Сумасшедший смотритель маяка, Иисус и Ван Гог: 10 фильмов с Уиллемом Дефо
Во время съемок серьезной молчаливой сцены в своем первом фильме «Врата рая» молодой Уиллем Дефо не выдержал и громко рассмеялся от анекдота, который ему на ухо рассказала другая актриса. Режиссер Майкл Чимино его тут же уволил, а потом вырезал всю роль из фильма. Это было главным уроком для актера, который впредь был самым дисциплинированным на съемочной площадке, чтобы все свои эмоциональные силы оставлять в кадре. В результате сдерживаемой экспрессии улыбка Дефо стала известной на весь мир. Ко дню рождения актера рассказываем о десяти ярких ролях в фильмографии актера.
Также предлагаем вам познакомиться с подборками фильмов с другими американскими актерами — с Джимом Керри и с Джонни Деппом.
«Маяк» стал одним из лучших фильмов в 2019 году. Он был снят на 35-миллиметровую черно-белую ортохроматическую пленку, чтобы приблизиться по стилизации к фотографиям XIX века и картинам эпохи немого кино, таким как «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау и «Земля» Александра Довженко. «Маяк» наполнен психоаналитическими образами в духе архетипов Карла Густава Юнга, а также многочисленными отсылками к живописи художников-символистов XIX века, таких как немец Карл Александр Шнайдер или бельгиец Жан Дельвиль.
Бывший лесоруб Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) прибывает на маяк одинокого острова, чтобы стать помощником старого смотрителя Томаса Уэйка (Уиллем Дефо). На четыре недели он оказывается в настоящем рабстве, обслуживая механизмы, таская уголь, булыжники и огромные цистерны с керосином, а также вынося за стариком ночной горшок. Ему строго-настрого запрещено подниматься в святая святых ― комнату с лампой, которую сумасшедший смотритель маяка воспринимает как свою жену, каждый раз раздеваясь догола, перед тем как к ней зайти. Напряжение между запертыми на этом крохотном острове всё больше возрастает. Когда накануне окончания вахты разыграется буря и персонажи останутся отрезанными от мира, оказывается, что беды теперь не миновать.
Нервы художника Винсента Ван Гога на пределе. Работая на пленере в Арле, он стремится изображать не природу, но «сокрытую за ней вечность». И тут ему мешает группа школьников, которые смеются и издеваются над художником, доводя его до бешенства. Так впервые Винсент оказывается в психиатрической лечебнице. К нему приезжает брат Тео с гениальным проектом. Брат просит Поля Гогена приехать в Арль и поработать вместе с Винсентом, чтобы заодно присматривать за его психологическим состоянием. Но эта затея приводит к трагическим последствиям.
Дефо, который на момент съемок был на 25 лет старше героя, с энтузиазмом погрузился в жизнь художника, читая его письма и научившись рисовать так, что виртуозно создавал с натуры стилизации под Ван Гога: «Я не изображал того, кем являлся Ван Гог по мнению исследователей его творчества. В своей роли я попытался проникнуть в то, что он оставил после себя, понять то, как он воспринимал живопись, которую считал особым языком, пробуждающим глубокое видение реальности». За эту роль Дефо был удостоен Кубка Вольпи на Венецианском кинофестивале, а также номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль.
Близнецы Коннор и Мёрфи Макманусы (Шон Патрик Флэнери и Норман Ридус) живут в ирландском квартале Бостона. Они празднуют в пабе День святого Патрика, когда туда приходят трое русских мафиози и заявляют, что закрывают принадлежащую им лавочку. Братья хотят решить дело мирным путем, однако завязывается драка, в которой гангстеры терпят поражение и удаляются. На следующий день они пытаются отомстить братьям, но в итоге погибают. Расследованием убийства занимается эксцентричный агент ФБР Пол Смекер (Уиллем Дефо), который обнаруживает, что и полицейские, и репортеры местных газет считают братьев героями. А после допроса подозреваемых агент сам отказывается выдвигать против них обвинения.
Автор сценария и режиссер «Святых из Бундока» Трой Даффи написал сценарий, когда работал барменом. Сценарием заинтересовалась студия Miramax Films, на роли братьев рассматривались Брендан Фрейзер и Юэн МакГрегор, а специального агента Смекера могли сыграть Патрик Суэйзи, Сильвестр Сталлоне, Билл Мюррей, Кевин Спейси или даже Роберт Де Ниро. Однако из-за скверного характера дебютанта Троя Даффи продюсеры не смогли найти с ним общий язык и выбыли из проекта. В результате фильм снимался с гораздо меньшим бюджетом, зато роль Смекера предложили Дефо.
Помогая жене (Шарлотта Генсбур) пережить потерю ребенка, психотерапевт (Дефо) привозит ее в лесную хижину, где когда-то она писала так и не завершенную диссертацию о ведьмах. Муж, приверженец экспозиционной психотерапии, считает, что благодаря возвращению в места, вызывающие максимальный страх, женщина найдет внутренние резервы для преодоления кризиса. Но вскоре становится ясно, что эти методы не работают там, где мертвая лиса способна вдруг сказать по-человечески: «Миром правит хаос!» Заканчивается всё, конечно, трагически.
Для самого Ларса фон Триера картина как раз стала своеобразной терапией жесточайшей депрессии. Вдохновение для своего атмосферного хоррора фон Триер нашел у двух совершенно, казалось бы, несовместимых режиссеров. С одной стороны, он находился под впечатлением от фильмов «Звонок» (1998) и «Темные воды» (2002) японца Хидео Накаты, а с другой ― выразил свою любовь к «Зеркалу» (1974) и «Жертвоприношению» (1986) Андрея Тарковского, которому в итоге посвятил фильм. Уиллем для подготовки над ролью проходил сеансы экспозиционной терапии, хотя Триер, что видно и из сюжета, относился к ней довольно скептически.
«Последнее искушение Христа» — эпическая драма Мартина Скорсезе, экранизация одноименного романа Никоса Казандзакиса с Уиллемом Дефо в роли Христа. Книга спровоцировала серьезные споры во время первой публикации в 1955 году. Выход фильма также сопровождался скандалом, вплоть до поджога парижского кинотеатра, где проходила премьера. В результате Скорсезе даже пришлось несколько лет всюду ходить с телохранителями.
«Это был малобюджетный фильм, и нам приходилось работать быстро и очень интенсивно. На съемках обходились небольшой съемочной группой, и не было времени, чтобы просто сидеть и ждать. Это держало в тонусе, чтобы мы не отвлекались, так что свободного времени не было в принципе. Я шел домой, читал Библию, просматривал завтрашние сцены и ложился спать», ― так тридцать лет спустя вспоминал Уиллем съемочный процесс. Результатом стал культовый фильм о Боге, пережившем искушение стать человеком, оставить свой крест и жить семейной жизнью.
У погонщика собак Леонарда Сеппалы (Дефо), живущего в маленьком городке Ном на Аляске, появляется очень своенравный щенок, который постоянно норовит сбежать из вольера, чем очень раздражает хозяина. Тот несколько раз пытается его отдать, но щенок каждый раз возвращается обратно к Леонарду. В конце концов Сеппала привыкает к псу и даже начинает им восхищаться. Он дает питомцу кличку Того в честь легендарного японского маршала флота Того Хэйхатиро. Спустя восемь лет в городке вспыхивает эпидемия дифтерии, и дети в местной больнице находятся на грани жизни и смерти. Спасти их может только Сеппала с верным Того, который хоть и постарел, но всё еще лучший среди всех псов хозяина. Двое отправляются в опасное путешествие за сывороткой с антитоксином, которое войдет в историю как «Великая гонка милосердия».
В исторической гонке 1925 года участвовало около 150 собак, и Того много лет оставался в тени другого участника событий ― черного пса Балто. Сеппала был недоволен тем, что вся слава досталось его другому питомцу, который был гораздо младше Того и прошел меньший путь, а прославился потому, что был последним в эстафете и о нем написали в газетах. Вскоре Сеппала продал Балто первому встречному, который стал ездить по стране и показывать знаменитого пса в цирке. А героический Того встретил почетную старость вместе с хозяином.
1967 год, в разгар Вьетнамской войны доброволец Крис Тейлор (Чарли Шин) прибывает в распоряжение 25-й пехотной дивизии на границе с Камбоджей. Взвод находится под командованием молодого лейтенанта Вульфа, но фактически подчиняется двум более опытным воякам: цинику сержанту Барнсу (Том Беренджер) и идеалисту Элиасу (одна из первых крупных ролей Дефо). Во время первой же ночной вылазки отряд попадает в засаду, и Тейлора ранят. Вернувшись из госпиталя, он сближается с Элиасом, всё больше начиная ненавидеть жестокого Барнса. Гибель Элиаса, которого предаст товарищ по оружию, а потом расстреляют в спину наступающие вьетнамские солдаты, — одна из самых запоминающихся антивоенных сцен в истории кино.
Идея «Взвода» появилась еще после возвращения будущего режиссера Оливера Стоуна со службы во Вьетнаме. Война полностью перевернула его взгляды на жизнь. Стоун написал первый вариант повести в 1968 году, под названием «Перерыв». Там он активно цитировал песни группы The Doors и мечтал, что в главной роли предполагаемого фильма снимется сам Джим Моррисон. Автор даже отправил сценарий менеджеру группы, однако ответа так и не получил. Лишь после смерти Моррисона стало известно, что тот всё же прочел сценарий и брал его с собой в ту злополучную поездку в Париж, из которой уже не вернулся. Стоун поступит в киношколу, чтобы довести свой замысел до конца, и почти через двадцать лет фильм наконец-то выходит на экраны.
Детектив Хайвенхарст (Дефо) прибывает на место преступления, где бывший театральный актер Брэд МакКаллум (Майк Шеннон) убил свою мать мечом. Безумец захватил двух заложников и заперся в доме, требуя себе пиццу и автобус в Мексику. Детектив по очереди беседует с близкими Брэда. Те рассказывают, что актер сошел с ума после поездки в Перу, где произошла трагедия и все его спутники погибли.
Фильм Вернера Херцога, спродюсированный Дэвидом Линчем, вдохновлен двумя сюжетами. Первый взят из картины Жюля Дассена «Страстная мечта», где одна героиня играет в театре Медею по пьесе Еврипида, а другая повторяет преступление Медеи в жизни — то есть убивает своих детей. «Мечта» вышла в 1978 году, а в 1979-м американский студент Марк Яворский зарубил мечом свою мать — так же, как это сделал главный герой другой еврипидовской пьесы, Орест, которого Яворский сыграл в университетской постановке. Слова, давшие названия фильму, — цитата из еще одной трагедии Еврипида на схожую тему, «Геракла». Специалист по античности и сценарист будущего фильма Херберт Голдер лично много раз встречался с Яворским и был знаком с Херцогом — а у Яворского на стене висел постер картины Херцога «Агирре, гнев божий». Так родился замысел истории, на воплощение которого ушло еще 15 лет.
Рэй Руби (Дефо) владеет «Раем» — шикарным кабаре танцоров go-go, расположенным в Нижнем Манхэттене. Это настоящая фабрика грез, а Руби — в высшей степени харизматичный импресарио, но еще чуть-чуть ― и он потеряет свое детище. Его подставили партнеры, и теперь он оказывается на грани разорения. Ему нечем выдать зарплату стриптизершам, и те устраивают забастовку, а Руби не может даже оплатить аренду. В порыве отчаяния он покупает целый чемодан лотерейных билетов, и один из них оказывается счастливым. Так Руби выигрывает 18 миллионов долларов, и, конечно же, в порыве эйфории наш неудачник его потеряет.
Это нетипичная для кинематографа Абеля Феррары комедия. Хотя источник вдохновения у него совершенно не комедийный ― фильмы Джона Кассаветиса, в частности «Убийство китайского букмекера». Никогда еще известный эротоман Феррара не был таким забавным и легким, хотя бы раз избавившись от испепеляющего всё танатоса. На съемках он просил актеров импровизировать, и герой Дефо, конечно же, стал экранным альтер эго самого режиссера, знаменитого своими маниями. Наркотики, азартные игры, эротика: Феррара — настоящий исследователь современных пороков. И этот фильм — его ода ночному миру страсти и азарта.
В 1964 году в разгар борьбы за гражданские права убивают троих активистов, что становится катализатором волны массовых беспорядков. Для расследования прибывают агенты ФБР, старый циник Андерсон (Джин Хэкмен) и молодой, но старший по званию Уорд (Дефо). Разница в возрасте, характерах и подходах к работе постоянно создает между ними напряжение. Да и расследование постоянно сталкивается с трудностями, поскольку местный шериф негласно связан с отделением ку-клукс-клана, так что все предполагаемые свидетели боятся возмездия с его стороны.
Джин Хэкмен общался с режиссером Аланом Паркером во время написания сценария, а вот с кандидатом на роль его молодого коллеги Уорда определиться не могли очень долго. До тех пор, пока после съемок у Скорсезе в «Последнем искушении Христа» интерес к роли не проявил Уиллем Дефо. Сразу же после выхода вокруг фильма разразилась полемика о допустимости художественного переосмысления фактов и беллетризации истории. Фильм бойкотировала вдова Мартина Лютера Кинга, а также члены семей жертв. Паркер высказался в свою защиту так: «Я пытаюсь достучаться до целого поколения, которое ничего не знает об этом историческом событии, чтобы заставить их эмоционально отреагировать на картину из-за расизма, окружающего нас сейчас». После выхода фильма шериф округа, где были убиты активисты, подал в суд на продюсеров. Этот иск на восемь миллионов не имел успеха и был отозван, ведь в противном случае юристы компании «Орион» пообещали шерифу найти реальные доказательства его причастности к преступлениям.