Платяной шкаф, беспроводная гарнитура и канализационные люки Манхэттена: 10 фильмов о том, как попасть в ближайший параллельный мир
В Okko вышел головокружительный и неописуемый комедийный боевик «Все везде и сразу»Дэна Квана и Дэниела Шайнерта. Но они далеко не первыми показали зрителям странные вселенные. Рассказываем о наиболее интересных фильмах с параллельными мирами.
Главный виновник разговоров о мультивселенных в этом году — отвязный, ироничный и жутко изобретательный экшен «Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. Если описывать происходящее вкратце, то это сильно напомнит классическую супергеройскую завязку. Главная героиня узнает, что может обрести суперспособности из своих параллельных жизней, стоит ей только сосредоточиться и зайти в специальное приложение через беспроводную гарнитуру. Есть у нее и особое предназначение — победить большое зло, которое грозит всем вселенным разом. И всё с этим сюжетом хорошо, но кто ж ожидает, что этой героиней окажется не сексуальная красотка в мини-юбке, а китаянка Эвелин, которой за 50 и которая никак не доучит английский, хотя живет в Штатах и уже пару десятков лет руководит местной прачечной. Она совершенно задолбалась этим заниматься, равно как и ругаться с дочерью, оправдываться перед отцом и выслушивать излияния мужа. В общем, все шаблоны тут летят к чертям, но на этом сюрпризы только начинаются.
В параллельных реальностях Эвелин отыскивает не только свои нереализованные (супер)способности, но и параллельные жизни — неплохой повод задуматься над той, что ей отведена. Тут, на стыке экзистенциального кризиса, супергероики и безудержного полета фантазии, и возникает «Всё везде и сразу». Верьте названию, ровно это и происходит в фильме, помноженное на несколько неожиданных сюжетных поворотов и совершенно абсурдных образов, которые, безусловно, срабатывают, ведь в сюжетосложении царит полная анархия. Каждый сюжет имеет право на существование, а человек — право на счастье.
Стал таким же ярким и волнующим прорывом в 2018 и «Человек-паук: через вселенные». Фильм начинался до боли знакомым сюжетом о стеснительном школьнике Майлзе, который любит рисовать и однажды оказывается на пути у радиоактивного паучка, который тут же кусает пацана и одаривает удивительными способностями. Штука в том, что теперь человеков-пауков оказывается 2 или… 3, 4, даже 5. Это всё Большой адронный коллайдер. Он дал сбой, и произошла «течь» из параллельных вселенных. И теперь один за другим, человеки-пауки из других миров стали объявляться прямо в квартире Майлза.
Землю по-прежнему нужно спасать, но теперь нужно научиться командной игре. Как и во «Всё везде и сразу», на вполне ожидаемую историю накладывается неожиданный контекст и начинается веселье. Не только рай для зрителей, которые обрели своих героев в шестерном объеме, но и рай для киноманов, ведь в фильме можно отыскать человека-паука на любой вкус: для фанатов фильмов нуар, аниме или мультипликации 1930-х. Идея оказалась настолько успешной, что ее решили перезапустить и в фильме «Человек-паук: нет пути домой». Там друг с другом повстречались уже киноверсии героев: паучки Тоби Магвуайра, Эндрю Гарфилда и Тома Холланда.
Не обойтись в теме о параллельных мирах без Стивена Кинга. «Темная башня» стала экранизацией ключевого для писателя цикла романов. Ужасы, фэнтези и научная фантастика тут сливаются воедино, а в центре всего этого действа стоит Роланд Дискейн. Дискейн — Стрелок, который ищет встречи с Человеком в черном, чтобы сразиться и убить его. Дело в том, что Человек в черном обладает колдовскими силами и служит Алому Королю, который вознамерился разрушить Темную Башню и ввергнуть реальный мир в хаос. Ровно так и видит героев 11-летний Джейк Чемберз. Видит в своих снах. Джейк переносит увиденное на бумагу, после чего родители решают, что ребенку нужна психологическая помощь. Но вместо того, чтобы отправиться в клинику, мальчик сбегает и оказывается прямо посреди своих снов.
