«Удовольствие»:
Через тернии в пропасть

Рецензия
Шведская режиссерка Нинья Тюберг почти 10 лет исследовала порноиндустрию, чтобы снять откровенную производственную драму «Удовольствие». Девушка из Европы приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать большой звездой кино для взрослых. Рассказываем, почему этот фильм не только и не столько говорит о порно, сколько о все еще патриархальном мире, в котором женщине крайне трудно достичь успеха.
18+
Двадцатилетняя Линнеа (смелая дебютантка София Каппель) приезжает из небольшого шведского городка в Лос-Анджелес. Она хочет покорить порноиндустрию и уже придумала себе броский и легко запоминающийся псевдоним — Белла Черри. Девушка поселяется в домике с другими такими же юными порномоделями, мечтающими о большой славе. Их всех представляет один агент средней руки. На одной из вечеринок Белла встречает шикарно одетых девушек, которые смотрят на коллег сверху вниз. Шведка хочет быть одной из них, а значит, нужно убедить в том, что ты настроена серьезно, Марка Шпиглера — легенду порнобизнеса. Очень скоро Белла понимает, что в этом жестоком и конкурентном мире никаких подруг быть не может, а отказываться от БДСМ или анальных сцен никак нельзя. Нужно быть готовой ко всему и в любую минуту.
София Каппель в фильме «Удовольствие»
Нинья Тюберг сняла короткометражный фильм под названием «Удовольствие» еще в 2013 году. Уже тогда она серьезно интересовалась внутренней кухней порнобизнеса и точно знала, что хочет снять полный метр, но для начала нужно было громко заявить о себе и привлечь европейских продюсеров. С 2014 по 2019 годы шведская режиссерка жила в Лос-Анджелесе и исследовала мир кино для взрослых. Место было выбрано неслучайно: Калифорния — мировой центр порно, фильмы здесь снимают не только в Голливуде и не только с детскими рейтингами.
Премьера «Удовольствия» должна была состояться в Каннах в 2020-м (там же только семью годами ранее был показан одноименный короткий метр), но фестиваль отменили, и премьера провокационной драмы прошла на «Сандэнсе» в 2021-м. Удивительно, что этот фильм все-таки добрался до России и даже 2 недели шел в кинотеатрах. Уж больно броская и вызывающая у него обложка, но она обманчива.
Кадр из фильма «Удовольствие»
Шведская постановщица могла взять другую конкурентную отрасль человеческой жизни и точно так же показать, как сделала в «Удовольствии», тернистый путь к славе. И для главной героини по дороге к успеху важнее всего сохранить себя, не дать сердцу зачерстветь, ведь так легко переступать через других и забыть, ради чего вообще всё это затевалось. Но порноиндустрия — пример более выпуклый и понятный, бьющий наотмашь. Да, во многих сферах женщины не равны в правах мужчинам, что уж говорить о патриархальных или не светских государствах. Но в мире кино для взрослых насилие не только психологическое, но и физическое. Потому Тюберг так важно крупным планом показывать все (порой хитроумные) операции, которые проводит со своим телом Белла Черри. А на съемочной площадке всё только жестче, далеко не всегда можно предсказать, чем закончится та или иная сцена.
«Удовольствие» основано на документальном материале и выдержано в крайне реалистичной манере. В то же время стоит отметить, что у Тюберг нет задачи вызвать зрительский шок. Да, в картине присутствуют откровенные сцены (фильм, например, начинается со сцены бритья интимной зоны), но для кино о закулисье порноиндустрии здесь нет ничего чрезмерного, оно почти целомудренное. Как и следовало ожидать более или менее подготовленным зрителям, мир картин для взрослых не черный и не белый, есть как отрицательные персонажи, так и положительные. Если попытаться закрыть глаза на голые тела в кадре (а часто они мелькают где-то на заднем плане), то «Удовольствие» — классическая производственная драма: вместе с главной героиней аудитория во всех деталях знакомится с закрытой сферой жизни. Конечно же, на этом непростом пути Беллу ожидают свои взлеты и падения, разочарования и радости.
Кадр из фильма «Удовольствие»
На примере порноиндустрии Тюберг деконструирует наивные и поверхностные представления об американской мечте. Были они в первые минуты фильма и у Линнеи. Многие годы Голливуд рисовал представления об Америке как о стране возможностей. Зачастую декларативные картины демонстрировали, как человек из самых низов в кратчайшие сроки поднимался на самый верх какого-либо дела. Обычно поражения и многочисленные разочарования в подобных картинах опускались, для Тюберг же важен процесс, а не результат. Потому у «Удовольствия» не может быть закрытого финала. У этой истории нет конца, к тому же Белла — лишь одна из многих. Ее история не уникальна и вписывается в ряд похожих.
Принципиально важно, что в «Удовольствии» представлен взгляд на американскую порноиндустрию и страну в целом со стороны, взгляд чужака, выросшего в другой культуре. И сама Тюберг говорит, что в Швеции коллективный тип общества, в котором ты не должен выделяться на фоне остальных, все должны быть одинаковыми. В Америке же совершенно другой уклад, а потому реализовать себя Линнеа может только на другом континенте.
Кадр из фильма «Удовольствие»
Для шведской режиссерки порно является ярким примером устройства современного капиталистического мира. Человек человеку волк. Тюберг дает голос девушкам, которые в кино для взрослых становятся жертвами объективации. Но интересно, что для успеха в этой индустрии важно всегда быть в центре внимания, искать камеру. Самым страшным эпизодом в картине становится съемка от первого лица. На главную героиню наставлен объектив, а за ним стоит пыхтящий немолодой мужчина. И под этим взглядом охотника чувствуешь себя исключительно неуютно. Если вдруг вы думали, что порноактрисы обожают секс, а каждый их день — фонтан удовольствий и оргазмов, Нинья Тюберг спешит вас разубедить.
Читайте ещё: