Скажите, как его зовут: 11 фильмов и сериалов с Бенедиктом Камбербэтчем
Бенедикт Камбербэтч, кажется, любит всё усложнять. Его персонажи так или иначе не вписываются в окружающий их мир, плохо ладят и с близкими, и с далекими. Ярче всего это, конечно, проявилось в образе Шерлока — высокофункционального социопата и большого умника. Но и герой экранизации романа «Конец парада», и марвеловский доктор Стрэндж, и Патрик Мелроуз, и Алан Тьюринг, и многие другие роли Камбербэтча очень созвучны. При этом каждая из них позволяет показать широкий диапазон возможностей этого актера, что и предлагаем оценить на 10 примерах.
А также предлагаем вспомнить роли не менее любимых у нас Джуда Лоу и Джейсона Стэйтема.
Для очень многих Шерлок и Камбербэтч — почти синонимы, все роли актера так или иначе читаются через этот код. Социопат, но отличный друг, сексуальный асексуал, невежественный гений. Интересно, что спустя годы сериал смотрится так же свежо и захватывающе, а переосмысления Моффатом и Гэтиссом классики в современном сеттинге по-прежнему приятно удивляют. Наверное, самое ценное в проекте — то, как у двух главных актеров получилось воплотить архетипическое единство Холмса и Ватсона, которых невозможно представить друг без друга.
Названия многих серий отсылают к рассказам о Шерлоке Холмсе, однако с самого начала — встречи главных героев, эксцентричного сыщика и доктора, ветерана войны в Афганистане (удивительная рифма викторианской и недавней «елизаветинской» эпох), — понятно, что герои и их действия далеко уйдут от заданных Артуром Конаном Дойлом координат. Будут в «Шерлоке» и знакомые по книге миссис Хадсон, Мэри Ватсон, Ирэн Адлер и Мориарти, но каждый из них, как шкатулка с сюрпризом, станет делать не совсем то, что мы ожидаем увидеть. Интересный факт: у этого сериала существует две версии первой серии, очень похожие, но тем интереснее посмотреть их обе.
Биография английского художника, знаменитого своими кошачьими портретами. Луис Уэйн начинает как газетный иллюстратор в викторианскую эпоху. А значит, в фильме точно будет что-то про мораль и электричество. Викторианская мораль немного попортила художнику кровь, когда он влюбился в гувернантку своих сестер, а электричество он чувствовал и видел повсюду, даже в тех же самых кошках (и оно даже есть в оригинальном названии, но в русской локализации куда-то делось).
Грустное и нежное кино о том, как важно видеть красоту даже в темные времена. У Бенедикта в фильме отличная роль немножечко безумного и очень нежного гения, которому в реальном мире, конечно, не по себе, но он с этим миром всё же очень связан: искусством, электричеством, любовью и кошками.
Биография математика и криптографа Алана Тьюринга, оказавшего сильное влияние на развитие компьютерной техники. В фильме «Игра в имитацию» три временные линии, центральная из которых — работа Тьюринга над созданием вычислительной машины для дешифровки кодов во время Второй мировой войны. В этой драме, кажется, вообще нет неизвестных актеров, даже эпизодические роли играют звезды. Однако фильм смотреть непросто, и не из-за сложностей технических (хотя рассказать о том, чем занимался Тьюринг, та еще задача); у героя такая трагическая личная история, что даже его впечатляющая профессиональная деятельность немного отходит на второй план.
Бенедикт Камбербэтч играет человека, который, кажется, никогда не был счастлив, и это получается у него так же хорошо, как у Тьюринга — разгадывать кроссворды и коды. Успокаивает, что хотя бы у второстепенных персонажей (например, у героини Киры Найтли) вроде бы всё в итоге сложилось не так плохо.
Возможно, самая чувственная роль Камбербэтча — что достаточно парадоксально, ведь в мини-сериале по романам Форда Мэдокса Форда он играет человека, который привык скрывать свои чувства даже от собственной жены, чего она ему, конечно, простить не сможет. Кристофер Тидженс (математик, как и герой «Игры в имитацию») «помешан на точности», «знает всё на свете», «похож на музейный экспонат» и вообще чужд своему времени и скорее похож на средневекового рыцаря, чем на обитателя английских гостиных начала XX века или окопов Первой мировой войны. Встреча с юной суфражисткой превращает его и так непростой и достаточно случайный брак в интересный любовный треугольник на фоне трещащего по швам старого мира, склонного к ритуалам и парадам.
В режиссерском кресле, между прочим, сам Том Стоппард, который с классическими текстами всегда обращается очень вольно (и очень талантливо). В России этот мини-сериал почти не заметили, и зря: это отличный выбор для дождливых домашних выходных.
Эпическая (возвращение домой здесь длиннее, чем у заглавного героя в «Одиссее») оскароносная экранизация автобиографической книги Соломона Нортапа о потере свободы и ее долгом обретении; история о чернокожем музыканте с Севера США, которого обманом похищают и продают как раба в южных штатах. Фильм, который сложно критиковать, потому что он рассказывает, несомненно, о важных вещах, но полюбить всем сердцем, кажется, еще сложнее.
Картина собрала мощную команду актеров: Чиветель Эджиофор в главной роли, непривычно неприятный Пол Дано, Майкл Фассбендер в самом расцвете сил (с которым режиссер Стив МакКуин уже работал в своем предыдущем проекте «Стыд») и даже Брэд Питт — кажется, чуть ли не единственный приличный свободный человек, и то из Канады. Бенедикт исполнил здесь второстепенную роль «доброго» рабовладельца, который на деле оказывается ничем не лучше всех остальных при всем своем прекраснодушии.