Фильм снял датский режиссер Николай Арсель, который оказался в Голливуде после успешной экранизации «Королевского романа» 2012 года. На главные роли были утверждены Идрис Эльба (Стрелок) и Мэттью МакКонахи (Человек в черном). При довольно разгромной критике, сам Кинг оказался доволен результатом, подтверждая, что Арселю удалось передать дух его произведений.
Принцесса Жизель не просто родом из сказки, она — родом из диснеевской анимационной сказки, которой и начинается фильм. Но вот, когда принцесса в двух шагах от свадьбы, злая мачеха, разумеется, насылает на нее проклятье и отправляет куда подальше. «Подальше от сказки» оказывается нью-йоркская канализация, из которой и вылезает уже вполне себе настоящая Жизель (Эми Адамс) прямо посреди проезжей части Манхэттена. Она вся блестит и сияет, а ее свадебное платье не умещается ни в один дверной проем, а еще она не умеет злиться, зато умеет падать в руки спасителям и ждать принца. Этим она и намерена заниматься, осталось только понять — где его ждать.
Этот игривый проект во многом предвосхищает истории с мультивселенными, хотя по факту — это всего-то история о том, как горожане нуждаются в крупице сказки. Хорошо, что сладкую сказочность здесь разбавляют самоирония и отличный актерский состав. Городского спасителя Жизель исполнил Патрик Демпси, слугу мачехи — Тимоти Сполл, а саму мачеху — Сьюзан Сарандон. От авангарда это кино, конечно, далеко, зато выигрышно выделяется среди диснеевской продукции.
Не только принцессам рассекать многолюдные улицы Манхэттена, должны же здесь быть и бездомные, и пропойцы. О них-то и берется рассказать Терри Гиллиам, режиссер, для которого параллельная реальность — это необходимый компонент творчества и жизни. Главный герой Джек (Джефф Бриджес) ведет радиошоу. Однажды он в шутку говорит звонящему, чтобы тот пристрелил всех вокруг, что тот и делает (следуя доброму совету). Карьера Джека не выдерживает такого потрясения, как и сам Джек. Он пьет, долго пьет, пока спустя 3 года не решает покончить со всем этим. От самоубийства его спасает какой-то сумасшедший по имени Перри (Робин Уильямс). Оказывается, их с Джеком связывает тот трагический день, ведь одной из пострадавших были жена Перри. Она погибла, а Перри спятил. Теперь всё, о чем он может думать, — это священный Грааль, который спрятан в одном из домов Нью-Йорка. И Джек решает ему помочь достать Грааль.
Параллельный мир внезапно открывается, когда мы видим Нью-Йорк глазами Перри. С ним сложно разговаривать, на него даже сложно смотреть. Но чем дальше, тем привычнее оказывается его искаженная реальность. Гиллиам не просто утверждает власть фантазии, но поясняет: каждый из нас представляет собой параллельный мир. И попасть туда так же сложно, как и добыть Грааль.
Если что и может быть более устрашающим, чем злачные набережные Нью-Йорка, так это пресловутые тихие американские городки, в которых так часто разворачиваются сюжеты хорроров. Но «Донни Дарко» устроен куда сложнее. Нечисть здесь живет не в старом заброшенном доме и даже не на кладбище домашних животных. Она приходит прямо в сон к одному школьнику по имени Донни Дарко в виде жуткого кролика Фрэнка, да так крепко обосновывается в сознании Донни, что однажды, как под гипнозом, ведет его прочь от дома. Когда Донни приходит в себя, то оказывается, что Фрэнк спас его от несчастья. Только вот всё после этого идет наперекосяк. Парень больше не принадлежит себе, а его жизнь перемешивается со снами.
Еще один любитель мрачного нарратива, устрашающих существ и полета фантазии — Гильермо дель Торо. Один из главных его шедевров — «Лабиринт Фавна». Это история о девочке Офелии, которая живет в Испании 1940-х. Страну сотрясают последние всплески партизанского недовольства, а дом Офелии — тирания ее отчима, капитана Видаля. В одну из ночей к Офелии приходит фея и уводит ее в центр разрушенного лабиринта неподалеку от дома, и там девочка встречает древнее существо, Фавна. Он рассказывает Офелии удивительную историю, и та отправляется навстречу волшебной стране. Будет непросто, опасно и невероятно красиво.
