Пацанская романтика: Фильмы и сериалы про ОПГ
В Okko вышел третий эпизод сериала Юрия Быкова «Лихие» о становлении и отношениях с отцом Евгения Лиховцева — возможно, самого страшного человека на Дальнем Востоке. Сегодня уже нельзя отрицать, что романтический образ благородных банд из 90-х плотно засел в российской поп-культуре. Вспомнили лучшие фильмы и сериалы, которые отразили истории ОПГ и во многом способствовали сложившемуся культу «лихого» десятилетия.
Юрий Быков предлагает новый бескомпромиссный взгляд на 90-е и культуру ОПГ в своем эпическом 16-серийном полотне, основанном на реальных событиях. Первые восемь эпизодов выходят этой осенью, вторые — следующей весной. Сценарий Олега Маловичко («Нулевой пациент», «Метод», «Трасса») написан по воспоминаниям Евгения Дёмина — бывшего члена преступной группировки «Общак». На основе судьбы Дёмина был создан главный герой — Женя Лиховцев.
В «Общак» входило более четырех тысяч участников, банда контролировала весь Дальний Восток. В начале 90-х членом «Общака» становится старший егерь и пасечник Павел Лиховцев (Артём Быстров). Вместе с семьей он переезжает из глухой тайги в Хабаровск. Из простого водителя он быстро становится наемным убийцей и постепенно подключает к делу старшего сына Женю (Савелий Кудряшов), чтобы сделать из него «мужика». «Лихие» — типичное быковское кино, задающее зрителю сложные вопросы об устройстве общества, повсеместном равнодушии и причинах криминального произвола. В сериале нет места романтизации и эстетизации. Режиссер, наоборот, стремится деконструировать токсичный маскулинный миф ОПГ и показать изнанку банд, основываясь на собственном опыте из детства.
Культовый сериал стал одной из первых попыток осмыслить эпоху 90-х на экране. Именно он определил жанровый канон и типы главных героев. Ими стали неоднозначные благородные бандиты, продажные политики, двуличные стражи правопорядка, распутная богема и беззащитная интеллигенция. Хотя создатель сериала Алексей Сидоров во многом ориентировался на голливудские гангстерские фильмы вроде «Крестного отца» и «Лица со шрамом», ему удалось грамотно переложить жанровый шаблон на российскую действительность и создать эпическую летопись новой страны.
Действие «Бригады» начинается летом 1989 года и заканчивается весной 2000-го — исчерпывающий портрет десятилетия, который давал прозрачный комментарий современной ситуации в стране. Главные герои — московские бандиты Саша Белый (Сергей Безруков), Космос (Дмитрий Дюжев), Пчёла (Павел Майков) и Фил (Владимир Вдовиченков). Они проходят путь от мелких мошенников и рэкетиров до бизнесменов, а затем депутатов. Фоном их восхождению становятся исторические события: августовский путч, Афганская и Чеченская войны. Несмотря на то, что у судеб всех членов банды печальный конец, сериал обвиняли в романтизации криминального образа жизни. Ведь герои «Бригады» настолько обаятельны и простодушны, что зритель невольно начинает сопереживать им и оправдывать их поступки.
Огромная популярность «Бригады» породила волну подражаний — фильмов и сериалов о криминальном подполье 1990-х. «Бумер» Петра Буслова стал одним из них. Фильм объединил жанры гангстерского фильма и роуд-муви. В нём опальные бандиты на исходе эпохи представлены трагическими, лишними героями. Выбранный образ жизни сулил им лишь один печальный исход. В отчаянной попытке избежать уготованной судьбы они попадают прямо в лапы рока.
В начале фильма случается кровавая перестрелка. Четверо выживших бандитов вынуждены скрываться от правосудия на BMW 750IL — «Бумере». Из объявления по радио они узнают, что в заготовленном укрытии их уже ждет милиция. Без денег, друзей, телефонов и информации загнанные в угол Рама (Сергей Горобченко), Кот (Владимир Вдовиченков), Ошпаренный (Андрей Мерзликин) и Килла (Максим Коновалов) должны добраться до безопасного места и залечь на дно, чтобы спастись.
