Статьи

Наши в Венеции: Какие советские и российские фильмы показывали на Лидо

С 31 августа по 10 сентября проходит 79-й Венецианский фестиваль. В этом году Россию представляет лишь один фильм — в секции «Горизонты Экстра» покажут казахстанскую драму «Голиаф» Адильхана Ержанова совместного с Россией производства. В честь начала смотра вспомнили долгие и насыщенные отношения старейшего кинофестиваля и советского, а позже и российского кинематографа.

Довоенное советское кино

Не дайте числу 79 смутить вас — на самом деле Венецианский кинофестиваль начался несколько раньше: в 1932 году, то есть ровно 90 лет назад. К сожалению, у смотра довольно постыдная история создания — основала фестиваль Национальная фашистская партия Италии и сделала его частью Венецианской биеннале, проходящей с 1895 года.

Что касается советского кино, то на первом же смотре показали сразу три фильма: «Путевку в жизнь»Николая Экка, «Землю»Александра Довженко и «Тихий Дон» Ивана Правова и Ольги Преображенской. Жюри на тот момент не было, поэтому призы раздавали зрители — наградой за режиссуру они отметили Экка.

Кадр из фильма «Земля»

© реж. Александр Довженко, 1930

Второй Венецианский фестиваль прошел лишь через два года — в нем вновь нашлось место советским фильмам. Участников разделили на две категории — национальный и международный конкурс, победителям вручали призы, причем иностранные картины боролись за Кубок Муссолини. Во вторую секцию попали, например, «Веселые ребята»Григория Александрова и «Челюскин» Якова Посельского. В этот раз советская делегация приехала домой без призов, а вернется на Лидо она лишь через 12 лет. Виноваты разорванные советско-итальянские отношения. На то было несколько причин: поддержка Франсиско Франко в Гражданской войне в Испании и союз с нацистской Германией перед Второй мировой войной.

Послевоенное советское кино

Проходивший в 1946 году седьмой Венецианский кинофестиваль ознаменовал возвращение не только советского, но и американского кино — страна игнорировала смотр с 1938-го. Участников вновь делили на две программы, однако изменился главный приз для иностранных фильмов — ни о каком Кубке Муссолини больше не могло быть и речи. В том году приз за лучший документальный фильм получила картина «В песках Средней Азии» Александра Згуриди.

Кадр из фильма «Весна»

© реж. Григорий Александров, 1947

В 1947 году «Весна» Григория Александрова получила награду за лучший сценарий. Это не только последний лауреат, но и последний советский участник кинофестиваля этого периода. Советское кино вернется в Венецию лишь в 1953-м. Во-первых, сказался послевоенный кризис в советской кинопромышленности, названный малокартиньем: в конце 1940-х киностудии ежегодно выпускали менее 10 фильмов. Во-вторых, возможной причиной можно считать начало холодной войны и обострившиеся отношения с западными странами.

Оттепель и застой

Советское кино вернулось на Венецианский фестиваль в 1953-м — в том году произошло уникальное событие: жюри не смогло определить лучший фильм смотра, поэтому наградило вторым по значимости призом, «Серебряным львом», сразу шесть картин. В числе лауреатов среди Марселя Карне, Федерико Феллини, Джона Хьюстона и Кэндзи Мидзогути нашлось место и Александру Птушко, режиссеру «Садко».

Кадр из фильма «Садко»

© реж. Александр Птушко, 1952

Через два года советская делегация вновь увезла номинальное второе место — «Серебряного льва» получила драма Самсона Самсонова «Попрыгунья». В последующие годы особого упоминания удостоился военный блокбастер «Бессмертный гарнизон»Захара Аграненко и Эдуарда Тиссэ, а в 1961-м Специальный приз жюри достался драме «Мир входящему» Александра Алова и Владимира Наумова.

1962-й — важнейший год для советского кино, ведь он ознаменовал рождение нового большого режиссера, Андрея Тарковского, который привез на Лидо «Иваново детство». Его дебютный фильм не только попал в основной конкурс Венецианского кинофестиваля, но и был удостоен главного приза — «Золотого льва». Правда, награду пришлось разделить с итальянцем Валерио Дзурлини, которого отметили за «Семейную хронику».