Пятисерийный проект о человеке, который в детстве пережил насилие в семье, а потом всю жизнь пытается преодолеть травму через секс, наркотики, рехаб, поиски личного счастья — и всё это не слишком ему помогает. Честная, местами совершенно невыносимая история, в которой у Бенедикта мощнейшая главная роль (и к тому же его герой разговаривает голосом дубляжа Шерлока, это поначалу может даже немного запутать зрителя).
Патрик Мелроуз со всеми его травмами и демонами получился очень искренним образом, интересным, привлекательным и живым (и актер за эту роль получил награду премии BAFTA и номинацию на премию «Эмми»). Фильм покоряет хорошо написанными диалогами и визуальными находками удивительной красоты (например, тема и некоторые кадры невольно вызывают ассоциации с «Дурным воспитанием» Альмодовара), но на этом фоне то, что происходит с героями, становится еще более страшным.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Супергеройское кино с чуть более спокойным ритмом, чем обычно (за что отвечают восточные мотивы в сюжете), об амбициозном нейрохирурге, который в результате аварии лишился возможности оперировать из-за дрожи в руках. Чтобы вернуть утраченные силы, врач готов попробовать любые средства, даже ненаучные. И герой Камбербэтча отправляется в таинственный город Камар-Тадж, где учится преодолевать земное тяготение и путешествовать по измерениям мультивселенной. На пути ему всегда встретятся злодеи и фанатики (в этом случае Кецилий и властелин темного измерения Дормамму), желающие освободить мир от действия времени и таким образом нарушить существующее в природе равновесие. В 2022 году вышла вторая часть «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия».
У фильма сильный актерский состав, привычный скорее для серьезного кино: Миккельсен, Суинтон, Стулбарг, а из Камбербэтча и Рэйчел МакАдамс получилась очень приятная экранная пара бывших, за которыми действительно интересно наблюдать. Кажется, «Доктор Стрэндж» — комфортная точка входа во вселенную Marvel.
Экранизация одноименного романа Томаса Сэвиджа, снятая для Netflix Джейн Кэмпион, собравшая множество международных кинопремий. Кино рассказывает о двух очень разных братьях, один из которых женится на вдове со взрослым сыном, а второй не слишком уважает новых членов своей семьи. Его и играет Бенедикт Камбербэтч, и за эту противоречивую роль ковбоя, который предпочитает не мыться, но может ругаться на скот на латыни, актер получил номинацию на «Оскар».
У Кэмпион всегда получается говорить со зрителем не только и не столько диалогами, сколько пейзажами. «Власть пса» тоже оказывает на смотрящего совершенно гипнотическое воздействие именно своим видеорядом и музыкой к нему. Название этого фильма об одиночестве, несчастье и невозможности быть собой или просто доверять окружающим в декорациях медленного вестерна — отсылка к псалму из Библии, призывающему освободить душу от пагубной «власти пса», именно этот фрагмент звучит в конце истории, которая завершается как-то даже слишком прозрачно, что, однако, не помешало ленте получить положительные отзывы почти всех зрителей и критиков.
Экранизация книги «Стюарт: прошлая жизнь» с молодыми Бенедиктом Камбербэтчем и Томом Харди рассказывает о писателе, который решается написать книгу о бездомном и написать ее «задом наперед», с конца. Роль бродяги, наркомана и инвалида у Харди вышла очень искренней (сам актер считает эту работу своим актерским триумфом), а Камбербэтч здесь скорее наблюдатель, но их дуэт получился не менее интересным, чем экранная пара Шерлок/Ватсон.
Герои знакомятся во время кампании за освобождение владельцев приюта, несправедливо осужденных по делу о наркотиках, и начинают понемногу узнавать друг друга. Взаимное узнавание откроет для них очень разные способы жить эту жизнь. Социальный ракурс, характерный для фильмов начала 2000-х, сегодня кажется немного непривычным и некомфортным, но при этом проблемы, о которых картина буквально кричит, никуда не делись.
Самая известная из шекспировских исторических хроник, завершающая цикл о войнах Алой и Белой роз, рассказывает о вероломном восхождении Ричарда III к власти с помощью убийств своих близких (и приближении к неминуемой расплате). Все серии проекта «Пустая корона» по-своему хороши, хотя смотреть их взахлеб порой нелегко Все-таки исторический Шекспир — удовольствие не для всех, но удовольствие невероятное. Образ Ричарда III — яркий исторический персонаж, воплотившийся в англоязычной культуре в самых разных интерпретациях, в том числе частично в Тирионе Ланнистере из «Игры престолов». Тем любопытнее взглянуть на попытку прочитать оригинал.
Одна из сложнейших шекспировских ролей, за которую брались до этого Иэн МакКеллен и Лоуренс Оливье, Бенедикту Камбербэтчу удалась просто блестяще. Нелюбимый, некрасивый и опасный, но красноречивый интриган в его интерпретации получился еще более отталкивающим и пугающим. Но оторваться от его игры невозможно.
Если думаете, что это у вас драматичные семейные сборища, то вы не видели этот фильм. Кажется, проклятье рабов из «12 лет рабства» всё же настигло американский Юг и семью Камбербэтча, потому что здесь есть почти все казни египетские. Киноадаптация пьесы Трэйси Леттса, судя по отзывам, понравилась далеко не всем критикам и зрителям, однако это не повод ее не смотреть.
В описании фильма порой появляется слово «комедия», но доверять ему не стоит, хотя пара забавных реплик в перепалках звезд Голливуда первого ряда всё же будет. У Бенедикта Камбербэтча в «Августе» любопытная второстепенная роль Малыша Чарльза, которого почти никто не принимает всерьез. «Прерии — образ мыслей и душевный недуг», — верят главные герои, а август в прериях, когда на поминках собрались все родственники, — тем более. Семейные тайны уровня древнегреческих трагедий прилагаются.