Подборки

Не только Миядзаки: 10 фильмов аниме, которые заставят вас полюбить японскую анимацию

Сатоси Кон, Макото Синкай, Исао Такахата, Мамору Хосода… Запомните эти имена и погружайтесь в огромный и чарующий мир аниме. Предлагаем 10 отличных фильмов (большинство из них романтические), с каждого из которых можно начать знакомство с популярным жанром анимации.

Она видела небо

Sora no Aosa o Shiru Hito yo
Рейтинг: 7.63IMDb: 6.7
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Мелодрамы, Фэнтези
2019, 102 мин
Япония, 16+
Режиссер: Тацуюки НагаиГлавные роли: Рё Ёсидзава, Рихо Ёсиока, Сион Вакаяма, Фукуси Отиаи, Ё Таити

А это аниме как раз пример сценарной работы Мари Окада. Грустная сказка о вечном — о несбывшихся амбициях, мечтах, торжественно возложенных на жертвенный алтарь реальности, первой любви, семьи и музыки. «Она видела небо» решительно заступает на территорию, исследовать которую порой боятся те, кто перешагнул уже отметку в 30. Если тебе представится возможность встретиться с собой из прошлого, с твоей версией, мечтающей покорить мир, обрести счастье, подняться выше облаков и оттуда с гордостью взглянуть на свою жизнь, будет ли это «я» довольно тем, что увидит, тем, каким ты стал? А если нет, означает ли, что твоя жизнь свернула не туда, а тебе лишь остается смириться с собственным предательством? Держать ответ перед более дерзкой, юной и влюбленной «версией себя» больно, страшно и унизительно. Но именно такая встреча может дать шанс вновь почувствовать ветер юной свободы.

В далеком прошлом родители Аои и Аканэ погибли. Второй, как старшей из двух, пришлось взять заботу о сестре и их будущем на себя. Но главное, она без тени сомнения решилась отказаться от своей мечты, а вместе с ней и первой любви. Талантливый молодой музыкант, а совместительству парень Аканэ, рассчитывал, что она вместе с ним уедет в Токио, покорять рок-сцену и укрощать переменчивую славу. Но их руки разомкнутся, Аканэ останется лишь смотреть в спину удаляющейся любви, прижимая к груди младшую сестру.

13 лет спустя Аои, которую жертвенность сестры теперь больше злит, чем восхищает, сама надеется поскорее уехать в Токио, чтобы найти музыкальную группу, с которой она сможет добиться успеха. В этот момент в город на фестиваль приезжает коллектив, в составе которого играет Синно — та самая первая любовь ее старшей сестры. Великим музыкантом он так и не стал, его фотографии не украшают рекламные билборды на шумных улица столицы, а некогда горящий взгляд потух, уступив место глухому разочарованию. Но в это же время Аои в старом сарае обнаруживает Синно, только таким, каким он уехал в Токио 13 лет назад. Он заперт в этом помещении, но его ум и горячность готовы вырваться, чтобы заставить Аканэ вновь влюбиться в Синно. Со вторым правда придется поработать, чтобы он хотя бы попробовал стать тем, кем мечтал. Аои неохотно берется ему помогать, но в их отношения вмешается не к месту первое чувство, которое юная девушка не может контролировать, как бы она ни старалась. Ведь так странно влюбиться в парня своей сестры, прибывшего из прошлого.

В лес, где мерцают светлячки

Рейтинг: 8.2IMDb: 7.8
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Мелодрамы, Фэнтези
2011, 45
Япония, 6+
Режиссер: Такахиро ОмориГлавные роли: Коки Утияма, Аянэ Сакура, Синпати Цудзи, Идзуми Савада, Хаято Тая, Канэхира Ямамото

