Рецензии

«Дурные деньги»: Как пользователи Reddit дали отпор богачам с Уолл-стрит

В Okko появилась трагикомедия «Дурные деньги». Это новый фильм автора «Тони против всех» и «Круэллы» Крэйга Гиллеспи. Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в начале 2020-х. Группа пользователей Reddit во главе с финансистом под ником «Ревущий котенок» начала массово скупать акции сети магазинов GameStop и тем самым совершила революцию в американской экономике. В картине снялись Сет Роген, Пол Дано, Пит Дэвидсон, Ник Офферман и многие другие звезды жанра — но это не единственная причина смотреть фильм. Рассказываем, почему история заслуживает внимания, хотя и совсем не удивит фанатов «Игры на понижение».

Дурные деньги
Рейтинг: 7IMDb: 6.9
2023, Биография, Комедии, Драмы, 104 мин
США, 18+
Режиссер: Крэйг ГиллеспиГлавные роли: Сет Роген, Пол Дано, Себастиан Стэн, Пит Дэвидсон, Шейлин Вудли, Ник Офферман

2020 год, разгар эпидемии COVID-19. Финансовый аналитик и завсегдатай Reddit Кит Гилл (Пол Дано) скупает акции затухающего магазина GameStop за 50 тысяч долларов и на своих стримах советует всем поступать так же. Мужчина едва сводит концы с концами, но свято убежден, что это грамотное вложение. Ведь пузатые эксперты с Уолл-стрит, поставившие против игрового маркета, совсем не разбираются в экономике. Сначала богачи воспринимают инвестиции Гилла как дурную шутку. Но когда цена акций вырастает в сотни тысяч раз, оказывается слишком поздно: Кит и его армия интернет-воинов хранит у себя на аккаунтах бумаги ценой в миллиарды долларов.

В «Дурных деньгах», равно как и в прошлых фильмах Крэйга Гиллеспи — «Тоне против всех» о скандальной фигуристке и «Круэлле» о знаменитой диснеевской злодейке, — ведущим мотивом становится если не воспевание, так искренняя заинтересованность фигурами панков, бунтарей и борцов с власть имущими. Кит Гилл — типичный Робин Гуд со своим кодексом чести: он отбирает у корпорации деньги и отдает их бедным. Но сам не продает акции до последнего — ведь это вопрос принципа, чести, никак не ради заработка.

Правда, подобно Круэлле, герой нового фильма совсем не напоминает благородного мстителя. Это очередной чудак, который любит уродливые футболки с котиками, экономит на пиве (ведь Heineken переоценен) и вещает на многомиллионную аудиторию из подвала собственного дома.

На фоне донкихотского Гилла все остальные участники событий выглядят вполне заурядно. Это бедная медсестра Дженни (Америка Феррера), которая не может закрыть ипотеку, две рисковые подружки Хармони (Талия Райдер) и Рири (Миха’ла Херролд), продавец-консультант в GameStop Маркус (Энтони Рамос), вложивший последнюю сотню долларов, и несколько других лиц. Такое обилие персонажей сближает «Дурные деньги» с «Игрой на понижение» Адама МакКея об экономическом кризисе конца 2000-х. Вот только фильм Гиллеспи откровенно проигрывает предшественнику: все герои, кроме Гилла, — обыкновенные невзрачные статисты. Хотя играют их, в общем-то, не последние актеры.

К слову, другие параллели с «Игрой на понижение» тоже не делают фильму чести. Картина МакКея объясняла сложные схемы простыми словами — пускай и получалось это благодаря приглашенным звездам, которые ломали четвертую стену и рассказывали о механизмах рынка. В «Дурных деньгах» ничего такого нет, а персонажи, как бы пытаясь избежать неудобных вопросов, постоянно говорят: «Мы сами не знаем, как работает финансовый мир». Да и для фильма об эпохе перенасыщенных контентом 2020-х кино Гиллеспи выглядит слишком заурядно: ни тебе мельтешащего клипового монтажа, свойственного эпохе, ни погружения в интернет-эстетику, полную мемов, конспирологических теорий и диковинных форумов. Режиссер снимает современность так, словно она произошла 20 лет назад, — и тем самым безбожно состаривает фильм.

Проблема кроется еще и в выбранной интонации. С одной стороны, Гиллеспи хочет быть эдаким циником-постмодернистом, который смотрит на всех героев с равной дистанции. У него нет любимчиков, и он беспристрастно показывает как чудаковатость протагониста, так и тошнотворную мажористость номинальных злодеев — их играют Сет Роген, Ник Офферман и Себастиан Стэн. Этот подход ничуть не плох, но он настраивает зрителя на абсолютно беспристрастное отношение к персонажам — здесь не может быть ни авансов, ни сантиментов, ни слез.

Вот только когда сценарию нужно надавить на болевые точки аудитории, приоритеты меняются на глазах: оказывается, Гилл тяжело переживает смерть сестры во время эпидемии коронавируса, медсестра Дженни может потерять дом, а другие независимые инвесторы чуть ли не в камеру произносят монологи о своей непростой жизни. Фильм будто бы разрывается и не может понять, как рассказать историю. Оно и неудивительно — события закончились всего два года назад, и такой короткой дистанции недостаточно, чтобы трезво описывать вчерашние новостные заголовки.

При всем этом «Дурным деньгам» удается остаться неплохим фильмом — просто не шибко выдающимся. Откровенно говоря, дикую историю успеха Reddit-трейдеров очень сложно испортить. Лучший драматург по имени жизнь снова всё расставил по своим местам. Поэтому финал картины вызовет ровно те эмоции, что и должен: веру в силу человеческого духа, нелюбовь к корпорациям и небесполезную мысль: в любой битве побеждает тот, кто пошел ва-банк. А проигрывает тот, кто слишком много о себе думал.