Рецензии4 мин.

«Накануне»: Другая семья

10 ноября в российский прокат выйдет дебютная полнометражная работа Алисы Ерохиной «Накануне», пронзительная драма об одиноком подростке, но не только. Премьера картины состоялась на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Объясняем, почему это один из самых неординарных российских фильмов года.

Максиму (Артем Яковлев) 16. Отец подростка (Владимир Селезнев) ушел от матери парня к другой женщине. Во втором браке у мужчины родилась дочка Нина. Всё внимание он уделяет девочке, с Максимом встречается редко, на звонки отвечает далеко не сразу. Мама, делающая маникюр на дому, увлечена разговорами с клиентками о неверных мужьях и былом счастье. Парень чувствует себя потерянным и одиноким, разве что изредка тусуется с ровесницей Мариной (Вероника Жукова). Максим узнаёт, что во втором браке у отца есть любовница. Ее зовут Аней (Дарья Екамасова). Девушка живет в одной квартире с сестрой (Марина Маныч) и мамой (Татьяна Шаповалова), бывшей балериной, и разводит собак. Кажется, с животными ей проще, чем с людьми. Максим ревнует отца к любовнице и боится, что она разрушит брак мужчины. Подросток покупает пистолет, решение принято.

«Накануне» — полнометражный игровой дебют Алисы Ерохиной. До этого молодая авторка сняла документальную картину «Кролики в свете фар», участвовавшую в конкурсе «Артдокфеста». Тонкое ощущение реальности и умение показать ее в нескольких коротких сценах Ерохина переносит из неигрового фильма в художественный. Во многом помогают блестящие актерские работы. Максима играет дебютант Артем Яковлев. Ерохина нашла его в группе во «ВКонтакте». Дарья Екамасова — другой случай, состоявшаяся актриса, которая редко исполняет главные роли (можно вспомнить разве что фильмы «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Ангелы революции» Алексея Федорченко). В Выборге за свою прекрасную работу Екамасова получила награду за лучшую женскую роль.

Фильм поделен на две неравные части. Сначала камера ни на секунду не покидает Максима, никакой дистанции между героем и зрителем нет. Парень не видит ни отцовской, ни материнской любви, ест шаверму в дешевых забегаловках, ошивается на петербургских свалках. В его мире нет ни света, ни воздуха. Неожиданным и приятно запретным развлечением становится слежка за любовницей отца. Парень подбирается к Ане, пытается понять ее, даже ворует одну из собак. Может быть, через животное получится с ней сблизиться, а там и до отца недалеко. Первая половина наполнена саспенсом — аудитория вместе с Максимом следит за Аней, становится соучастником возможного преступления. Вторая часть — неожиданно зеркальная история Ани, которую изначально можно было считать разлучницей. На самом же деле она двойник Максима, столь же одинока. Связывает двух героев отец, у которого даже нет имени. И Аня, и Максим находятся в его власти. Обоим хочется любви, а мужчина словно бы специально дает ее урывками, редко. Возможность тепла, внимание привязывают сына и любовницу к отцу.

«Накануне» — интересное исследование одиночества современных людей. Как подростка, так и взрослой женщины. Страдают оба и одновременно. Истоки боли обоих героев — в детстве. Аня жила с властной и эгоистичной матерью-балериной, Максим наверняка наблюдал за изменами папы и следующими за ними семейными скандалами. Нелюбовь в сегодняшней России жирными мазками изображал в одноименном фильме Андрей Звягинцев, работа же Ерохиной выполнена в манере братьев Дарденн или мастеров румынской новой волны, но воздействует столь же сильно. Предельный реализм побеждает любые метафоры.

В картине Ерохиной зритель моментально проникается сочувствием к Максиму, но вскоре приходит очередь Ани. Это понятные персонажи в до боли узнаваемых обстоятельствах. Печально, что оба не находят выхода внутренней тоске. Максим продолжает порочный круг не очень-то нормальных отношений, то умоляя Марину о встрече, то через секунду называя девушку сукой. Потребность в любви заставляет вымещать злость на других. Аня же находит утешение в собаках. Любопытно, что в конкурсе фестиваля «Окно в Европу» был еще один фильм о человеке, который заботится о четвероногих друзьях, — «Рядом» Тамары Дондурей. Персонаж Ильи Маланина воспитывал и обучал собак-поводырей. Характерно, что молодые отечественные режиссеры находят героев, которые неизрасходованную эмпатию тратят на животных. Другая рифма — «Межсезонье» Александра Ханта. Как и подростки из Екатеринбурга, Максим бунтует, ищет радикальный способ изменить жизнь. В «Межсезонье» звучит композиция «Мы» группы «Дайте танк (!)», в «Накануне» играющая Марину Вероника Жукова перепевает «Маленького».

«Накануне» впечатляет зрелой и продуманной режиссурой. Проходных эпизодов в фильме нет, каждый двигает сюжет и/или раскрывает персонажа. За Алисой Ерохиной точно стоит наблюдать. Редко какие картины (особенно молодых авторов) так точно схватывают момент времени.