Повествование начинается с того, что Хотару собирается в дорогу: ей предстоит провести очередное лето в доме дедушки. И мы сразу понимаем, что эту поездку она ждала весь год. По пути девушка рассказывает любопытному зрителю, чем так манит ее этот дом, а вернее волшебный лес, притаившийся совсем недалеко. В это царство она как-то и забрела, когда еще была совсем маленькой, да вот дорогу назад найти не смогла. И, конечно, девочка не придумала ничего более действенного, чем упасть на землю и громко заплакать. Но решение оказалось верным: детский крик привлек внимание юноши в маске кота. Он сразу же запретил ребенку к себе прикасаться, ведь на самом деле ее новый знакомый — лесной дух, чья магия вмиг улетучится, а юноша соответственно исчезнет из-за малейшего физического контакта с человеком. А маску, к слову, он носит, чтобы больше походить на мифического обитателя леса. Добрый дух провожает девочку, на прощание назвав свое имя. Так начинается их долгая, искренняя и лишенная любого прикосновения история. Хотару каждое лето начнет посещать Гина, рассказывать ему о своей жизни, больше узнавать о других обитателях лесного королевства. Девочка будет расти, а Гин оставаться прежним. И в один год она обнаружит, что они уже практически ровесники, по крайней мере внешне. И в один год она осознает, что полюбила лесного духа.

Невозможность этой любви не терзает и не калечит героев. Тихое смирение и возможность просто находится рядом — судьба, которой они готовы покориться. Это связь будет держаться не на страсти или же всепоглощающем желании обладать возлюбленным, привязать его к себе, отгородившись от окружающего мира. Хотару и Гин будут нежно и аккуратно оберегать свою сначала дружбу, а потом хрупкое чувство. Они не могут прижаться к друг другу, но могут обнимать словами, взглядом, поддерживать улыбкой и простым киванием головы. Но каким бы сильным ни было желание сохранить их историю и дать ей как можно больше времени, так же сильно им хочется хотя бы на одну секунду ощутить тепло другого, вдохнуть его аромат и уже никогда не расставаться.

Сквозь слезы я притворяюсь кошкой

Рейтинг: 7.1IMDb: 6.7
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Мелодрамы, Фэнтези, Приключения
2020, 104
Япония, 6+
Режиссер: Дзюнъити Сато, Томотака СибаямаГлавные роли: Мираи Сида, Нацуки Ханаэ, Минако Котобуки, Кэнсё Оно, Хироаки Оги, Аяко Кавасуми

У Мие немало проблем: родители разводятся, а возлюбленный одноклассник Канто совсем не обращает на нее внимания. Рассердившись на весь мир, школьница на фестивале фейерверков просит эту реальность отправиться ко всем чертям и больше не мучать ее израненное сердце. И тут появляется загадочный незнакомец, который начинает рассуждать о том, как здорово порой взять передышку и дать себе возможность немного забыть о проблемах и трудностях. Он предлагает ей уникальный ретрит: ритуальная маска кошки. Надев – ты превратишься в беззаботное четырехлапое животное, а сняв вновь обретешь человеческий облик. Мие, конечно же, соглашается, а кто бы отказался хотя бы денек побыть грациозной кошечкой, греющейся на солнце и прыгающей от одного дома к другому. К тому же так случается, что Канто внезапно встретивший Мие в облике животного, привязывается к красивому зверьку и начинает рассказывать ему о своих переживаниях. И тут героиня узнает, что жизнь ее возлюбленного не так проста, а в поддержке друга он нуждается гораздо больше, чем она думала. Мие каждый день видится с Канто, не зная как ему открыться или же применить полученные от него знания в школе, чтобы сблизиться с юношей. Но тут на горизонте снова появляется знакомый с фестиваля, он уговаривает девушку остаться кошкой навсегда! Но после его уговоры приобретают форму приказов и угроз, и тут Мие уже приходится бороться за свое право быть человеком.

«Сквозь слезы я притворяюсь кошкой» – аниме-путешествие. Сначала мы путешествием вместе с Мие по жизни ее возлюбленного, а после отправляемся в заколдованный мир, в котором застряли души людей, не умеющих ценить то, что им дано. Человек – загадочное животное, у него столько возможностей и силы, но он предпочитает завидовать кошкам, которым, как ему кажется двуногим, живется куда веселее и беззаботнее. При этом мы совсем не хотим замечать, что каждый день может стать шансом: что-то изменить, что-то важное сказать или же кому-то помочь. Но вместо этого куда проще отворачиваться от реальности, чтобы закутавшись в тоску, предаваться рассуждениям о том, как здорово быть домашним зверьком. Но в определенной момент Мие все же придется перестать притворяться кошкой, утереть слезы и наконец стать человеком.

