Статьи5 мин.

Минусы и плюсы четвертого сезона «Пацанов» — сериала про охотников на злых супергероев

На Amazon Prime Video вышли первые три серии нового сезона супергеройского сериала «Пацаны». В них Бутчер и его команда не оставляют попыток убить главного и самого испорченного сверхчеловека на Земле — Хоумлендера. Шоураннер Эрик Крипке уже заявил, что пятый сезон станет последним в истории. А значит, теперь в «Пацанах» ставки высоки как никогда. Делимся впечатлениями от возвращения любимых персонажей и кратко пересказываем события предыдущих эпизодов.

Что происходило в предыдущих сезонах

В мире сериала сверхлюди в плащах больше напоминают голливудских звезд или политиков: они совершают подвиги, только чтобы поднять собственные рейтинги и стоимость акций компании Vought, а вдали от людских глаз делают ужасные поступки: убивают людей, творят сексуализированное насилие и используют запрещенные вещества. Бой им и в частности главной команде «суперов» под названием Семерка дают паренек Хьюи (Джек Куэйд) — его девушку случайно убил сверхбыстрый Поезд-А, — циничный Бутчер (Карл Урбан), чью жену изнасиловал Хоумлендер, девушка Кимико (Карен Фукухара), над которой ставила опыт Vought, здоровяк Молоко Матери (Лас Алонсо) и сорвиголова Французик (Томер Капон). Позже к ним присоединяется супергероиня Старлайт (Эрин Мориарти).

Со второго сезона глава Семерки Хоумлендер (Энтони Старр) постепенно прибирает корпорацию Vought к своим рукам при помощи конгрессмена Виктории Ньюман (Клаудия Думит). Супергерой убивает или выживает руководство из обычных людей и теперь сам принимает решения. В третьем сезоне Пацаны обращаются за помощью старого «супера» Солдатика (Дженсен Эклз), а некоторые из них и вовсе используют сыворотку V, которая на время дает сверхспособности. На этом фоне у теряющего позиции Хоумлендера развивается психическая травма. В финале он убивает невинного мужчину на глазах у толпы людей. Но фанаты Vought неожиданно ликуют и поддерживают своего героя. На сторону Хоумлендера встает и его сын Райан (Кэмерон Кроветти): оказывается, после изнасилования жены Бутчера у женщины родился мальчик. Он примкнул к биологическому отцу, и теперь у «супера» есть планы на наследника.

Каким получился четвертый сезон

В новом сезоне «Пацанов» еще больше конфликтов. Причем как по-настоящему интересных, так и довольно блеклых. Сильнее всего выделяется корпоративная критика. Хоумлендер, лишившийся половины отряда Семерки, пытается снова окружить себя сторонниками. Поэтому берет в команду Сестру Сэйдж (Сьюзэн Хэйард), самого умного человека на свете. Та советует ему, как хитрее и осторожнее переиграть соперников. К слову, именно этот персонаж, подобно Солдатику из третьего сезона, дает сериалу второе дыхание: Сэйдж думает наперед, поэтому легко дурачит даже зрителя, который пытается предсказать, в какую сторону повернется сюжет.

Сериал основан на одноименном комиксе Гарта Энниса и Дарика Робертсона

© Кадр из сериала «Пацаны», реж. Филип Сгриккиа, Фред Туа, Сара Бойд, 2019

По наводке новой участницы Хоумлендер заставляет Подводного, Поезд-А и нового Нуара (старого он убил за сокрытие фактов о своем прошлом) размозжить головы трем фанатам. Позже их тела выбросят на площади, где соберутся сторонники двух группировок: Vaught и Старлайт. Это поможет обострить противоречия в обществе. И заодно отвлечет публику от судебного процесса над самим Хоумлендером. Разумеется, ответственность за гибель мужчин попытаются переложить на Старлайт.

С одной стороны, эти подковерные интриги делают сериал остроумнее и циничнее. Нам снова напоминают, как средства массовой информации манипулируют общественностью и используют простых людей как пешек для достижения собственных интересов. В Семерке даже появляется местная пропагандистка Фейерверк (Вэлори Керри): в своих эфирах она рассказывает о том, что сторонники Старлайт растлевают детей в подвалах. А на фестивале «Правдакон» делится еще большим количеством фейков и небылиц про девушку.

