От Токио до Голливуда: 16 лучших фильмов про Годзиллу
Годзилла — центральный персонаж самой продолжительной франшизы в истории кинематографа, пережившей по меньшей мере четыре перезагрузки и две голливудские адаптации. Японская сравнительно малобюджетная картина «Годзилла: Минус один» удостоилась «Оскара» за лучшие визуальные эффекты. Вспоминаем главные фильмы о короле монстров, снятые за последние 70 лет. Также предлагаем познакомиться с подборкой всех фильмов про Человека-паука.
Вдохновляясь классикой фантастического жанра, «Кинг-Конгом» и «Чудищем с глубины 20 000 саженей», в 1950-е японский продюсер Томоюки Танаке решил создать собственный блокбастер про огромного монстра, разрушающего мегаполис. В основу завязки сюжета лег реальный инцидент, когда местные моряки, оказавшись неподалеку от американских ядерных испытаний, пострадали от радиации. При этом образ доисторического ящера, как известно, был вдохновлен трагическими событиями августа 1945 года.
По сюжету в Японском море один за другим начинают тонуть корабли, после чего небольшая деревушка на острове Одо по неведомой причине сравнялась с землей. Прибывшие на место ученые сталкиваются с мифическим существом по прозвищу Годзилла, которое излучает сильную радиацию. Скрывшись под водой, таинственный гигант направляется в сторону Токио. Так начался путь короля монстров, полюбившегося миллионам японских зрителей.
Колоссальный успех первого «Годзиллы» побудил студию Toho воскресить уничтоженного в финале монстра. Уже через год на экраны японских кинотеатров вышел прямой сиквел, во многом повторяющий события оригинала. Впрочем, одно существенное отличие всё же было — монстров стало двое. У Годзиллы появился достойный соперник в лице Ангируса, гигантского анкилозавра. Отныне странных чудовищ в цикле, получившем название «Сёва», всегда будет больше одного, а именовать их начнут «кайдзю».
В сиквеле монстры получили куда больше экранного времени, а городские разрушения стали грандиознее, тогда как малоинтересная человеческая драма отошла глубоко на второй план. Продолжение, вопреки неминуемой вторичности, закрепило за Годзиллой статус суперзвезды японского кинематографа.
Несмотря на тот факт, что «Годзилла снова нападает» повторил кассовый и зрительский успех первой части, сиюминутного триквела не последовало. Возвращения короля монстров японским зрителям пришлось ждать целых семь лет. Но оно того стоило, ибо на экраны кумир миллионов вернулся не один, а в компании заокеанского чудовища Кинг-Конга.
Спин-офф «Годзилла против Кинг-Конга» — первая цветная картина о радиоактивном ящере, а также самая прибыльная из всех существующих. Причиной феноменальных сборов видится не только столкновение двух мегапопулярных титанов, но и отказ от избыточного пафоса в пользу динамичного экшена и юмора. Стремление продюсеров охватить более широкий рынок приведет к тому, что каждый последующий фильм будет менее серьезным, чем предыдущий, а в одной из частей Годзилла даже станет отцом.
К 1975 году киновселенная разрослась до тех же пугающих масштабов, что сегодня Marvel Cinematic Universe. Количество враждующих между собой монстров достигло возможного предела, а битва за Землю обрела межгалактический статус. Когда сага окончательно превратилась в фарс, было решено поставить в ней точку, чтобы однажды начать с чистого листа. Сюжетно «Террор Мехагодзиллы» — клон предыдущей ленты «Годзилла против Мехагодзиллы».
Как можно догадаться из названия, главным антагонистом в обоих случаях выступает механизированная версия оригинального Годзиллы, обладающая куда большей силой. Ее создатели — пришельцы, задумавшие с помощью робота-кайдзю поработить человеческую цивилизацию. Таким образом, Годзилла сражается на стороне добра, спасая Землю от инопланетного вторжения. Сорежиссером заключительной части цикла Сёва выступил ее родоначальник Исиро Хонда, ученик Акиры Куросавы, также давший жизнь таким монстрам, как Родан, Мотра и Кинг Гидора. После «Террора Мехагодзиллы» Хонда вернулся к Куросаве, оставив кайдзю-эйга в прошлом.
Выдержав паузу в 10 лет, студия Toho возвращает свою главную дойную корову на экраны. Было решено полностью перезагрузить киновселенную, дабы вернуть ей серьезный тон и вновь сделать Годзиллу отрицательным персонажем. Картина дебютанта Кодзи Хасимото положила начало новой эпохе, названной «Хейсэй».
Картина начинается так же, как и оригинал 1954 года: таинственный монстр нападает на рыбацкое судно и убивает всех, кто находится на борту. Пока ученые пытаются разобраться в произошедшем, чудовище достигает Токио, круша всё на своем пути. Несмотря на то что Годзиллу по-прежнему играет актер в ростовой кукле, движения монстра стали куда более правдоподобными, а его внешний облик — по-настоящему жутким. Немудрено, что картина обрела статус хита, возродив интерес широкой публики к динозавроподобному ящеру.