Шепот сердца

Mimi wo sumaseba
Рейтинг: 7.9IMDb: 7.9
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Драмы, Мелодрамы
1995, 106 мин
Япония, 12+
Режиссер: Ёсифуми КондоГлавные роли: Ёко Хонна, Иссэй Такахаси, Такаси Татибана, Сигэру Мурои, Сигэру Цуюгути, Кэйдзю Кобаяси

Минув волшебные миры, окунемся в магию повседневности. «Шепот сердца» — творение студии Ghibli, которая, наверно, не нуждается в представлении. Лишь стоит для начала отметить, что эта история, описывающая жизнь одной любительницы книг, стала началом строительства великолепного мира фантазии, в полной мере представленного уже в другом аниме «Возвращение кота» или же «Кошачья благодарность» (еще одна версия названия). Эти два мультфильма настоятельно советуем смотреть подряд.

Судзуки поставила перед собой амбициозную цель — за лето прочитать 20 книг. Чтобы сдержать данное себе же слово, девочка почти каждый день наведывается в местные библиотеки. Но беря очередную книгу, героиня вновь замечает в листе читателей знакомое имя. Какой-то юноша прочитал все эти книги уже до нее. Поражает не только то, что литературный вкус ребят совпадает, но и то, как Судзуки невольно начинает всё больше думать о таинственном книголюбе. Однажды, забыв на скамейке одну из книг, она обнаруживает ее в руках мальчишки из школы, он учится в параллельном классе и создает впечатление заносчивого и высокомерного болвана. В общем, не самая приятная, но, как мы уже догадались, судьбоносная встреча.

Как-то старшая сестра просит Судзуки отвезти обед отцу, и во время этой поездки девочка встретит толстого и импозантного кота. Она решит проследить за тем, куда так решительно следует этот пушистый господин, и позже оказывается перед дверью очаровательной антикварной лавки, полной чудес. Здесь она встретит заносчивого школьника, первую любовь, узнает историю таинственного книголюба и обретет призвание. «Шепот сердца» казалось бы в очередной раз проговаривает истину, с которой каждый из нас знаком. Но напомнить о ней в столь трогательной манере дело благородное. Каждый из нас — неограненный драгоценный камень, обладающий талантом. Но талант этот нуждается в обработке, а именно в упорстве и тренировке. Миф о гении, способном легко и без усилий творить и создавать удивительные вещи, — вредный. Возможно, такие люди и правда есть, но не на них стоит ориентироваться. Невыносима та тяжесть огромного таланта, который бездыханным грузом гниет в подвале души. Но истинное чудо — высекать из своих возможностей и стараний удивительные скульптуры, и даже самый прочный и упрямый материал в конце концов покорится руке мастера, который не боится приложить максимум усилий.

Однажды в Токио

Tokyo Godfathers
Рейтинг: 7.74IMDb: 7.9
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Драмы, Комедии, Приключения
2003, 88 мин
Япония, 16+
Режиссер: Сатоси Кон, Шого ФуруяГлавные роли: Тору Эмори, Ая Окамото, Ёсиаки Умэгаки, Шозо Изука, Сэйдзо Като

Каждую работу Сатоси Кона, гиганта японской анимации, можно назвать пронзительной. Но «Однажды в Токио» зрителя бьет наотмашь. Это история про потерявших семьи героев, которые обретают друг друга на улицах мегаполиса и ночью накануне Нового года находят на помойке младенца. Заядлый пьяница, рассказывающий о том, как лишился дочери и жены, сбежавшая из дома девушка и мечтающий о любви трансвестит решают приютить это новогоднее чудо хотя бы на сутки, а на следующий день клянутся отнести ребенка в полицию. Но перед этим им предстоит провести, возможно, самую безумную ночь в их жизни, в которой найдется место и чудесам, и судьбоносным встречам, дракам, безумствам и любви.