«Бандитский Петербург» стал одним из самых успешных сериалов российского телевидения. Он грамотно соединил в себе атмосферу «лихих 90-х», детективный сюжет и миф Петербурга. Владимир Бортко поставил сериал на основе романов Андрея Константинова. Десять сезонов представляют собой антологию мира, созданного Константиновым. Они объединены местом действия и повторяющимися героями, но каждый сезон представляет собой отдельную законченную историю. При этом три последних сезона не были основаны на книгах Константинова, сценарий написали другие авторы.
Главные герои «Бандитского Петербурга» — воры в законе, опера, бандиты, детективы, журналисты и люди, которых случайно зацепило криминальное подполье. В отличие от «Бригады» и «Бумера», сериал не романтизирует ОПГ. Сюжет полон страшных деталей из криминального быта и во многом основан на реальных событиях. Даже изначально положительных героев, по стечению обстоятельств попавших в эту среду, не ждет ничего хорошего. Только падение всё ниже и ниже, а в конце — смерть.
В 2005-м до темы ОПГ добрался «проклятый поэт» 90-х — Алексей Балабанов. После личных трагедий нулевых — смерти Сергея Бодрова и аварии, которая помешала закончить фильм «Река», Балабанов впервые ставит фильм по чужому сценарию. И удивляет зрителя выбором жанра — эксцентрическая комедия.
У фильма новеллистическая структура, заимствованная у «Криминального чтива», — отсылки к фильму Тарантино можно найти по всем «Жмуркам». В центре сюжета — российские Винс Вега и Джулс Уиннфилд, незадачливые мелкие бандиты Серёга (Алексей Панин) и Саймон (Дмитрий Дюжев). За десять лет они проходят все круги ада 90-х и выбираются оттуда депутатами, заключая, что нынче в России жить стало труднее. Выбрав тот же временной промежуток, что и в «Бригаде», Балабанов посмеялся над канонизированным образом эпохи. Благородные бандиты превратились в шутов, перестрелки — в фарсовые трюки, а криминальная философия «понятий» — в гэги.
Пожалуй, самый добрый фильм про ОПГ. В Средней Азии преступники Хмырь (Георгий Вицин), Али-Баба (Раднэр Муратов) и Косой (Савелий Крамаров) похищают золотой шлем Александра Македонского. Воров ловят, но местонахождение ценной реликвии остается неизвестным. Чтобы разговорить напуганных членов банды, сотрудники милиции подсылают к ним заведующего детским садом Евгения Ивановича Трошкина (Евгений Леонов). Он как две капли воды похож на главаря группировки по прозвищу Доцент. Но у Евгения Ивановича свои планы на криминальных элементов — он собирается их перевоспитать.
Одна из лучших советских криминальных комедий снята Александром Серым по сценарию Георгия Данелии и Виктории Токаревой. Гуманист Данелия решает посмотреть на воров-рецидивистов глазами сострадательного директора детсада. Он видит в героях не закоренелых преступников, а запутавшихся детей. Конечно же, его вмешательство в их судьбы поможет им изменить жизнь. Важной частью фильма, разобранного на цитаты, стал криминальный жаргон 1970-х. Режиссер Александр Серый отлично разбирался в тонкостях тюремного словаря. В 1958 году, когда он только стал режиссером «Мосфильма», Серый ударил знакомого архитектора молотком по голове, приревновав к нему свою будущую жену. Потерпевший навсегда остался инвалидом, а режиссер отсидел за решеткой четыре года.
Антон по кличке Бык (Юрий Борисов), член небольшой дворовой шайки, попадает в передрягу. Во время очередной бандитской стычки его вяжут сотрудники милиции с огнестрельным оружием «на кармане». Несмотря на тяжесть преступления, вскоре Антона отпускают. Оказывается, причиной чудесного спасения стал Моисей (Игорь Савочкин) — важный человек на районе. У Моисея к Быку есть опасное предложение, от которого теперь невозможно отказаться.