Изначально выпуск второй части планировался на 1986 год, но капитуляция в японском прокате американского монстр-муви «Кинг-Конг жив» заставила Toho отложить производство. В итоге картина увидела свет лишь в 1989 году, что не помешало ей вновь стать народным хитом.
Как и прежде, сиквел предоставляет титану сопоставимого по габаритам соперника. Как можно догадаться из названия, им стал Биолланте, новый монстр, созданный из клеток Годзиллы в секретной лаборатории. Итоговая битва монстров поражает по сей день, а сама картина справедливо считается многими фанатами вершиной эпохи Хейсэй.
У эпохи Сёва перезапуск унаследовал не только лучшие, но и худшие черты. Уже к третьему фильму под названием «Годзилла против Кинг Гидоры» в сюжет вводятся пришельцы, а люди, пытаясь предотвратить катастрофу, перемещаются в прошлое. Затем, транзитом через камбэк Мотры, в картине «Годзилла против Мехагодзиллы 2» состоялось возвращение механизированного ящера, компанию которому составили Родан и миниатюрный Годзиллазавр. Кроме того, к 40-летию Годзиллы Toho планировала вновь предоставить режиссерское кресло Исиро Хонде, крестному отцу кайдзю-эйга.
К сожалению, ветеран японского кино не дотянул до старта съемок и был поспешно заменен. Не успел народ выдохнуть, как вышел следующий фильм «Годзилла против Разрушителя». Казалось, Хейсэй, подобно Сёва, превратится в страшный конвейер. И лишь известие о готовности американцев снять свою версию «Годзиллы» вынудило боссов Toho взять небольшой перерыв и посмотреть, что получится у конкурентов.
Заполучив права на постановку «Годзиллы», американцы приступили к созданию масштабного переосмысления японской классики. В числе претендентов на пост режиссера фигурировали постановщики вроде Тима Бёртона, Дэвида Финчера и Джеймса Кэмерона, однако вакантное место в итоге досталось немцу Роланду Эммериху. По его настоянию Годзилла подвергся редизайну, став более худым и шустрым. И именно благодаря Эммериху монстр также обрел способность к самооплодотворению, позволяющую откладывать сотни яиц. Сам монстр создавался с помощью костюма, аниматроники и наложенной поверх компьютерной графики, к слову, впечатляющей по сей день. Ну а место действия теперь — Нью-Йорк, где в разгар съемок перекрывались целые кварталы.
На производство студия TriStar выделила 90 миллионов долларов, но бюджет разросся до 150 млн, в то время как еще 80 ушло на беспрецедентный для тех лет маркетинг. Американские продюсеры наивно полагали, что картина обречена на успех. «Годзиллу» заблаговременно решили превратить во франшизу с бесчисленными сиквелами, парками аттракционов и тонной мерчендайза. Вот только американская публика приняла грандиозную новинку прохладно, а фанаты классического Годзиллы и вовсе приняли ремейк в штыки. За что только блокбастер ни ругали: за неуместный юмор, за сценарный бред, за бездарное подражание «Парку Юрского периода», но чаще всего — за несоблюдение канона. В прокате творение Эммериха не окупилось, с горем пополам отыгравшись лишь на носителях. Идея о создании полноценного киносериала легла на полку, чему нажившиеся на неудачном американском проекте японцы, конечно же, были только рады.
Провал американского «Годзиллы» позволил Toho вернуться к производству собственных фильмов раньше предполагаемого срока. Всего за год студия произвела на свет японский ответ «Годзилла: Миллениум», перезагрузивший сагу в третий раз. Запустить эпоху Синсэй было поручено Такао Окаваре, режиссеру, поставившему две части прошлого цикла. На сей раз авторы решили не тратить время на предысторию, попросту продолжив предыдущую серию фильмов.
Выросший малыш Годзилла нападает на город спустя 10 минут после вступительных титров, а уже к середине хронометража Японию вновь атакуют пришельцы. По разным данным, бюджет «Миллениума» составил от 8 до 13 миллионов долларов, то есть в 10-15 раз меньше, чем у Голливуда. Годзилла вновь стал похож на резиновую куклу, топчущуюся по игрушечному городу. Но именно таким короля монстров привыкли видеть зрители. И если американская вариация была встречена японцами без особого энтузиазма, то новинка собственного производства получила всеобщее одобрение.
Начиная с «Миллениума» производство фильмов про Годзиллу стало ежегодным. Особняком стоит третья часть, самая мрачная после фильма 1954 года. Несмотря на впечатляющие батальные сцены, эпоха Синсэй — самая скоротечная. Заметив усталость публики от монструозной эпопеи, всего пять лет спустя студия Toho решила оставить несчастного Годзиллу в покое. Режиссеру по имени Рюхэй Китамура было поручено снять по-настоящему эпический финал, и он справился, собрав на экране рекордное количество гигантских монстров.