Сатоси Кон создал невероятную историю, вопрошающую в очередной раз о том, что такое семья. Это группа лиц, которую объединяют кровные узы, или же люди, связанные чем-то другим? Сюжет про одного брошенного матерью младенца и кинутых судьбой взрослых умудряется затронуть такое невероятное количество тем, что в руках неопытного творца, возможно, схожий материал мог бы превратиться в повествовательное попурри. Но Кон умело обращается с выбранными контрапунктами: безумие маленького члевека в большом городе, жестокость общества и беззащитность отдельных личностей, жизнь меньшинств и алчность бандитов. И добавьте ко всему этому какой-то неподдающийся анализу юмор и сдержанный трагизм. Удивительная работа, описать которую не так просто, но смотреть нужно обязательно.

За облаками

Kumo no muko, yakusoku no basho
Рейтинг: 7.7IMDb: 6.9
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Фантастика, Драмы
2004, 86 мин
Япония, 12+
Режиссер: Макото Синкай, Ёсио СудзукиГлавные роли: Хидэтака Ёсиока, Масато Хагивара, Юка Нанри, Унсё Исидзука, Кадзухико Иноуэ, Риса Мидзуно

Макото Синкай, как принято говорить, живой классик. Другая его работа «Твое имя», по слухам, вскоре может стать полнометражным фильмом, а займется экранизацией режиссер «Минари» Ли Айзек Чун. Но не будем о мечтах, а поговорим об обещаниях, особенно тех, которые ты даешь в юности, когда кажется, что нет ничего невозможного, поэтому и слова, даже самые безумные, произносишь с горячностью и похвальной смелостью.

Альтернативное послевоенное время. Япония проиграла во Второй мировой, а поэтому была разделена на две зоны ответственности: американскую и территорию Советов. СССР на своей подконтрольной части построил загадочную башню, которую видно почти из любой точки Японии. Что это за сооружение, но главное для чего оно — загадка. Двое друзей детства (Хироки и Такуя) клянутся построить в будущем аэроплан, на котором они смогут приблизиться к исполинской вышке и раскрыть ее секрет. А их новая подруга Саюри, тихая и очаровательная, присоединяется к этой отчаянной задумке. Спустя несколько лет девушка пропадает, один из друзей устраивается работать к военным ученым, а второй не забывает ни на минуту о данном в юности обещании. Он узнает, что Саюри вовсе не сбежала, а попала в больницу. Девушка впала в кому, и врачи внезапно обнаружили, что ее мозг каким-то странным образом связан с той самой башней. Хироки разыскивает Такую, погрязшего в научных разработках и подпольных сообществах, чтобы воскресить их давний план. Второй уже оставил романтические идеи, к тому же страна на пороге внутренней войны между двумя разделенными территориями. Но когда группа радикалов решает, что во время провокационного и заранее спланированного нападения, есть возможность подлететь максимально близком к советской башни и обстрелять ее, друзья понимают, что это их шанс не только совершить задуманное, но и спасти Саюри.

Метрополис

Osamu Tezuka's Metropolis
Рейтинг: 6.91IMDb: 7.3
Жанр: Мультфильмы
2001, 104 мин
Япония, 0+
Режиссер: РинтароГлавные роли: Таро Ишида, Юка Имото, Кеи Кобаяши, Коуки Окада, Кози Томита

Нет никаких подтверждений тому, что режиссер Ринтаро и сценарист Кацухиро Отомо (создатель легендарного «Акиры») в один день вдруг решили переосмыслить историю Фрица Ланга о городе будущего, поделенного на два уровня — для людей и машин. Но отрицать, что какая-то часть этого классического рассказа, предвосхитившего «зловещую долину» и акцентирующего внимание на страхе человечества перед машинами, послужила вдохновением для японского «Метрополиса», мы не будем.

