Жить было лучше, жить было веселее: 10 современных фильмов о жизни в Советском Союзе
О былых советских временах вспоминают не только ностальгирующие по прошлому граждане, но и кинематографисты. Про СССР снимают музыкальные байопики, исторические эпики, лирические комедии и даже провокационные хорроры. Выбрали 10 современных — снятых за последнее десятилетие — фильмов о жизни в Советском Союзе.
Кроме того, рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой российских сериалов про советское время и лучших российских фильмов про 90-е.
Начало 1970-х. Провинциальный городок под Астраханью. Старшеклассник Лёша (Юрий Дейнекин) учится в выпускном классе, но его мысли заняты далеко не учебой и поступлением в институт. Как и все сверстники и друзья, герой ходит на дискотеки, дерется с ребятами из другого района и думает о девушках. Точнее, об одной — 17-летней Тане (Дарья Мельникова), которая когда-то встречалась с погибшим старшим братом Лёши. Очередная попытка впечатлить девушку заканчивается «американкой» — пари, в котором проигравший исполняет любое желание победителя.
«Однажды» — вторая экранизация повести Юрия Короткова «Американка». В 1997 году Дмитрий Месхиев выпустил довольно вольную одноименную адаптацию, которая расстроила Рената Давлетьярова. Режиссер не только по-другому представлял себе историю, но сам хотел перенести сюжет на большие экраны. Осуществить задуманное получилось лишь через 16 лет. «Однажды» пропитан ностальгией Давлетьярова, который как раз был подростком в начале 1970-х. Привязанность постановщика к первоисточнику и эпохе заметно сказывается на результате: в тщательно воссозданном антураже скрывается несколько наивная и безликая история взросления.
Начало 1960-х. Советское правительство отчаянно пытается найти месторождения золота на Дальнем Востоке. Инженер Чинков (Константин Лавроненко) убежден, что на огромной территории можно добывать ценный ресурс, и вызывается лично организовать поиски залежей. Если не справится, то наверняка потеряет карьеру, как и все, кто провалил похожую задачу до него. Чинков убеждает и нанимает разных людей — геологов, преступников и эксцентричных интеллигентов, которых опасная и крайне суровая местность проверит на прочность и человечность.
«Территория» — второй и последний фильм Александра Мельника, погибшего в 2021 году. Это экранизация одноименного романа Олега Куваева о противостоянии и единении человека и природы. Пускай крупнобюджетный фильм провалился в прокате, но «Территория» всё равно вошла в историю отечественного кино за изнурительные натурные съемки в экстремальных условиях. А еще за редкое воспевание деятельности геологов, в частности подвигов советских специалистов, которые рисковали жизнями ради государственного прогресса. Неслучайно в финальных кадрах фильма герои узнают о полете Гагарина в космос. Без жертв миллионов незаметных людей этого достижения нельзя было достичь.
Середина 1960-х. Молодой журналист (Иван Колесников) увольняется из ленинградской газеты и по совету друга переезжает в более либеральный Таллин — работать в русскоязычном издании «Советская Эстония». На фоне заканчивающейся оттепели и начинающегося застоя герой развивает отношения с коллегами, работает журналистом и время от времени пытается написать серьезную рукопись.
«Конец прекрасной эпохи» — необычный симбиоз творчества двух титанов советской литературы: в основу фильма лег сборник рассказов Сергея Довлатова «Компромисс», а названием послужила строчка стихотворения Иосифа Бродского. Первоисточник осмыслял советские 1970-е — застойные времена закручивания гаек, цензуры, обысков, допросов и видимости стабильности. Но с легкой руки Станислава Говорухина время действия экранизации откинули на 10 лет назад. С одной стороны, получилось воздушное и легкое кино, стилизованное под лирические комедии оттепели, с другой — чересчур сентиментальный взгляд на сложный исторический период.
Весна 1941-го. Немецкие инженеры в рамках дружеского соглашения работают на советском заводе по производству оптики. Нервы на пределе, линзы получаются либо мутными, либо с пузырями, а ведь от успеха зависит карьера каждого из главных героев. Во время изготовления очередной партии взбесившийся Ханс (Якоб Диль) повышает температуру печи — на заводе происходит взрыв, в котором гибнут несколько человек. Единственным свидетелем произошедшего становится русский инженер Пётр (Андрюс Даряла), который должен сдать начальству провинившегося немца, но никак не может это сделать.
Третий фильм Александра Миндадзе стал скандальным задолго до выхода на большие экраны. У цензоров появились идеологические вопросы к сценарию картины, которая посвящена не самому удобному историческому периоду — времени, когда в Европе уже шла Вторая мировая война, а до начала Великой Отечественной оставались считаные месяцы. Только вот за сюжетом о сотрудничестве немцев и русских скрывается не попытка обличить Родину, а гуманистическое и антивоенное размышление о том, что по разные стороны баррикад всегда находятся до смешения похожие друг на друга люди.
Начало 1980-х. Небольшая группа студентов из Грузинской ССР решает пойти на беспрецедентный шаг — с оружием захватить один из государственных самолетов и улететь на Запад. Однако всё идет не по плану — террористам приходится открыть огонь. Есть жертвы и раненые.
