Статьи7 мин.

Не только на словах: Лев Толстой как герой фильмов и сериалов

© Heritage Images/Contributor/Getty Images

Гений, тиран, лучший друг Индианы Джонса и вампир — это всё о нём, о Льве Толстом в лучах кинематографа. Толстой, вероятно, один из самых кинематографичных писателей, и множество режиссеров со всего мира неоднократно экранизировали его лучшие произведения. В экранизациях герои «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения» говорят на десятке разных языков, их облик может быть максимально далек от оригинала, но интерес к историям Льва Николаевича никогда не утихает. А что же он сам? Писатель такого масштаба просто не мог сам не стать героем фильмов и сериалов — документальных и художественных, биографических и фантастических, серьезных и весьма абсурдных. Рассказываем о самых примечательных из них.

Первый байопик о Льве Толстом появился в 1912 году, всего через два года после смерти писателя. Его создал легендарный русский и советский режиссер Яков Протазанов, тогда еще только начинающий творец, который «искал собственный киноязык». Немой фильм «Уход великого старца» длился всего 30 минут и рассказывал о последних годах жизни писателя. Родственники Толстого, особенно жена Софья Андреевна и близкий друг Владимир Чертков, обрушились на ленту с такой разгромной критикой, что ни о каком отечественном прокате не могло быть и речи — фильм смогли увидеть только за рубежом.

Кадр из фильма «Молодой Индиана Джонс. Путешествие с отцом»

© реж. Дипа Мехта, Майкл Шульц, 1996

На главную роль Протазанов позвал отечественного актера Владимира Шатерникова: он совсем не был похож на Толстого, поэтому гримеры «лепили» ему скулы и надбровные дуги. Софью Андреевну сыграла британская актриса Мюриель Хардинг, работавшая под творческим псевдонимом Ольга Петрова, — в начале ХХ века русская культура (во многом благодаря балету) была чрезвычайно популярна, а иностранные артисты часто даже брали себе русские псевдонимы. «Уход великого старца» звучит гораздо интереснее в пересказе, нежели выглядит на экране — тут и призрак покойной сестры, и попытка самоубийства Софьи Андреевны, и агонизирующий Толстой и даже его встреча с Иисусом Христом на небесах. Кстати, для этого эпизода впервые в практике российского кино оператор применил метод двойной экспозиции, когда один кадр накладывается на другой.

Забегая чуть вперед по хронологии, нельзя не сказать, что по степени наивности и отдаленности от исторической правды с картиной Протазанова может посоревноваться только телефильм 1996 года «Молодой Индиана Джонс. Путешествие с отцом» о юных годах жизни известного ученого и археолога. В начале 1900-х Генри Джонс и его сын отправляются в далекую Россию. Сбежавший от папеньки мальчик встречает сбежавшего из Ясной Поляны Толстого, и между ними завязывается дружба. В бадди-роуд-муви герои переживают ряд драматических приключений, а в конце понимают, что каждому пора вернуться к своим семьям. На прощание граф Толстой дарит мальчику Библию, вернее, обменивает ее на серию бейсбольных карточек Индианы.

После эксперимента Протазанова «посягнуть» на «наше всё» после Пушкина и Лермонтова осмелились более чем полвека спустя. В семейной советской кинокомедии Ильи Фрэза «Карантин» (1983) Лев Николаевич снится болеющей девочке, которая видит абстрактные картинки и никак не связанные логически образы, — а чего вы хотите от ребенка, у которого высокая температура? Девочка гуляет среди гигантских грибов, собирает картошку с деревьев и забирается на огромную лестницу, чтобы сверху поглядеть на Толстого. Писатель молча ходит вместе с секретарем, читает написанные страницы из своей рукописи, мнет их и кидает куда подальше.

Кадр из фильма «Лев Толстой»

© реж. Сергей Герасимов, 1984

Через год граф получил заветный байопик: режиссер картины «Лев Толстой» Сергей Герасимов снял фильм на основе дневниковых записей заглавного героя и его близких. Роль Толстого исполнил сам режиссер, а Софью Андреевну сыграла его жена, актриса Тамара Макарова. Фильм оказался пророческим для создателя: «похоронив» своего героя на экране, сам Герасимов умер вскоре после выхода картины в прокат.

«Лев Толстой» при всей своей биографической достоверности и монументальности показывает писателя как живого человека со своими слабостями, страстями, надеждами. На экране рисуется не портрет из школьного учебника и не миф, созданный о писателе советской пропагандой. Софья Андреевна в этой ленте также показана не просто женщиной, которая была и няней, и мамой, и секретарем, и обслугой для своего мужа, но и жертвой его эгоцентризма. Тот, кого мы запомнили как «великого старца», не всегда был таким и к религии и сдержанности пришел не сразу — не стоит об этом забывать. Измены были для него нормой: например, многие героини его произведений носили имя Аксинья в честь любимой им крестьянки. Хотя, возможно, это лишь слухи.

Лев Толстой (Лев Толстой)
Рейтинг: 7.4IMDb: 7.3
Жанры: Советское, Биографии
1984, 1 сезон
СССР, Чехословакия, 0+
Режиссер: Сергей ГерасимовГлавные роли: Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Борживой Навратил, Алексей Петренко, Екатерина Васильева, Виктор Проскурин

Еще больше внимания семейной жизни Толстого и его жены уделяет немецко-британско-русская картина «Последнее воскресение», созданная под строгим режиссерским контролем Майкла Хоффмана и сопродюсера Андрея Кончаловского. В главных ролях блистают Кристофер Пламмер и Хелен Миррен. Эта британская актриса с российскими корнями (ее прабабушка была русской графиней, а семья была упомянута в «Войне и мире»), кажется, успела сыграть всех «монументальных» женщин от Екатерины Второй и Елизаветы Второй до Голды Меир и Алмы Ревиль. Последняя, кстати, всю жизнь была женой, правой рукой и верным соратником Альфреда Хичкока, что очень роднит ее с Софьей Андреевной.

Кадр из фильма «Последнее воскресение»

© реж. Майкл Хоффман, 2009

Основной конфликт разворачивается вокруг прав на произведения Толстого — под влиянием молодого друга Владимира Черткова писатель хочет, чтобы после его смерти они перешли «народу», как и доходы от них, а Софья Андреевна хочет защитить свою семью. Она, на минуточку, родила Толстому 13 детей и была для него опорой, а теперь может потерять всё. Граф видит в жене меркантильность и некую даже обузу, которая мешает ему лететь навстречу своим мечтам о счастье русского народа. Самое примечательное в этой картине то, что режиссеру удается мастерски балансировать на грани драмы и комедии, показывая героев многомерными, а уж игра Джеймса МакЭвоя в образе наивного и очарованного Толстым секретаря — настоящий актерский бенефис.

Кадр из фильма «О чём еще говорят мужчины»

© реж. Дмитрий Дьяченко, 2011

В копилку «смешных» образов можно добавить Льва Толстого из фильма «Квартета И» «О чём еще говорят мужчины», где эпизодическую роль писателя сыграл Владимир Меньшов, а также из настолько плохой комедии, что даже культово-хорошей — «Ржевский против Наполеона», где Льва Николаевича изображал Михаил Ефремов.

Взаимоотношениям двух известных писателей — Льва Толстого и Антона Чехова — посвящено несколько фильмов. Последняя и так и не вышедшая в прокат картина Марлена Хуциева «Невечерняя» построена целиком на диалогах двух гениальных литераторов, которые говорят о жизни и смерти, любви и ненависти, прощении и мести. Уже несколько лет фильм находится в стадии постпродакшена, поэтому терять надежду увидеть итоговую ленту режиссера не хочется.

