Статьи9 мин.

Клоунесса, психопатка, сильная женщина: Как менялся образ Харли Квинн в современном кино

В конце августа в возрасте 67 лет скончалась Арлин Соркин — американская телеведущая, сценаристка и актриса, широко известная как голос анимационной версии Харли Квинн. Соркин, в частности, можно услышать в мультсериалах студии DC «Лига справедливости», «Статический шок», «Новые приключения Бэтмена» и многих других. А еще не так давно закончился четвертый сезон мультсериала «Харли Квинн». За последние десятилетия образ комичной суперзлодейки и по совместительству возлюбленной Джокера пережил значительную трансформацию, связанную с переходом Харли из мира анимации в большое кино, а также с активизацией четвертой волны феминизма. Рассказываем, как сумасбродная клоунесса преодолела путь от яркого, но фонового персонажа до настоящей звезды широкого экрана.

В отличие от большинства персонажей вселенной DC, безумная клоунесса Харли Квинн была создана аниматорами Полом Дини и Брюсом Тиммом не для комикса, а для мультипликационного сериала «Бэтмен» 1992 года. Дебютное появление Харли состоялось в эпизоде под названием «Услуга Джокеру», по сюжету которого она должна была выпрыгнуть из огромного торта в комнате с полицейскими. Изначально Харли задумывалась как проходной персонаж на одну серию — Дини и Тимм хотели сделать женскую альтернативу Джокеру: менее безумную и хаотичную, но более смешную. По задумке авторов, Харли должна была стать не только помощницей главной грозы Готэма, но и вечной «девочкой для битья», мазохистски преданной любовницей суперзлодея, пробуждающей в нём самые темные стороны личности.

Кадр из сериала «Бэтмен»

© реж. Кевин Алтери, Бойд Керклэнд, Фрэнк Пор, 1992

Для озвучки персонажа Тимм и Дини пригласили Арлин Соркин, в те годы актриса была широко известна по роли в мыльной опере «Дни нашей жизни». В одном из эпизодов сериала Соркин появилась в ярком костюме шута — этот образ в каком-то смысле послужил отправной точкой для аниматоров «Бэтмена», которые всё еще находились в поиске подходящего визуального образа для Харли Квинн. По слухам, внешние черты клоунессы также были позаимствованы у актрисы, с которой Дини был знаком лично. При этом сама Соркин утверждает, что прототипом Харли стали героини мюзикла Фрэнка Лессера «Парни и куколки». Что из этого является правдой, доподлинно неизвестно, однако внешний вид Харли Квинн, как и ее характер, дополнялись от серии к серии.

Девочка для битья

Кадр из сериала «Бэтмен»

© реж. Кевин Алтери, Бойд Керклэнд, Фрэнк Пор, 1992

Харли Квинн была единственной дамой в окружении Джокера. Бескорыстно преданная и безумно влюбленная, она явно не тянула на звание женщины-вамп, тем более что это место уже было забито Селиной Кайл. Тем не менее даже этот персонаж не обошелся без сексуализации — подчеркнуто облегающее трико красочных расцветок, заискивающий голос с неявным бруклинским акцентом и игривая манера общения придавали Харли флер классической вариации pick-me-girl (в переводе с американского сленга «девушка, которая притворяется „своим парнем“, чтобы произвести впечатление на мужскую аудиторию». — Прим. ред.). Естественно, главным объектом воздействия Харли был Джокер. При всей своей непосредственности героиня обладала всеми признаками так называемого синдрома спасительницы — женщины, которая берет бремя эмоциональной ответственности за чужие поступки на себя. В «Бэтмене» хорошо показана динамика созависимых отношений Джокера и Харли: на протяжении всего сериала клоунессу избивали, унижали, выкидывали из открытого окна и бросали под машину, но она всегда находила повод вернуться к своему абьюзеру. «Пусть мой Пудинг слегка грубоват, зато он правда меня очень любит», — проговаривала она в камеру, прежде чем начать новый цикл насилия.

Вне отношений с Джокером Харли выглядела физически развитой, но эмоционально инфантильной героиней. В экшен-сценах она никогда не уступала мужчинам, демонстрируя выдающиеся боевые навыки и завидную гибкость, наработанную, по всей видимости, во время выступлений на цирковой арене. Однако ее реплики не отличались логичностью или глубоким смыслом и чаще всего представляли собой бесцельные юморески, основная цель которых была разрядить обстановку и вызвать эмпатию зрителя. С последним, как ни странно, Харли справилась на отлично, выбив себе место постоянного, пусть и обделенного чувством внутреннего достоинства, персонажа мультсериала.