Итак, «Метрополис» — огромный город, в котором роботы заменили людей на всех уровнях производства. Конечно, такая тотальная машинизация вызывает у некоторых и опасение, и злость, которая опирается на суждение, что «роботам слишком многое дозволено, мы забыли, кто венец природы». Но эти разговоры утопают в аплодисментах и звуках чокающихся бокалов: сегодня правитель города и местный меценат чествуют новое гениальное творение — огромную машину, которая сможет питать город энергией несчетное количество времени. Конечно, среди народа ходят слухи, что на самом деле правительство разработало оружие, но кто будет слушать сумасшедших. Ключ к новому устройству — девочка-киборг, внешностью напоминающая умершую дочь богатейшего жителя Метрополиса. Ее разработкой он занимался в тайне от правителя, что дает второму возможность обвинить своего заклятого партнера в предательстве, а то его влияние на общественность уже становилось проблемой. Но в день, когда работа над роботом, способным подчинить себе планету, уже должна была завершиться, в лаборатории случается взрыв, ученый погибает, а девочка-киборг сбегает вместе со случайно оказавшемся в нужном месте и в нужное время мальчишкой. За ними начинается охота, которую будут сопровождать междоусобные стычки властей и радикальных группировок, стремящихся изменить Метрополис и отстоять права роботов. Но зрителю вместе с главными героями придется ответить на вопрос, мучающий не одно поколение фанатов научной фантастики: может ли робот, в котором проснулись чувства, эмоции и эмпатия стать человеком или же ему навсегда суждено оставаться лишь машиной?

Могила светлячков

Рейтинг: 8.2IMDb: 8.5
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Драмы, Военное, Историческое
1988, 88 мин
Япония, 12+
Режиссер: Исао ТакахатаГлавные роли: Цутому Тацуми, Аяно Сираиси, Ёсико Синохара, Акэми Ямагути, Тадаси Накамура

Исао Такахата — имя, крепко связанное с Ghibli, а «Могила светлячков» — мощное антивоенное высказывание, обезоруживающее своей трагичностью. Сюжет действительно сокрушительный, возможно поэтому Такахата решает зрителя пощадить и в самом начале мультфильма подготавливает его к тому, с чем ему придется столкнуться. Правда уменьшить силу столкновения не получилось. Финал картины ты знаешь наперед, но из-за этого каждая сцена аниме бьет еще больнее.

Последние дни Второй мировой войны. Американская авиация начинает жестокие бомбардировки японских городов. В один из таких налетов двое детей лишаются дома и матери. 14-летний Сэйта и совсем маленькая Сэцуко вынуждены искать способы выжить в мире, где небо раздирают взрывы, а земля пропиталась кровью. Сэйта берет на себя роль защитника, родителя, рассказчика и героя. Этот вынужденный детский героизм, прочность которого будут испытывать бомбардировки, голод, жестокость напуганных взрослых, ужасает. Ведь не должен ребенок обворовывать разбомбленные дома, чтобы купить своей ослабленной сестре еды, не должен ребенок умолять доктора дать ему лекарства, не должен ребенок просить взрослого фермера перестать его избивать за воровство овощей. Ребенок должен купаться в море и пить лето, ловить светлячков и рассказывать небылицы, играть в защитника, но не становиться им в 14 лет.

Сэйта, как и отец в фильме «Жизнь прекрасна»Роберто Бениньи, пытается придумать для своей сестренки новую реальность, в которой их жизнь в заброшенном бомбоубежище — веселое приключение. Вот только Сэцуко всё труднее вставать с кровати, а на теле подростка появляется все больше синяков.

Мирай из будущего

Mirai no Mirai
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.1
Жанры: Мультфильмы, Аниме, Семейное
2018, 94 мин
Япония, 6+
Режиссер: Мамору ХосодаГлавные роли: Мока Камисираиси, Хару Куроки, Каэдэ Хондо, Тасуку Хатанака, Масахару Фукуяма, Кодзи Якусё