Кадр из фильма «Иваново детство»

© реж. Андрей Тарковский, 1962

Последующие годы не принесли СССР еще один главный приз, но большинство приездов всё же были успешными. Три года подряд жюри отмечало советские фильмы Специальными призами — так в тот момент называли второе место: «Вступление» Игоря Таланкина в 1963-м, «Гамлет» Григория Козинцева в 1964-м, «Мне двадцать лет»Марлена Хуциева в 1965-м. В 1967-м сыгравшая в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель» Наталья Аринбасарова получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.

В мае 1968-го из-за студенческих протестов был сорван Каннский фестиваль — коммунисты, социалисты и представители профсоюзов настаивали на бойкоте Венецианского фестиваля. Организаторы и сами обсуждали отмену смотра, но в итоге убедили кинематографистов привезти свои новые фильмы. Ежедневные студенческие демонстрации с требованиями отменить буржуазный кинофестиваль и социально-политические беспорядки сильно ударили по репутации Венецианской биеннале. Из-за этого с 1969 по 1979 год фестиваль проводился в неконкурентном формате, а несколько раз и вовсе был отменен.

Советские фильмы не появлялись на Лидо вплоть до 1979-го — года, который считается перерождением смотра. Тогда новый президент Карло Лиццани постарался восстановить международный имидж кинофестиваля и активно приглашал представителей разных стран привезти свои фильмы. От СССР на Лидо отправился «Осенний марафон»Георгия Данелии. Жюри на тот момент не успели вернуть, поэтому «Золотого льва» никому так и не вручили. Впрочем, советские кинематографисты не уехали с пустыми руками — они получили два приза, за лучший фильм и лучшую мужскую роль (награда досталась Евгению Леонову), от венецианского журналиста Пьера Марии Пазинетти.

Кадр из фильма «Осенний марафон»

© реж. Георгий Данелия, 1979

В последние годы застоя советское кино занесло себе в копилку еще два важных приза: в 1981-м специальное упоминание жюри получил «Звездопад» Игоря Таланкина, а на следующий год «Агонию» Элема Климова отметили призом ФИПРЕССИ от международной ассоциации кинокритиков. В 1982 году было еще одно важное достижение, но принадлежит оно не отдельному фильму: «Золотого льва» за карьерные достижения получили 13 режиссеров. Среди них был и Сергей Юткевич, известный по экранизации «Отелло» Уильяма Шекспира.

Перестройка

Перестроечное советское кино ежегодно попадало на крупнейшие европейские кинофестивали — причем показывали там не только новинки, но и фильмы, годами лежавшие на полке из-за цензуры. Венецианский фестиваль не стал исключением — в 1980-е на Лидо новые работы привозили Александр Алов («Берег»), Вадим Абдрашитов («Парад планет» и «Плюмбум, или опасная игра») и Роман Балаян («Храни меня, мой талисман»).

Кадр из фильма «Плюмбум, или опасная игра»

© реж. Вадим Абдрашитов, 1987

В 1986 году Сергей Соловьев был удостоен Специального приза жюри за фильм «Чужая Белая и Рябой», в 1988-м «Черный монах» Ивана Дыховичного получил технический приз за операторскую работу, а еще в том же году в параллельной секции «Неделя критики» показали перестроечную классику — «Маленькую Веру»Василия Пичула, которую пресса назвала лучшим неконкурсным фильмом. Наконец, в 1991-м «Урга: Территория любви» Никиты Михалкова была отмечена главным призом фестиваля — «Золотым львом». Это вторая и последняя победа в истории советского кино — через три месяца после вручения награды СССР распадется.

Отдельного упоминания заслуживает Отар Иоселиани — грузинский режиссер в начале 1980-х покинул СССР и в последующие годы представлял на Лидо Францию. В 1986 году его «Фавориты луны» были удостоены Специального приза жюри. Кроме того, с «Возлюбленными Марии» — американской экранизацией рассказа Андрея Платонова «Река Потудань» — в Венецию в 1987-м приезжал любимец смотра Андрей Кончаловский.

