Статьи

Специализация — антигерой: Досье на Кристофа Вальца

Два самых известных австрийца в Голливуде — такие разные Арнольд Шварценеггер и Кристоф Вальц. И если с биографией и актерским портретом первого все более-менее знакомы, то второй чаще всего ассоциируется у зрителей с двумя фильмами Тарантино и фразой «Au revoir, Shoshanna». Если немного напрячься, в голову придет еще доктор Идо из фантастического экшена Роберта Родригеса. И всё. Знакомим вас с его ролями поближе и доказываем, что Вальц — прекрасный многоплановый актер, который умеет выбирать интересные проекты, и практически каждый его фильм стоит потраченного на него времени.

Прошлое

Вальц родился в театральной семье: его отец был декоратором, мать — художницей по костюмам, дед и прадед — актерами немого кино, а бабушка — актрисой придворного «Бургтеатра». В юности он страстно увлекался оперой и, окончив частную венскую школу, основанную еще австрийской императрицей Марией Терезией, отправился учиться в Университет музыки и исполнительских искусств. Молодой человек изучал драму и пение, но позже решил, что его вокальные данные не позволят ему сделать выдающуюся оперную карьеру. Тогда молодой Кристоф отправился в Нью-Йорк и какое-то время учился актерскому мастерству у Ли Страсберга и Стеллы Адлер, которые некогда познакомили Голливуд с адаптированным методом Станиславского.

© Фото: kpa/United Archives via Getty Images, 1977

Вернувшись в Европу, Вальц нашел работу в театре Цюриха и много снимался на телевидении. Фильмография актера до «Бесславных ублюдков» — это почти сто ролей в сериалах и полнометражных фильмах. Российские зрители могли увидеть его в приключенческом проекте «Комиссар Рекс» или криминальной комедии «Обыкновенный преступник» с Кевином Спейси, но обычно только мельком, его персонажи — даже не второстепенные герои.

Настоящее

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

© реж. Квентин Тарантино, 2009

До приглашения в проект Тарантино об альтернативной Второй мировой и Вальц, и его агент считали, что надо сосредоточиться на европейском кино и не пытать счастья в Голливуде, где изящного интеллигентного европейца с тонкими чертами лица навечно обрекут играть «фрицев». По иронии судьбы мировая слава и несколько десятков разнообразных наград, включающих премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, пришли к нему именно после роли штандартенфюрера Ганса Ланды в военном драмеди «Бесславные ублюдки». Роль у Кристофа Вальца была не главная, но именно он, а не его партнеры Брэд Питт, Майкл Фассбендер и Тиль Швайгер, определили успех ленты.

Вальц прочитал сценарий картины и пошел на пробы без особого волнения и энтузиазма. Он смутно представлял, кто такой Тарантино, и отнесся к этому предложению как к сомнительному. Но позже купил все фильмы режиссера, посмотрел их и понял его замысел. Уже после релиза Тарантино сказал, что без Кристофа Вальца «Бесславных ублюдков» бы не было. В том числе потому, что мерзкого нациста сыграл настоящий европеец, который хорошо образован и свободно говорит на немецком, французском и английском языках.

Кадр из фильма «Резня»

© реж. Роман Полански, 2011

В одном из интервью Кристоф Вальц рассказал, что языки, которыми он владеет, — его дополнительные актерские инструменты. Из-за того, как в них строится фраза, английский — драматичен, французский — утомителен, а в немецком языке порядок слов такой, что шутка идет впереди предложения и продается раньше времени.

Вопреки опасениям, после впечатляющего голливудского дебюта Вальц, которому на тот момент было уже 53 года, начал получать разнообразные предложения, не связанные с его происхождением. В экшн-комедии «Зеленый шершень» он сыграл главу преступного мира Бенджамина Чудновски, в драме «Воды слонам» — владельца цирка Августа Розенблюта, а в боевике Пола У. С. Андерсона «Мушкетеры» — кардинала Ришелье. Большими хитами эти фильмы не стали, но критики в один голос отметили бездну таланта и харизмы актера, воплотившего обаятельное зло.

Следующей работой актера стало камерное драмеди «Резня» Романа Полански. Основных персонажей в фильме всего четыре, их играют Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Джон Си Райли и сам Вальц, который на фоне по-голливудски опытных и звездных коллег отнюдь не потерялся. И если в Америке картина прошла бочком и почти незамеченной (из-за Полански, конечно), то в Европе ее встретили тепло и выдвинули на престижные премии в нескольких номинациях.

Кадр из фильма «Джанго освобожденный»

© реж. Квентин Тарантино, 2012

После «Резни» снова был Тарантино. Он специально написал роль доктора Кинга Шульца под Кристофа Вальца, и эта работа принесла актеру еще по одной награде премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. В отличие от предыдущего фильма Тарантино, в этом иммигрант из Германии Шульц не нацист, а бывший дантист, на Диком Западе зарабатывающий на жизнь охотой за головами. Впрочем, на всякий случай не будем спойлерить сюжет, отметим только, что Шульц — персонаж положительный.