Фильм основан на реальной истории — в 1983 году представители тбилисской золотой молодежи, впечатленные дарами западной культуры, решили любой ценой вырваться за «железный занавес» и почувствовать вкус свободы. Угон самолета расценили как теракт, а за убийство пассажиров часть организаторов приговорили к смертной казни. Резо Гигинеишвили долгие годы мечтал снять фильм по мотивам случившегося. Несмотря на заранее известный финал, получился непредсказуемый и напряженный триллер. Впрочем, главная удача «Заложников» — точный баланс между осуждением и принятием террористов. Гигинеишвили раскрывает зрителям идеологические мотивы героев, но напоминает, что бунт против тоталитарной системы всегда обречен на провал.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Начало 1980-х. Звезда ленинградского рок-клуба Майк Науменко (Рома Зверь) встречает юношу Витю (Тео Ю) — начинающего музыканта, который тоже пишет песни. Майк считает, что у нового знакомого большое будущее, поэтому начинает его просвещать: включает зарубежные хиты и делится своими идеями о развитии рока. Сам Витя ходит в гости к Майку, чтобы в том числе лишний раз встретиться с супругой наставника — очаровательной Наташей (Ирина Старшенбаум). Со временем герои понимают, что по-разному смотрят на творчество: один жаждет зажигательного рок-звучания на манер западного, другой ищет тихого лирического надрыва.
«Лето» Кирилла Серебренникова — кино сложной судьбы: сюжет придумывали только потому, что у продюсеров оказались права на песни группы «Кино», сценарий взбесил доживших до наших дней рок-музыкантов, а режиссера прямо во время съемок посадили под домашний арест. «Лето» было бы ошибочно называть байопиком Виктора Цоя. Вместо жизнеописания одного человека создатели представляют ностальгическую виньетку целой эпохи — славного советского времени, когда андеграундная культура стала массовой. Да, это во многом надуманное и недостоверное, но очень трогательное кино — не о соперничестве, а о дружбе двух разных творцов. О том, как ученик превзошел учителя и как посаженное дерево начало самостоятельную жизнь.
Жаркое лето 1970-го. Борис (Евгений Цыганов) с восьмилетним сыном Валериком (Степан Середа) прилетает из Москвы в Одессу, чтобы провести курортный сезон у тестя с тещей (Леонид Ярмольник и Ирина Розанова). Город неожиданно закрывают на месяц из-за эпидемии холеры. Во время карантина огромное семейство начинает выяснять отношения — пока одни в очередной раз поднимают старые конфликты, другие по-юношески влюбляются.
«Одесса» — не просто очередная реконструкция советского прошлого от Валерия Тодоровского («Стиляги» и «Оттепель»), но и самый личный фильм постановщика, родившегося в портовом, многонациональном городе. Здесь собран калейдоскоп сюжетов — про поколенческий разрыв, свободу самовыражения, эмиграцию, цензуру и платоническую любовь. Но в первую очередь это кинематографический памятник чарующей атмосфере, магии места и необыкновенным людям, который воздвигнут по личным воспоминаниям Тодоровского.
После затяжного путешествия в СССР возвращается космический корабль. Ликующие жители убеждены, что страна в очередной раз доказала свою лидирующую роль в международной космической гонке. На самом деле корабль еле уцелел — после необъяснимой катастрофы погиб один из членов экипажа. Другой (Пётр Фёдоров) ранен и находится под присмотром спецслужб. Оказывается, космонавт привез с собой пассажира, спутника-симбиота, который по ночам выходит на охоту.
То ли отечественный «Чужой», то ли наш «Веном» — как только ни называли пострадавший из-за пандемии коронавируса и вышедший сразу в онлайн-кинотеатрах хоррор Егора Абраменко. Несмотря на жанровую завязку, фильм намного сильнее интригует выбором сеттинга. Почему действие происходит в предперестроечную эпоху? Потому что это последние годы, когда СССР был лидером в освоении космоса? Возможно. Но скорее это пик холодной войны — времени, когда соперничающее государство во всем стремится найти преимущество перед оппонентом: даже если это инопланетная форма жизни, способная уничтожить мир.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
1962 год. Людмила (Юлия Высоцкая) — партийная работница горкома Новочеркасска. Она прошла войну, скучает по Сталину и твердо верит в идеалы коммунизма, но ее наивные взгляды вот-вот пошатнутся. На местном электровозостроительном заводе начинается забастовка рабочих из-за внезапного повышения цен. Прибывшие из Москвы члены Президиума дают военным приказ — жестко подавить протесты. Начинается расстрел рабочих и демонстрантов — Людмила боится, что среди убитых может быть ее дочь подросткового возраста.
«Дорогие товарищи!» — фильм про одну из самых бессмысленных трагедий в истории СССР. Новочеркасский расстрел долгие годы оставался скрытым, засекреченным и попросту стертым из истории событием, которое, тем не менее, отлично демонстрирует отношение правительства к обычным людям. Интересно, что Андрей Кончаловский использует произошедшее не для критики советской власти, а для демонстрации кризиса веры и самоидентификации. Непоколебимая коммунистка Людмила снимает розовые очки, только когда понимает, что может потерять единственную дочь.
Валерий Попенченко (Виктор Хориняк) — курсант военно-морского училища, который, несмотря на хорошие результаты в боксе, решает переквалифицироваться в легкоатлета. Эксцентричный тренер Григорий Кусикьянц (Сергей Безруков) замечает недюжинный талант Попенченко и уговаривает его вернуться на ринг. Герой соглашается и ставит перед собой амбициозную цель — выиграть золото на грядущей Олимпиаде в Токио.
СССР особенно часто за последние десять лет появлялся в российских фильмах про спорт. Вместо оригинальных историй об атлетах кинематографисты пересказывают биографии советских звезд («Легенда № 17», «Движение вверх», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»). Вот и «Мистер Нокаут» вроде бы знакомит молодое поколение зрителей с шестикратным чемпионом страны и обладателем олимпийского золота, но на самом деле подгоняет биографию Попенченко под клише спортивных драм. Чего только стоит упорный бой в финале Олимпиады, который в реальности продлился меньше минуты. Впрочем, исторические вольности не умаляют технических достоинств фильма — это зрелищное кино с тщательно воссозданной атмосферой СССР 1960-х.