Бывший танцор балета, режиссер-дебютант Борис Акопов написал сценарий «Быка» на основе своих детских воспоминаний. Попытка осмыслить, простить и отпустить свое детство вылилась в трагическую историю о герое — заложнике своего окружения. Родившемуся не в то время, не в том месте Быку приходится подчиняться доминирующим законам улицы. В отличие от фильмов начала нулевых, Акопов не романтизирует эпоху, а, наоборот, старается представить ее в более реалистичном, неприглядном свете. Фильм прикидывается то «Братом», то «Злыми улицами» и прекрасно держит динамичный темп повествования. Видимо, безупречное чувство ритма сохранилось у Акопова из балетного прошлого.
Еще один дебют режиссера-миллениала, на этот раз Ивана Снежкина. И вновь автор пытается отстраненно взглянуть на время своего детства. И снова это история о криминале, но на этот раз решенная в комедийном ключе. Члены ОПГ у Снежкина — не страшные бандиты или трагические фигуры, а дети, которые просто подражают взрослым и пытаются найти свое место в мире.
ОПГ «Печень» формируется из Лёхи (Евгений Егоров), Вовы (Даниил Вахрушев) и Мамеда (Мурад Ахмедов) — троих друзей-старшеклассников. Узнав, что школьный аттестат им не светит, двоечники изобретают гениальный план заработка. Идею подкидывает владелец местного бара «Джанго» — бывший криминальный авторитет Костик (Сергей Маковецкий). Оказывается, у Костика сгнила печень, а свежий орган стоит огромных денег. В распоряжении Лёхи, Вовы и Мамеда как раз оказывается драгоценный орган, но так просто они его не отдадут.
Переносимся в начало 1960-х годов. Один из четырех друзей детства Костя (Алексей Весёлкин) по кличке Костыль проиграл в карты крупную сумму денег. Чтобы помочь другу расплатиться с бандитами, Андрей (Александр Петров), Борис (Филипп Горенштейн) и Санёк (Максим Емельянов) решают стать фарцовщиками и заработать на спекуляции дефицитных импортных товаров. Друзьям удается наладить продажу грампластинок, но майор Востриков — отец девушки Андрея — упорно разыскивает преступную группировку. Он даже не подозревает, как близко они затаились.
Действие плутовской комедии происходит в самый разгар оттепели. Хотя война окончилась, а сталинские репрессии давно позади, отголоски режима всё еще живут в умах советских граждан. ОПГ фарцовщиков в сериале — не просто плуты и мошенники, но еще бунтари и контркультурщики. Их занятие — в том числе деятельный протест против политического строя страны. Не случайно сериал начинается со страшного исторического эпизода — «Дела валютчиков». В 1961 году троих виновных в незаконных валютных операциях приговорили к расстрелу. Основанного на реальном валютчике героя Рокотова в сериале сыграл Евгений Цыганов. Кстати, в «Фарце» появляется множество других исторических личностей: от Муслима Магомаева до Татьяны Лавровой. Создатели строят образ эпохи на основе кинематографических цитат из фильмов 60-х, например «Я шагаю по Москве» и «Девять дней одного года», и исторических анекдотов из быта реальных фарцовщиков.
Настоящий хит российских онлайн-кинотеатров 2023 года от Жоры Крыжовникова. Сериал про войны между подростковыми бандами Казани поставлен с оглядкой на документальную книгу исследователя криминальной культуры Роберта Гараева. Успех сериалу обеспечила узнаваемость универсального мира — пацанская философия оказалась не понаслышке знакома каждому россиянину. Жора Крыжовников нарисовал портрет мира тотальной амбивалентности и двойной морали, в котором учатся лавировать главные герои. Выход сериала вновь вызвал обсуждение негативного влияния на неокрепшие подростковые умы эстетизации бандитской культуры, начавшееся со времен «Бригады».
Проводником зрителя в мир ОПГ Казани конца 80-х годов становится 14-летний Андрей (Леон Кемстач). Он живет с мамой (Юлия Александрова) и пятилетней сестрой, хорошо учится в школе и ходит в музыкальную школу. Но однажды судьба сталкивает Андрея с совсем не похожим на него Маратом (Рузиль Минекаев) — мальчиком из обеспеченной семьи, влюбленным в дворовую романтику и представляющим членов уличных банд кем-то вроде современных мушкетеров. Во многом Марат подражает старшему брату Владимиру (Иван Янковский) по кличке Адидас. Когда Иван возвращается с Афганской войны, жизнь Андрея и Марата меняется коренным образом.