«Лабиринт Фавна» — кино уникальное по многим причинам. Фильм дель Торо снял по своему же сценарию, а существ взял прямиком из собственных детских ночных кошмаров. Эта интимность чувствуется в каждом кадре — образы на экране оказываются устрашающими и нежными одновременно. Такую же нежность можно будет найти и в другой картине режиссера — в «Форме воды». Но там — история любви, здесь же — бегство. В детство, в травму, в сказку и, конечно, в параллельный мир.
Если дель Торо в своей сказке преломил ужасы гражданской войны, то «Хроники Нарнии» стали эскапистской фантазией К.С. Льюиса, пережившего Вторую мировую. Из семи книг самой, наверное, любимой, остается первая — «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Это история о четырех ребятах — Питере, Сюзан, Эдмунде и Люси, — которые укрываются от лондонских бомбежек в загородном доме профессора Дигори Керка. Хотя дядюшка Дигори кажется им чудным, его дом отлично подходит для всякого рода занятий и игр. Собственно, за игрой в прятки и открывается удивительная тайна — там, в платяном шкафу скрывается настоящий вход в параллельный мир, в Нарнию.
Один за другим дети оказываются в волшебном лесу заснеженной Нарнии, чтобы узнать о злом роке страны, где правит Белая Колдунья. Бобры здесь разговаривают, правда, говорить не особенно-то можно — рискуешь попасть в немилость Колдуньи и превратиться в ледяную скульптуру. И дети решают помочь несчастным обитателям Нарнии вернуть теплый солнечный свет и поскорее избавить страну от страшных воспоминаний о зиме.
Еще одна сказочная история родом из Великобритании. Известная всему миру сказка об Алисе, которая одним погожим деньком сваливается прямиком в кроличью нору, и чего только там с ней не происходит. Сочиняя сказку для девочки Алисы, Льюис Кэрролл создал произведение, которое не только радует уже которое поколение детей, но и волнует умы взрослых. Особенно, если эти взрослые занимаются искусством. «Алису» не раз (точнее, раз 40) переносили на экран. Неудивительно, что не пропустил такой сюжет и большой выдумщик Тим Бёртон. Он из тех режиссеров, кому фантазия необходима как воздух.
Свою «Алису в стране чудес» Бёртон переписывал, а точнее дописал. Алиса и вправду бежит за кроликом и попадает в волшебный мир, только вот она уже почти взрослая. Ей 19 лет, семья и общество ждут от нее замужества, а Алиса мечтает, чтобы от нее отстали. И Бёртон дает ей такую возможность. Теперь всё, о чем Алисе нужно беспокоиться, — злая Красная Королева и ее дракон Бармаглот. Зрителям же остается наслаждаться зрелищем, тем более что Бертон берет в фильм любимых актеров: Чеширского Кота озвучивает Стивен Фрай, Красную Королеву играет Хелена Бонем-Картер, а Безумного Шляпника — Джонни Депп. В роли Алисы Миа Васиковска.
Попасть в параллельные миры можно не только в оголтелых фэнтези, диснеевских сказках или авторском мрачняке. Отличный пример бытовой мелодрамы родом из 1990-х — фильм «Кейт и Лео» Джеймса Мэнголда. Фильм не только рассказывает удивительную историю любви герцога Леопольда из XIX века и Кейт из современного Нью-Йорка, но и скрасит просмотр приятными нотами ностальгии. Лео сыграл Хью Джекман, а Кейт — Мег Райан, которая для фильма, безусловно, важнее, ведь именно за ней тянется шлейф прежних ролей. А она сыграла во многих классических мелодрамах.
На протяжении 1990-х Райан создавала на экране образ современной самостоятельной женщины, которая оказывалась в самых необычных обстоятельствах, но не забывала быть собой. Она может встречаться с ангелом («Город ангелов»), может влюбляться после единственной услышанной радиопередачи («Неспящие в Сиэтле»), а может, как здесь, без смущения завести разговор с герцогом. Они вместе с Джекманом и Мэнголдом переворачивают привычную модель параллельной реальности и вместо магии, волшебства, невероятных существ предлагают самый настоящий быт, и от этого всякий далекий мир становится ближе. Мало помалу, деталь за деталью оказывается, что ничего невозможного, пожалуй, и нет. И люди везде остаются людьми, с их мечтами, тревогами и, конечно, потребностью любить.