Статьи

Жизнь коротка, наследие вечно: Портрет Мэрилин Монро

5 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Мэрилин Монро, а на Netflix вышел неординарный байопик американской актрисы «Блондинка» Эндрю Доминика. Даже спустя десятки лет разговоры о трагической судьбе главного секс-символа Голливуда не утихают, а сама фигура Монро остается окутанной пеленой тайны. За прошедшие десятилетия было снято множество художественных и биографических фильмов, каждый из которых пытался ответить на вопросы: в чем секрет успеха девушки из ниоткуда? Кто причастен к ее гибели? И почему наследие Монро продолжает жить? Давайте бросим взгляд на жизнь иконы и вспомним, как одинокая сирота превратилась в символ эпохи, но так и не обрела счастья.

От беспризорницы до модели

Всем известно, что Мэрилин Монро — сценический псевдоним, образ и маска, которую молодая девушка из Лос-Анджелеса надевала каждый раз при свете камер. Настоящее имя актрисы — Норма Джин Мортенсон. Она родилась 1 июня 1926 года, став третьим ребенком киномонтажницы Глэдис Бейкер. Норма не была знакома с отцом, а у ее матери было психическое заболевание. Уже в раннем детстве девочке приходилось не раз менять семью: от приемных родителей и сиротских приютов до жизни с подругой матери Грейс МакКи — тогда актриса подверглась сексуальному домогательству со стороны мужа Грейс.

© Photo by Ed Feingersh/Michael Ochs Archives/Getty Images

Бурное детство, путешествие по различным домам и вечное ощущение сиротства не могли не сказаться на психике Монро: она до конца жизни чувствовала себя одинокой, потерянной и не заслуживающей любви.

Однажды в попытках избежать возвращения в приют 16-летняя девушка бросила школу, вышла замуж за 21-летнего Джима Догерти и стала домохозяйкой. Всего два года спустя Джим отправился воевать на Вторую мировую войну, а Норма, как и большая часть женского населения, вышла на работу вместо ушедших на фронт мужчин. И вот тут вмешалась судьба: когда юная леди приступила к работе на заводе, она случайно встретила фотографа, а тот, в свою очередь, разглядел в сотруднице будущую модель и предложил попозировать для него.

© Photo by Ed Feingersh/Michael Ochs Archives/Getty Images

С этого момента стоит начать отсчет преобразования Нормы. Чтобы выглядеть более презентабельно, девушка выпрямила вьющиеся каштановые волосы и покрасилась в блондинку. Далее последовали маленькие шажки к большому успеху: подписание контракта с модельным агентством, появление в рекламах и на обложках журналов. В 1946 году она начала сотрудничать с 20th Century Fox, где будущей артистке и предложили сменить имя. «Мэрилин» была данью уважения одной из ее любимых звезд — Мэрилин Миллер, а «Монро» — девичья фамилия матери.

Меж тем Джим Догерти закончил срок службы и вернулся в США, но перемены в жизни супруги ему не понравились. В конце концов ситуация достигла апогея, и пара развелась в 1946 году.

Попытки стать актрисой

Сегодня кажется, что такая девушка, как Мэрилин Монро, должна была проснуться звездой по щелчку пальцев. Но, увы, в начале карьеры актриса довольствуется скудными малозначительными ролями. В течение первого года своего контракта Мэрилин изо всех сил пыталась пробиться в индустрии. Ее первая роль — официантка в фильме «Опасные годы». Студия, не впечатленная успехами своей подопечной, решила не продлевать контракт. Только Мэрилин не оставила попытки покорить Голливуд и брала уроки актерского мастерства. Короткие появления на экране в фильмах «Леди из кордебалета» и «Счастливая любовь» также не принесли никакого результата.

Кадр из фильма «Всё о Еве»

© реж. Джозеф Лео Манкевич, 1950

Перелом произошел в 1950 году, когда вышла картина «Всё о Еве»: здесь у Монро уже больше экранного времени и слов. Картина также получила премию «Оскар» за лучший фильм, что дало актрисе шанс продлить контракт с 20th Century Fox и начать восхождение на вершину олимпа. В этом же году прошла премьера «Асфальтовых джунглей» — еще одной ленты, подарившей начинающей звезде маленькую, но запоминающуюся роль.