Вскоре после «Джанго» Вальц попробовал себя в озвучке мультфильма «Эпик», а потом наконец получил главную роль. Терри Гиллиам пригласил его в киберпанк-драмеди «Теорема Зеро», где актер сыграл эксцентричного гения Коэна, который пытается доказать неразрешимую теорему и отправляется в путешествие в скрытое пространство. Для этой картины и без того стройному Кристофу пришлось похудеть и побриться налысо. Вместе с ним в фильме, участвовавшем в основном смотре Венецианского кинофестиваля, снялись Мэтт Дэймон, Дэвид Тьюлис,Тильда Суинтон, Лукас Хеджес, Бен Уишоу, Петер Стормаре и Гвендолин Кристи.

Кадр из фильма «Большие глаза»

© реж. Тим Бёртон, 2014

В 2014 году в прокат вышла драма «Большие глаза», поставленная Тимом Бёртоном по биографии художницы Маргарет Кин. Долгие годы она писала детей с огромными глазами, а ее супруг Уолтер, которого и сыграл Вальц, выдавал работы художницы за свои, благодаря чему купался в славе и внимании поклонников. Картина о созависимых отношениях и токсичном воре от искусства принесла актеру еще одну номинацию на «Золотой глобус», но на этот раз не за второстепенную, а за главную роль. Кин, скончавшаяся в 2022 году, отметила, что Вальцу удалось понять и безупречно передать суть личности его персонажа.

Следующей заметной работой Кристофа Вальца стал злодей Эрнст Ставро Блофельд из 24-го фильма бондианы — «007: СПЕКТР». Один из вечных врагов Джеймса Бонда традиционно жаждет смерти агента британской разведки и руководит террористической организацией, в которую входили многие другие противники элегантного шпиона. Получилось у Вальца убедительно, но играть Блофельда в «Не время умирать» (2021) он отказался. О том, что он всё же вернулся во франшизу, стало известно только в конце 2019-го, когда вышел первый трейлер шпионского боевика.

Кадр из фильма «Короче»

© реж. Александр Пэйн, 2017

В 2016 году в кинотеатрах вышли драма «Тюльпанная лихорадка», в которой Вальц сыграл богатого мужчину, чья молодая супруга увлеклась бедным художником, и приключенческое фэнтези «Тарзан. Легенда», где актеру досталась роль коварного капитана Леона Рома. А годом позже режиссер Александр Пэйн выпустил сатирическую драму «Короче», фантазирующую о будущем перенаселенной планеты. Герои истории подвергают себя процедуре уменьшения примерно до 12 сантиметров в высоту ради безбедной и безмятежной жизни. Кристоф Вальц сыграл здесь второстепенную роль Душана Мирковича — уменьшенного богатого соседа главного героя Пола (Мэтт Дэймон).

Вальц-режиссер

Вальц — не только актер, но и режиссер. Первый раз он попробовал себя в этом направлении еще до мировой славы — в 2000 году. А в 2019-м на нью-йоркском кинофестивале «Трайбека» он представил поставленную им биографическую криминальную драму «Худший брак в Джорджтауне». Заодно Кристоф сыграл в ней главную мужскую роль — проходимца и авантюриста Ульриха Мотта, женившегося на пожилой и уважаемой леди ради своей политической карьеры.

Кадр из фильма «Худший брак в Джорджтауне»

© реж. Кристоф Вальц, 2018

Следующей громкой премьерой с участием Кристофа Вальца стал уже упомянутый фантастический экшн «Алита: Боевой ангел» Роберта Родригеса. Изначально картину по собственному сценарию должен был снимать Джеймс Кэмерон, но в итоге он сохранил за собой только продюсерский контроль.

У Вуди Аллена и Уэса Андерсона

Сериалов с 2009 года в карьере Вальца мало, всего два: «Самая опасная игра» с Лиамом Хемсвортом и карантинный хит BBC «Постановка», во втором сезоне которого он появился как приглашенная звезда.

Кадр из фильма «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“»

© реж. Уэс Андерсон, 2021

Два последних на сегодня фильма с актером вышли в 2020 и 2021 годах. Это «Фестиваль Рифкина», поставленный мастером интеллектуальной комедии Вуди Алленом, и антология «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» Уэса Андерсона. В первом случае Вальц сыграл Смерть, постоянного персонажа и собеседника героев фильмов Аллена, а во втором — небольшую роль в рассказе о студенческом протесте; компанию на съемочной площадке ему составилиФрэнсис МакДорманд и Тимоти Шаламе.

О своем неожиданном успехе актер говорит так: «Я могу позволить себе не кривляться — это крайне приятно. Я чувствую, что достаточно долго и тяжело работал и по праву нахожусь там, где я сейчас оказался».

Будущее

Кадр из фильма «Умереть за доллар»

© реж. Уолтер Хилл, 2022

После премьеры на Венецианском фестивале вестерн «Умереть за доллар» Уолтера Хилла успел добраться до России. Кроме Вальца, в нем сыграли Уиллем Дефо и Брэндон Скотт. Следом идет мультфильм «Пиноккио» Гильермо дель Торо, который выйдет на Netflix 9 декабря. И замыкает короткий список криминальная драма «Позолоченная ярость», продюсируемая Джейком Джилленхолом. Это будет история о реально существовавшем банкире Томасе Гилберте — старшем, чья смерть долгое время считалась самоубийством.