Антон Чехов (Anton Tchékhov 1890)
Рейтинг: 6.5IMDb: 6.2
Жанры: Драмы, Историческое, Биографии
2015, 96 мин
Франция, 16+
Режиссер: Рене ФереГлавные роли: Николя Жиро, Лолита Шамма, Робинсон Стевенен, Жак Боннаффе, Дженна Тиам, Бронтис Ходоровски

Хорошо, что фильм «Поклонница» о романе Чехова с начинающей писательницей Лидией Авиловой посмотреть все-таки можно. Или российский сериал «Прощайте, доктор Чехов!», где в роли Толстого снимался Александр Пашутин. А еще дуэту двух писателей посвящен французский фильм «Антон Чехов». В картине нет ни одной фразы на русском языке или надписи на кириллице, а по какому-то странному совпадению, как и в случае с Герасимовым, режиссер картины Рене Фере умер вскоре после ее выхода в прокат.

Кадр из фильма «Поклонница»

© реж. Виталий Мельников, 2012

Из последних фильмов и сериалов, в которых «отметился» Лев Толстой, можно выделить два проекта. Первый — детективная драма «История одного назначения», неожиданный взгляд на жизнь прославленного писателя, который показала Авдотья Смирнова. В основе сценария — глава из книги историка Павла Басинского «Святой против Льва» про адвокатский опыт Толстого. Юный Лев Николаевич (Евгений Харитонов) — пока еще совсем не классик русской литературы и не философ-старец. Он выступает в качестве защитника в суде, который идет над поручиком Колокольцевым: мужчину обвиняют в военном преступлении. Юную Софью Андреевну играет Ирина Горбачёва, чей комедийный талант здорово оттеняет серьезность сюжета, построенного вокруг судебной системы, которая не терпит оправдательных приговоров. Интересно также отметить, что, несмотря на исторические костюмы и стилизацию под середину XIX века, к музыкальной теме фильма руку приложил Баста, а в мелодиях периодически звучат электронные ноты.

История одного назначения (История одного назначения)
Рейтинг: 7.02IMDb: 6.7
Жанр: Драмы
2018, 108 мин
Россия, 12+
Режиссер: Авдотья СмирноваГлавные роли: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачёва, Лиза Янковская, Игорь Золотовицкий

Второй проект — сериал Данилы Козловского «Карамора» про альтернативную историю вампиров и анархистов. Начало XX века, революционер Пётр Каразин (его играет Козловский) с идеалами о светлом будущем страны сталкивается с темной стороной российской власти. Оказывается, существует тайная организация кровопийцев, которые управляют не только нашей страной, но и всем миром. Вампиров, конечно же, надо победить и свергнуть, тем более что они обратили любимую девушку Петра, Алину. Однажды герой помогает избавиться от толпы поклонников Льву Толстому (Игорь Ильин — старший) и узнает его страшную тайну. Оказывается, граф и сам был когда-то вампиром, но смог «излечиться» и теперь готов поделиться своим секретом.

Кадр из фильма «История одного назначения»

© реж. Авдотья Смирнова, 2018

Лев Толстой давно стал заметной фигурой в популярной культуре, каждый творец может давать свою трактовку его жизни и образа, показывать самые светлые или темные стороны его души, отношения с женой, народом и религией, иронизировать или неукоснительно следовать каждой букве его официальной биографии. Несомненно одно — потенциал Толстого как персонажа кинематографа раскрыт еще далеко не полностью, и оригинальные проекты вроде «Истории одного назначения», которые преподносят исторические факты современным киноязыком, это только подтверждают.

Карамора (Карамора)
Рейтинг: 6.9IMDb: 6
Жанры: Триллеры, Фэнтези
2022, 1 сезон
Россия, 18+
Режиссер: Данила КозловскийГлавные роли: Данила Козловский, Дарья Балабанова, Филипп Янковский, Андрей Смоляков, Никита Кукушкин, Нино Нинидзе