Постепенно студия начала извлекать выгоду из имиджа Монро, которая воспринималась ожившей пинап-девушкой, красоткой с открытки. Продюсеры получали тысячи писем от поклонников-мужчин: они хотели знать, каким будет следующее появление Мэрилин на экране.

Амплуа наивной блондинки, от которого Монро так и не удалось избавиться

После 1950 года актриса продолжила пополнять копилку своей фильмографии малозначительными картинами, которые в первую очередь были сосредоточены на ее сексуальности. Глупая блондинка в комедийных лентах — казалось, это всё, на что способна молодая красотка.

Тем не менее 1953 год можно считать главным годом для Монро. В этот период выходят три фильма, ставших впоследствии знаковыми в истории кино и определившими вектор карьеры Мэрилин. «Ниагара»«Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера» — вот работы, которые сделали из некогда никому не нужной сиротки звезду первой величины. Образ актрисы стал столь узнаваемым, что платиновые волосы, белоснежная кожа, алые губы и родинка на щеке начали ассоциироваться непосредственно с Монро.

Кадр из фильма «Ниагара»

© реж. Генри Хэтэуэй, 1953

Превратившись в Мэрилин, любимицу папарацци и секс-символа времени, актриса оказалась заложницей собственного стиля. Студия по-прежнему эксплуатировала внешность артистки, предлагая ей лишь однотипные роли недалеких блондинок, мечтающих выгодно выйти замуж. Монро была вынуждена отвечать запросам времени, желаниям продюсеров и преимущественно мужского населения, которое видело в ней недосягаемую девушку мечты.

Хорошим примером, который демонстрирует положение Мэрилин, можно считать культовую картину «Зуд седьмого года». Сюжет строится вокруг мужчины среднего возраста, который фантазирует о своей привлекательной соседке (Монро). Не будет преувеличением сказать, что актриса считалась в первую очередь воплощением мужских грез и стереотипной женственности, а уже только потом талантливой артисткой. Ей попросту не давали возможности расширить свой профессиональный диапазон и доказать миру, что за красивой оболочкой скрывается нечто большее.

Кадр из фильма «Зуд седьмого года»

© реж. Билли Уайлдер, 1955

Ведь реальная Мэрилин Монро была кем угодно, только не «глупой блондинкой». Актриса, будучи начитанной, трудолюбивой и мечтающей о драматических ролях, ни в коем случае не соответствовала своим однотипным образам и до конца жизни вела борьбу с предубеждениями.

Конфликты со студией и желание стать драматической актрисой

«Зуд седьмого года» действительно стал поворотным в карьере актрисы. Для многих фильм вспоминается по известной фотографии: Мэрилин стоит над решеткой, а ветер развевает ее белоснежное платье. Кстати говоря, именно эта сцена окончательно разрушила брак Монро с ревнивцем Джо Ди Маджо. Однако фильм Билли Уайлдера также оказался последней каплей и для самой Мэрилин. После съемок она решила взять карьеру в свои руки и покинула Голливуд, чтобы вместе с фотографом Милтоном Грином открыть продюсерскую компанию в Нью-Йорке. Marilyn Monroe Productions (MMP) могла дать героине возможность выбирать роли и избавиться от надоедливого амплуа недалекой, но сексуальной девчонки. Однако компания не могла развиваться без должного финансирования, и после продолжительной войны 20th Century Fox и актриса снова подписали новый контракт. Только на этот раз Мэрилин проговорила свои условия и уже имела свободу выбора. В этот период актриса начинает брать уроки актерского мастерства у Ли Страсберга и ходить на психотерапию. На горизонте замаячила надежда избавиться от травм прошлого, а также поднять свое мастерство на новый уровень.

Кадр из фильма «Автобусная остановка»

© реж. Джошуа Логан, 1956

Результатом борьбы Мэрилин стала картина «Автобусная остановка». На первый взгляд это очередная комедия об очаровательной певице. Но Монро самолично работала над образом героини: актриса поменяла изначальные костюмы и убрала лишний гламур, который был присущ ее предыдущим лентам. Как итог: кассовый хит, признание критиков, похвалы игре Монро и номинация на «Золотой глобус». После премьеры режиссер фильма Джошуа Логан восхищался способностью Мэрилин балансировать между комедией и трагедией и даже сравнил ее с Чарли Чаплином.