У сериала есть два спин-оффа: анимационная антология «Пацаны: Осатанелые» и игровое «Поколение „Ви“»

© Кадр из сериала «Пацаны», реж. Филип Сгриккиа, Фред Туа, Сара Бойд, 2019

Однако после третьего сезона сам конфликт между супергероями и Пацанами становится проще. Раньше нам раскрывали добро в лице Бутчера, Хьюи и других персонажей с необычной стороны: люди, которые борются за правое дело, нередко оказываются ничем не лучше тех, с кем сражаются. Теперь же протагонисты откатились к нулевой точке — они сложные, но искренне выступают за построение лучшего мира честными методами. Хоумлендер же и его свита всё больше напоминают Дональда Трампа: плакаты, лозунги и даже красная цветовая гамма у них почти идентичные. Сложные политические противоречия здесь, кажется, теперь сводятся к критике правых и республиканцев. А этим сейчас занимается чуть ли не каждый второй американский сериал, хоть как-то связанный с современной повесткой.

К тому же сериал продолжает тянуть старые мелодраматические линии. После принятия препарата V Бутчеру осталось жить несколько месяцев: он делает всё, чтобы выйти на контакт с сыном Хоумлендера Райаном и перетянуть его на добрую сторону. Из всех противостояний это, пожалуй, наиболее интересное: кажется, герой Карл Урбана наконец-то решил внутренние противоречия и теперь просто хочет стать хорошим человеком. Один из самых статичных персонажей получает достойное развитие.

Сериал давно далеко ушел от оригинального комикса. Графический роман Энниса был заметно кровавее и омерзительнее

© Кадр из сериала «Пацаны», реж. Филип Сгриккиа, Фред Туа, Сара Бойд, 2019

А вот некоторые сценарные ходы идут шоу во вред. Кимико, например, снова вспоминает о детстве в биолабораториях и хочет наказать виновных. А Французик вступает в любовную интригу с человеком из своего преступного прошлого. В третьем сезоне персонажи вроде бы сошлись и помогли друг другу перебороть травмы. Но из-за нехватки свежих конфликтов создатели искусственно усложняют старые.

Но хуже всего, что даже часть новых персонажей пытаются связать с уже знакомыми героями. Например, пропагандистка из Семерки по кличке Фейерверк не просто так в своих трансляциях атакует Старлайт. Оказывается, та наклеветала на нее в конкурсе талантов, когда была ребенком. Теперь девушка из отряда Хоумлендера мстит обидчице, и это буквально вся ее мотивация. А еще в сюжете появляется мать Хьюи, которая ушла из семьи годы назад. Она произносит мучительно долгий диалог о том, почему оставила ребенка с отцом. Начинает казаться, что мы смотрим не циничную и ироничную сатиру, а мыльную оперу — от этой же проблемы, кстати, страдал и другой знаменитый проект Крипке «Сверхъестественное».

В каждом из четырех сезонов сериала по восемь эпизодов

© Кадр из сериала «Пацаны», реж. Филип Сгриккиа, Фред Туа, Сара Бойд, 2019

Глобально «Пацаны» остаются верны себе: тут по-прежнему много крови, черного юмора и сатиры над современным обществом. Но в деталях, особенно после отличного третьего сезона, шоу заметно сдает. Тому есть довольно простое объяснение — синдром предпоследнего сезона. Зрители понимают, что главные герои, скорее всего, не погибнут и будут жить как минимум до финальной битвы. Так что никакой интриги особо не чувствуется. А сами конфликты тушатся до закрывающего эпизода: скорее всего, только на десятой серии случится перелом сюжета, который круто изменит расклад сил. До этих пор остается довольствоваться только мыльной оперой.

Вышедшие «Пацаны» — буквально контрольная репетиция перед грандиозным концертом. Пропустить ее, может, и хочется, но уж очень волнительно: есть шанс, что среди слез, мелодраматических диалогов и критики республиканцев хоть раз всплывет какая-то важная информация — а без нее потенциально лучший пятый сезон будет чуть сложнее понять.