Статьи

Сны о чём-то большем: Как ученые и мультивселенная подарили человечеству научное обоснование мечты

«Всё везде и сразу» продолжает завоевывать всё новых и новых поклонников, и, возможно, не только в нашей вселенной. Разбираемся, как одна смелая и недоказуемая гипотеза о существовании мультивселенной стала самым популярным явлением современной поп-культуры.

Едва ли за какую-то научную гипотезу человечество хваталось так отчаянно, как за идею о мультивселенной. Бесконечное количество решений приводит к бесконечному количеству жизней. Это значит, можно быть уверенным наверняка, что твое здесь и сейчас — лишь одна из ветвей сюжета, у которого есть огромное множество как более счастливых, так и более катастрофических вариантов развития. Ценность подобной гипотезы для человеческого сознания ясна — она разом отменяет «синдром умного на лестнице», и все бесконечные «что если», которые мы в большей или меньшей степени тянем с собой через всю жизнь. С каждым годом концепция мультивселенной всё больше и больше захватывает массовую культуру. И это при том, что в научном мире число ее сторонников приблизительно равно числу ее противников. Разбираемся, с чего же всё началось.

Кадр из фильма «Всё везде и сразу»

© реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, 2022

Впервые о параллельных вселенных заговорили еще древние греки в V веке до н.э. Они развивали теорию атомизма, согласно которой всё в мире состоит из мельчайших частиц атомов, а их хаотичное столкновение образует параллельные миры. С установлением христианского догматизма все подобные идеи начали считаться еретическими, а потому в Средние века ученым пришлось надолго забыть о параллельных мирах. И только радикал Джордано Бруно продолжал утверждать, что миров, подобных нашему, бесконечное множество. При этом в буддизме напротив, идея мультивселенной является частью философского учения — буддисты верят, что существует несколько вселенных, которые бесконечно зарождаются и угасают. Так или иначе, со времен Средневековья ученые надолго оставили идею о множественных мирах.

Первым физиком, который предложил научное обоснование параллельных вселенных стал Эрвин Шрёдингер, который в 1952 году в Дублине на лекции по квантовой механике ввел понятие суперпозиции — явления, при котором частица может находиться одновременно в нескольких состояниях. Речь о том самом мысленном эксперименте с кошкой в непрозрачном ящике рядом с атомом радиоактивного вещества, который с равной вероятностью может распасться или не распасться, и устройством, которое убивает или не убивает животное в зависимости от состояния частицы. Для стороннего наблюдателя пока он не откроет ящик, кошка будет находиться одновременно в суперпозиции двух состояний: и жива и мертва.

© Фото: Getty Images/Science Photo Library

В художественной литературе идея разветвления миров и возможности одновременно нескольких исходов для одной и той же ситуации появилась раньше. Взять хотя бы классический «Сад расходящихся тропок» Хорхе Луис Борхеса, который был опубликован еще в 1944 году. Шрёдингер, а позже и Хью Эверетт, пытавшийся обосновать, что одновременно могут существовать не только два, а все возможные исходы любого изменения, вдохновили огромное количество писателей-фантастов и вызвали целый бум научной фантастики о параллельных мирах.

Шрёдингер был одним из основоположников квантовой физики, а спустя еще 30 лет, в 1983 году физики Стивен Хокинг и Джеймс Хартл заявили, что вселенную тоже можно рассматривать как квантовую систему, которая одновременно находится в бесконечном множестве состояний. И мир, к которому мы привыкли лишь одно из этих состояний. Все прочие — и есть пресловутые параллельные миры, в которых отражаются все возможные альтернативные исходы происходивших событий. По их теории, Большой взрыв создал сразу несколько похожих друг на друга вселенных, в которых действуют те же физические законы, что и в нашей. Разница заключается лишь в уникальном развитии, в котором эти вселенные могут отставать от нашей или же напротив, сильно ее опережать.

Кадр из сериала «Параллельные миры»

© реж. Ричард Комптон, Дэвид Э. Пекинпа, Джерри О’ Коннелл, Реза Бадии, 1995-2000

Эту идею с готовностью подхватила массовая культура и опять же с некоторым опережением. Фантаст Майкл Муркок в своих книгах «Расколотые миры» и «Вечный водитель» описал ее еще в 1970-х. Кинематографисты же стали сходить с ума по параллельным вселенным в большинстве своем в последнем десятилетии.

Пионерами здесь стоит считать успешный сериал телеканала Fox «Параллельные миры» (1995-2000), в котором студент-физик Куин Мелори изобретает устройство, которое способно создавать кротовые норы (а именно они по теории Хокинга-Хартла соединяют отдаленные друг от друга точки пространства). По случайности он затягивает в одну такую нору вместе с собой профессора, свою подружку и музыканта. Теперь, чтобы вернуться домой им придется побывать в огромном множестве миров. Узнаете «Рика и Морти»? Впрочем, в этом месте каждый сможет найти пример на свой вкус.

Однако не все путешествуют в мультивселенные теми тропами, которые наметили Хокинг и Хартл. Нередко в фильмах звучат и загадочные разговоры о так называемых других измерениях. Речь о том, что, согласно общей теории относительности, вселенная включает в себя 4 измерения: длину, ширину, глубину и время. Но в 1970-м сразу несколько ученых (Йоитиро Намбу, Хольгер Нильсен и Леонард Сасскинд) независимо друг от друга выдвинули теорию, что не все элементарные частицы можно считать точками, а некоторые, самые мельчайшие из них, можно рассматривать как тонкие протяженные нити. Впоследствии они получили название квантовых струн, и струны эти колеблются с разной частотой, задавая свойства материи. Так было обнаружено, что измерений вовсе не 4, их может быть 6, 10 и даже 26, просто ощущаем в нашей реальности мы только 4. И вот в этих невидимых измерениях опять же может прятаться вожделенная параллельная, невидимая нашему глазу вселенная. Та самая, в которой Мэттью МакКонахи передавал послание своей дочери в «Интерстелларе».

Кадр из фильма «Интерстеллар»

© реж. Кристофер Нолан, 2014

В 2010-е этот поезд разогнался до максимальных мощностей. Кинематограф, кажется, всё больше уставал быть зеркалом нашей реальности и всё больше стремился быть его идеальным аватаром. Пока постепенно не стал тем самым альтернативным миром, параллельной вселенной, в которой возможно всё везде и сразу. Первые впечатляющие шаги при этом были сделаны в триллерах, взять хотя бы «Малхолланд драйв» Дэвида Линча или «Связь» Джеймса Уорда Биркита. В первом Линч, кажется, проницательно разглядел эту родовую определяющую связь между параллельными вселенными, в которых возможно всё, и миром Голливуда (в котором также возможно всё). А Биркит своим успехом породил целую серию малобюждетных триллеров о неудачных экспериментах. Во время дружеского застолья над планетой пролетала комета, близость которой привела к квантовой когерентности и возникновению множества параллельных вселенных, так что все герои должны будут встретиться с самими собой, принимающими разные решения внутри одной и той же катастрофы.

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

© реж. Дэвид Линч, 2001

Ну а когда до концепции множественных параллельных миров добрались гиганты из студии Marvel, то они мгновенно отыскали в ней огромный развлекательный и коммерческий потенциал (миксовать своих персонажей, убивать, возвращать и сталкивать их с друг другом теперь можно просто бесконечно). Сегодня никто уже и не хочет вспоминать о том, что главная проблема всех научных теорий о мультивселенных — их полнейшая недоказуемость. Параллельные миры существуют в научном дискурсе только потому, что не существует ни одного способа доказать, что их нет. И существуют, впрочем, ровно по тем же причинам.