Жертва стокгольмского синдрома

Кадр из сериала «Новые приключения Бэтмена»

© реж. Дэн Риба, Курт Геда, Батч Лукич, 1997

В 1994 году авторы мультсериала «Бэтмен» Пол Дини и Брюс Тимм впервые отправили персонажа Харли на страницы комикса, который получил название «Безумная любовь». В нём, в частности, раскрывалась бесхитростная предыстория клоунессы — период работы психиатром в Аркхеме и роковое знакомство с Джокером, который без лишних усилий смог влюбить в себя впечатлительную девушку. Важно отметить, что комикс-версия Харли получила порцию саморефлексии, которая позволила ей в некоторой степени развенчать бредовую романтизацию Джокера. Впрочем, осознать себя жертвой стокгольмского синдрома девушка так и не смогла — во многом благодаря умело сфабрикованным историям возлюбленного о многочисленных детских травмах и насилии со стороны отца. В этом же комиксе становится понятно, что основной причиной включения Харли в борьбу Джокера и Бэтмена стала элементарная ревность: Квинн не просто тяготила чрезмерная зацикленность Джокера на Брюсе Уэйне, именно в ней она видела причину нестабильности их взаимоотношений. «Безумная любовь» впоследствии была адаптирована для одного из эпизодов «Новых приключений Бэтмена» 1999 года, однако любви аудитории не снискала — сюжет, в частности, критиковали за чрезмерную мрачность и романтизацию абьюза.

Сексуальная вампирша

© Batman: Arkham/Rocksteady Studios

В 2011 году издательство DC Comics начало масштабный перезапуск супергеройской вселенной, который впоследствии получил название The New 52. Визуальному и концептуальному и сюжетному апгрейду подверглись абсолютно все персонажи, в том числе и Харли Квинн. В новой вселенной DC основная ставка была сделана на графическое насилие и секс, что в первую очередь ударило как по мужским, так и по женским персонажам, но чаще всего в ущерб последним. Обновленная версия Харли в черном корсете, рваных чулках, с белыми косичками на голове появляется в первом издании «Отряда самоубийц». В интервью The New York Times Дини и Тимм назвали новый образ Харли «вампирским», признавшись, что этот вариант им нравится куда больше предыдущего. Читателям более обнаженная Харли тоже пришлась по вкусу — возможно, именно по этой причине впоследствии этот образ перекочевал в серию видеоигр Batman: Arkham, которая по сей день считается культовой среди всех фанатов DC Comics.

История взаимоотношений Джокера и Харли также стала существенно мрачнее: в игре клоунесса окончательно теряет рассудок, а вместе с ним и всякую надежду на спасение из токсичных отношений со своим абьюзером.

Одержимая злодейка

Кадр из сериала «Хищные птицы»

© реж. Крис Лонг, Брайан Роббинс, Джим Чарльстон, 2002

Мало кто знает, что кинематографическая инкарнация Харли Квинн состоялась еще в далеком 2002-м, в полузабытом сериале «Хищные птицы», созданном специально для телеканала The WB. Шоураннером проекта выступила Лаэта Калогридис, наиболее известная как сценаристка фильмов «Александр» и «Остров проклятых». Первой официальной исполнительницей роли Харли стала Шерилин Фенн из «Твин Пикса», однако дальше пилота она, увы, не ушла — в последующих 12 эпизодах роль клоунессы исполнила менее известная актриса Миа Сара («Патруль времени», «Феррис Бьюллер берет выходной»). Основное действие сериальных «Хищных птиц» развернулось вокруг дочери Бэтмена и Женщины-кошки Хелены Кайл (Эшли Скотт), Харли же представлена в роли психиатра главной героини и по совместительству антагонистки всего шоу. По сюжету бывшая клоунесса находится в глубокой депрессии после гибели Джокера. Одержимая жаждой мести Харли мечтает возродить преступный синдикат бывшего возлюбленного, однако в ее планы вмешивается команда «Хищных птиц» в лице Хелены, Барбары Гордон (Дина Мейер), Черной канарейки (Рэйчел Скарстон) и детектива Джесси Риз (Шемар Мур). Эта версия Харли Квинн более близка к оригинальной, из мультсериала 1992 года: ей вернули легендарный черно-красный костюм клоунессы и повадки pick-me-girl. Единственным мотивом жизни Харли по-прежнему остается одержимость Джокером, который даже после смерти продолжает оказывать на нее воздействие.