Постсоветское десятилетие и российское кино XXI века

После распада СССР национальный кинематограф бывших советских республик переживал кризис из-за оттока финансирования. Тем не менее с 1992 по 2000 год в основном конкурсе Венецианского фестиваля было показано семь картин из стран бывшего СССР. Российские ленты участвовали в основном конкурсе дважды: в 1992 году — «Прорва» Ивана Дыховичного, в 1997-м — «Вор» Павла Чухрая. Оба остались без призов от жюри.

Намного удачнее для российского кино прошло первое десятилетие XXI века: в 2002 году «Дом дураков» Андрея Кончаловского был удостоен Особого приза жюри, а на следующий год дебютный фильм Андрея Звягинцева«Возвращение» получил «Золотого льва». Впервые в истории российского кино и в третий раз, если учитывать советские победы. Кроме того, два года подряд, в 2002 и 2003 годах, российские короткометражные фильмы признавались лучшими в конкурсе. «Серебряного льва» получил сначала «Клоун» Ирины Евтеевой, а потом «Нефть» Мурада Ибрагимбекова.

Кадр из фильма «Возвращение»

© реж. Андрей Звягинцев, 2003

Во второй половине 2000-х российское кино показывали не только в основном конкурсе, но и в различных параллельных секциях — «Горизонты», «Неделя критики» и «Венецианские дни». А в 2006 году была проведена ретроспектива советских фильмов, вышедших с 1934 по 1974 год, которая называлась «Секретная история российского кинематографа»: в программе, среди прочего, нашлось место «Цирку» Григория Александрова, «Кубанским казакам» Ивана Пырьева и «Рабе любви» Никиты Михалкова.

Кадр из фильма «Бумажный солдат»

© реж. Алексей Герман — младший, 2008

В это время на Лидо показывали новые фильмы Алексея Германа — младшего, Алексея Балабанова, Александра Миндадзе, Александра Сокурова, Никиты Михалкова, Ивана Вырыпаева, Бориса Хлебникова и Алексея Федорченко. Самым успешным фильмом того периода можно считать «Бумажного солдата» Германа-младшего — в 2008 году жюри отметило его призами за лучшую режиссуру и операторскую работу.

Следующий крупный успех произошел всего лишь через два года — новое десятилетие ударно начал Алексей Федорченко. Его «Овсянки» получили сразу три награды: за лучшую работу оператора, ФИПРЕССИ от международной прессы и приз экуменического жюри. Кстати говоря, в том году председателем жюри в основном конкурсе был Квентин Тарантино.

Венецианский фестиваль следующего 2011 года открыл документальный фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!», а «Фауст»Александра Сокурова получил «Золотого льва». На данный момент это последняя победа российского фильма на Лидо.

Кадр из фильма «Овсянки»

© реж. Алексей Федорченко, 2010

За следующие 10 лет произошло не так много. Зато Андрей Кончаловский укрепил свой статус венецианского любимчика — он трижды участвовал в основном конкурсе и ни разу не уезжал домой с пустыми руками. Дважды отметили его режиссерские способности — за фильмы «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в 2014-м и «Рай» в 2016-м. А в 2020-м «Дорогие товарищи!» получили Специальный приз жюри.

Однако куда интереснее следить за молодыми постановщиками, которые укрепляют свой международный статус на Венецианском фестивале. В 2020 году «Китобой» дебютанта Филиппа Юрьева получил главный приз параллельной программы «Венецианские дни», а в прошлом году Наташа Меркулова и Алексей Чупов впервые попали в основной конкурс — там показали их исторический триллер «Капитан Волконогов бежал».

Пускай в этом году российские фильмы не будут бороться за «Золотого льва», нет сомнений, что в ближайшие годы организаторы вновь найдут место в конкурсе для отечественных кинематографистов. Четыре победы за 90 лет и десятки наград от жюри — советское и российское кино всегда любили в Венеции, поэтому хочется верить, что история этих насыщенных событиями отношений скоро будет продолжена.