столицу. Помимо архитектурных изысков, сериал подкупает и необычными персонажами, повышающими градус абсурдности. Начавшаяся как классический детектив, уже к середине сезона картина перерастает в жанр черной комедии, оторваться от которой практически невозможно.