Звезда экрана

Кадр из фильма «Отряд самоубийц»

© реж. Дэвид Эйр, 2016

Триумфом Харли Квинн, без сомнения, являются фильмы современной киновселенной DC — «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра, «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» Кэти Янь и «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна. Во всех трех роль клоунессы исполнила Марго Робби. В первом «Отряде самоубийц» Эйр во многом ссылается на комикс «Безумная любовь» 1994 года, изображая Харли в образе слегка сумасшедшей фанатки Джокера (Джаред Лето), не лишенной интеллектуальной глубины и природного обаяния. При этом визуальный образ героини явно взят из перезапуска линейки комиксов DC 2011 года. В первом «Отряде» Харли во многом делает ставку на личное обаяние и практически не участвует в боевых сценах, ее редкие свидания с Джокером едва ли можно назвать пределом романтики, тем не менее они лишены сцен откровенного физического или психологического насилия. По большому счету, Харли выглядит как симпатичный женский персонаж второго плана, взятый в фильм скорее для украшения, нежели для большой сюжетной роли. К счастью, приоритеты DC изменились, как только персонаж Робби попал в фавориты зрителей. И это с учетом того, что основную ставку делали именно на Джокера в исполнении Джареда Лето. Последний, к слову, подвергся значительной критике и к 2020-му был тихо выведен из пантеона суперзлодеев DC. Харли же получила свой первый неофициальный сольник под названием «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн».

Кадр из фильма «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»

© реж. Кэти Янь, 2020

Изначально картина замышлялась как феминистский ответ «Отряду самоубийц», однако в итоге превратилась в актерский бенефис Марго Робби, на что, впрочем, никто не жаловался. В картине Кэти Янь клоунесса впервые осознанно выходит из созависимых отношений с Джокером и начинает искать собственный путь реализации — такое сюжетное решение, вероятно, продиктовано активизацией четвертой волны феминизма, а также влиянием профеминистских движений #MeToo и Time’s Up. Отдельной благодарности также заслуживает Робби, чье талантливое перевоплощение позволило Харли в конце концов выйти из тени Джокера. В «Хищных птицах» Харли всё так же эпатажна, хаотична и маргинальна, однако понятия морали, этики и настоящей женской дружбы ей также не чужды. В новой версии «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна Харли и вовсе демонстрирует свое пушистое альтер эго и даже заводит новые любовные отношения, по всей видимости, окончательно отпустив историю с Джокером.

Кадр из сериала «Харли Квинн»

© реж. Сесилия Аранович, Хуан Хосе Меса-Леон, Винтон Хё, 2019

В 2019 году Харли вновь появилась в анимации, однако на этот раз в главной роли. «Харли Квинн» можно назвать своего рода спин-оффом «Хищных птиц», который рассказывает о злоключениях клоунессы после расставания с Джокером. Харли в мультсериале озвучивает звезда «Теории большого взрыва» Кейли Куоко. «Харли Квинн» получила множество положительных отзывов со стороны критиков и зрителей, более того, черную комедию Дина Лори («Майор Пэйн») можно назвать самым успешным проектом с участием клоунессы. Подкупает в нем в первую очередь образ Харли, которая не только формирует свою собственную команду, но и открыто противостоит бывшему партнеру Джокеру и даже побеждает его (!). «Харли Квинн» можно назвать своего рода реваншем над долгими годами истязаний клоунессы в мультфильмах прошлого, которую никто упорно не хотел принимать всерьез.

В будущем сиквеле «Джокера» Тодда Филлипса Харли, которую на этот раз сыграет Леди Гага, по всей видимости, сведут с главным психопатом Готэма, а значит, нас снова ждут абьюз и многоликое эмоциональное насилие. С одной стороны, очень печально, что персонажа, который более 30 лет пытался выйти из токсичных отношений и добиться личной независимости, в очередной раз обесценивают до нулевой точки. С другой стороны, «Джокер 2» обещает абсолютно новый образ Харли, которая будет не только страдать, но и петь.