Во время съемок в Лос-Анджелесе актриса начала отношения с драматургом Артуром Миллером. Во многом абсолютные противоположности, вскоре они связали себя узами брака, и, казалось, несчастная девушка наконец обрела счастье. Но, увы, последующие годы не были гладкими: выкидыши, передозировка барбитуратами, сложные съемки в Англии «Принца и танцовщицы» — первого фильма самостоятельного производства компании актрисы, а еще преследование ФБР из-за левых взглядов нового супруга Мэрилин.

Медленное угасание

Очередной брак продлился недолго. Уже во время работы над фильмом «Принц и танцовщица» в отношениях Мэрилин и Артура появились трещины. Предположительно в это время актриса начала принимать снотворное и алкоголь, чтобы избавиться от тревожных мыслей и заснуть.

Вернувшись в Голливуд, Мэрилин была занята съемками фильма «В джазе только девушки». Сегодня картина Билли Уайлдера кажется жемчужиной в коллекции работ Монро, но для самой актрисы это стало непростым испытанием. Душечка — очередная роль легковесной блондинки и возвращение к образу, из-за которого Мэрилин одновременно обожали и неустанно ругали. К тому же психологическое состояние актрисы и несогласие с видением режиссера создавали трудности во время съемок.

В 1960 году Мэрилин снялась в фильме «Займемся любовью» с Ивом Монтаном, с ним у нее завязался роман. Отношения с французом были последним гвоздем в гроб брака Монро и Миллера. Супруги развелись в том же году.

Кадр из фильма «В джазе только девушки»

© реж. Билли Уайлдер, 1959

Последней вышедшей картиной с участием Мэрилин Монро стала лента «Неприкаянные». Фильм не имел серьезного успеха, но сегодня он выглядит едва ли не самым важным опытом девушки, которая год за годом мечтала о серьезной роли. Героиня Розлин — сердцевина в карьере Монро, разрушение всех стереотипов и ключ к пониманию актрисы. Ее персонаж отсылает к другим экранным блондинкам в исполнении Мэрилин. Но Розлин не столько соблазнительница и покорительница ковбоев, сколько запутавшаяся во всем молодая женщина, которая хочет любить и быть любимой. Именно такой была сама Монро: не осознающей в полной мере силу своей красоты и тонущей в собственной печали. Неприкаянной Нормой Джин Мортенсон.

Последние дни

Съемки в фильме «Что-то должно случиться» не завершились ничем хорошим. Актриса была уволена, поскольку редко появлялась на съемочной площадке, а ее поведение становилось всё более нестабильным. К тому же еще до начала съемок Мэрилин начала страдать из-за гайморита. Студия отказывалась переносить работу и продолжала давить на актрису. Еще чуть-чуть, и что-то действительно случится.

Одним из последних появлений актрисы на публике стало выступление на Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке в честь дня рождения президента Джона Ф. Кеннеди. На протяжении многих лет ходили слухи о романе Мэрилин с Кеннеди и его братом Робертом, а сегодня любители теории заговора связывают смерть Монро именно с отношениями двух влиятельных людей.

Кадр из фильма «Неприкаянные»

© реж. Джон Хьюстон, 1961

Кумир миллионов умерла 5 августа 1962 года. Официальной причиной смерти стало отравление барбитуратами в результате самоубийства. Девушка, которую любило так много людей, не справилась с грузом одиночества, депрессии и непрерывного стремления похоронить себя прежнюю и стать другим человеком.

Рука Монро пытается удержать подол платья, которое развевается из-за ветра, созданного поездом метро. Оглядываясь назад, всем известная картина выглядит символически и печально: девушка на ветру, под пристальными и похотливыми взглядами, вынужденно улыбающаяся. Можно сколько угодно фантазировать на тему того, как много ролей не успела примерить Мэрилин и как не добилась признания, которого хотела. Можно продолжать искать людей, прямо или косвенно повинных в ее гибели. Можно перестать смотреть на нее как на объект популярной культуры и разглядеть наконец в главной блондинке столетия живого талантливого человека. А можно отбросить ненужные размышления, быть кратким и сказать главное: Мэрилин Монро с нами навсегда.