Никогда не забывайте о том, что каждый взрослый когда-то был ребенком. И никогда не стирайте из памяти свои детские переживания и чувства. Ведь это самый дорогой и ценный туз в вашем рукаве, когда вы сами станете родителями. Жизнь четырехлетнего Куна была прекрасна и безмятежна. Вся любовь мамы и папы была направлена лишь на него, он купался в их обожании, чувствуя себя центром целой Вселенной. Но в один день мама принесла ее — Мирай. Младенца, который захватил родителей Куна в плен. И внезапно оказывается, что мальчику теперь придется делить внимание мамы и папы с этим бесполезным ребенком, который не может даже поиграть с ним. Невероятная ревность и злоба изводят Куна каждый день, а родители как будто не понимают, каких усилий стоит ребенку не чувствовать себя брошенным в собственной семье. Но на помощь ему приходит настоящее волшебство. То ли сила воображения, то ли магия, но Кун встречается с Мирай из будущего, его сестрой, которая уже выпрыгнула из подгузников и даже надела школьную форму. Эта девочка обеспечит брата приключениями и заботами, а за одно и примерит с идеей, что он теперь, конечно, не единственный в семье, но от этого не менее любимый ребенок. Пройдет еще немного времени и уже Мирай будет мучаться, потому что старший брат не захочет с ней играть или будет слишком занят. Кун, конечно, хочет, чтобы Мирай поскорее выросла и перестала отнимать любовь родителей, но всему свое время. Перед тем, как мальчик сможет победить свои страхи и обиды ему предстоит невероятное путешествие в будущее и прошлое, в котором история его семьи — это череда случайных встреч и решений, приведших к тому, что появился Кун, а потом и Мирай. И как только ты децентрализуешь свое собственное существование, то сможешь охватить всю красоту вселенной, объединяющей такие разные человеческие судьбы.

«Мирай из будущего» — трогательная история взросления, которая выхватывает несколько недель из жизни ребенка и десятки лет семейной истории. Кун встретит свою маленькую и очень шкодливую маму, получающую тумаки за беспорядок в комнате от его бабушки, познакомится со смелым прадедушкой, выжившим на войне и выигравшем свое главное сражение — за любовь прабабушки. Малыш накричит на взрослого Куна, скучающего и не умеющего веселиться, потеряется на странном вокзале и вновь обретет себя благодаря сестре.

Укрась прощальное утро цветами обещания

Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana wo Kazarou
Рейтинг: 7.85IMDb: 7.5
Жанр: Аниме
2018, 107 мин
Япония, 12+
Режиссер: Мари Окада, Тосия СинохараГлавные роли: Манака Ивами, Ирино Мию, Ёко Хикаса, Хирата Хироаки

Путь современной художницы и сценаристки аниме Мари Окада к самостоятельному творчеству был долгим и тернистым, и тем приятнее знакомиться с ее дебютной полнометражной режиссерской работой, в которой видение и философия Мари раскрылись, кажется, с той самой силой и обаянием, привязывающими зрителей к авторам. «Укрась прощальное утро цветами обещания» — это поэтичное и слегка претенциозное аниме (впрочем всё из названия и так понятно), которое вплело в почти двухчасовой хронометраж повествование эпического масштаба.

Главная героиня принадлежит к сказочному и укутанному в легенды и предания роду бессмертных. Это «народ прощания», жизненное полотно которого насчитывает многовековую историю. Макия — скромная девушка, она лишь начинает свое долгое путешествие длиною в вечность, а поэтому более опытные делятся с ней простой мудростью: «Никогда никого не люби, а иначе останешься одна». Ведь боль от утраты и разбитое сердце не лечит время.

На этот спокойный народ, живущий в уединении, в один день нападет другой, воинствующий и стремительно угасающий. Единственное наследие и гордость этого племени — огромные огненные драконы — умирают один за другим, но не в силах отпустить легенду и миф о грозной и сильной империи, правитель этого народа старается заполучить секрет бессмертия, чтобы продлить блистательный век своей истории. Дом Макии разрушен, принцесса похищена, чтобы насильно оказаться в постели у правителя соседнего королевства, а главная героиня, спасаясь от разрушения, находит в лесу младенца. И решает стать для него матерью в бегах. Но сможет ли вечная 15-летняя девушка подарить человеку жизнь и любовь в мире, где люди перестали ценить и уважать сказочных существ?