Съемки фильма проходили сразу на трех континентах, музыку написал клавишник Кит Эмерсон, а в сцене битвы Годзиллы и Зиллы (американская версия Годзиллы и по совместительству самый слабый монстр) звучит трек панк-рок-группы Sum 41. Но всего этого оказалось недостаточно, чтобы вновь заманить зрителя в кинотеатры: при бюджете в 19 миллионов долларов на родине лента собрала лишь половину, став одним из главных кассовых провалов всего киносериала. Столь неутешительно завершилась эпоха Синсэй, после чего франшиза взяла очередной перерыв.
Спустя 15 лет после фиаско Эммериха в Голливуде созрели для второй попытки. Во главе дорогостоящего проекта на сей раз оказывается малоопытный Гарет Эдвардс, тогда как в касте числятся суперзвезды вроде Брайана Крэнстона и Аарона Тейлора-Джонсона.
История берет свое начало в 1999 году, когда группа ученых во главе с Исиро Сэризавой обнаруживает на Филиппинах скелет существа, погибшего два миллиона лет назад. Между тем в Токио происходит землетрясение, в результате которого разрушается местная АЭС. Из-за катастрофы американский инженер Джо Броуди потерял жену, погибшую на его глазах. Следующие 15 лет он безуспешно пытается доказать, что АЭС уничтожило не землетрясение, а нечто живое, и оно вскоре проснется. Вместе с повзрослевшим сыном Фордом Броуди вдовец проникает на военную базу, где обнаруживает неизвестное древнее существо.
И нет, это не Годзилла. Перед нами ГННУС (Гигантское Неопознанное Наземное Уникальное Существо), новый кайдзю, придуманный самими американцами. Именно с этим паразитом сражается виновник торжества в первом фильме, впервые появляясь на экране аж спустя полтора часа. Данный ремейк вызвал неоднозначную реакцию у зрителей, но свои деньги собрал, поэтому студия Legendary рискнула превратить фильм в полноценную киновселенную.
Японский ответ не заставил себя долго ждать. Как и в случае с «Миллениумом», Toho выкатила собственную перезагрузку «Годзиллы» спустя всего полтора года. Работой над каноничным ремейком занимались Хидэаки Анно и Синдзи Хигути, ответственные за культовое аниме «Евангелион». Дуэт предложил еще одну версию появления Годзиллы, который изначально предстает в новом обличии, но ко второму часу мутирует до классического атомного ящера.
Главный недостаток детища Анно и Хигути — попытка превратить фильм-катастрофу в излишне серьезный кабинетный триллер. Сюжет вертится вокруг кучки чиновников, безуспешно спорящих о том, что делать с невесть откуда взявшимся монстром. Зрелище, мягко говоря, не самое увлекательное. Однако соскучившиеся по кайдзю зрители ринулись в кинотеатры, обеспечив новинке впечатляющую кассу в размере 75 миллионов долларов (при бюджете в 15 миллионов).
Между тем Legendary принялась расширять вселенную MonsterVerse, выпустив в 2017-м новый фильм о Кинг-Конге, а еще два года спустя вернувшись к Годзилле. К основному касту сиквела присоединилась звезда «Очень странных дел» Милли Бобби Браун, играющая Мэдисон, дочь ученых «Монарха» Марка и Мэделин Рассел.
Корпорации удалось разработать устройство по сдерживанию титанов, благодаря которому у человечества появился шанс изучить монстров и подчинить их себе. Несмотря на их старания, доисторические существа вновь вырываются на свободу.
Если в первой части Годзилла бился с новоявленным ГННУСом, то теперь ему противостоят каноничные Кинг Гидора и Родан. Беда в том, что сами битвы разглядеть в окутанном тьмой изображении практически невозможно, да и с символизмом авторы явно перестарались.
Работа над ошибками была проделана Legendary в долгожданном спин-оффе, где нет неуместных философских комментариев, корпоративных интриг и вымученной драмы, зато есть честный экшен, поставленный с невиданным для жанра размахом. То есть именно то, чего публика ждала от второй «Годзиллы».
С момента событий «Короля монстров» прошло пять лет. В «Монархе» уверены, что на планете остались только два титана — Конг и Годзилла. Первый содержится на высокотехнологичном объекте под защитным куполом, тогда как спаситель человечества затаился где-то на дне океана. Мирное сосуществование людей и монстров вновь оказывается под угрозой, когда Годзилла нападает на штаб-квартиру корпорации «Апекс» во Флориде. Как водится, инцидент ведет к решающей битве между двумя чудовищами, безупречной хореографии которой мог бы позавидовать мейн-ивент «Рестлмании».
1945 год. До окончания Второй мировой войны несколько недель. Коити Сикисима — пилот-камикадзе, всеми способами избегающий участия в кровавой мясорубке. Однажды на военную базу, расположенную на острове Одо, нападает вышедший из воды Годзилла. Доисторический ящер убивает всех солдат, кроме вовремя спрятавшегося Коити. Чувствуя стыд и отчаяние, молодой пилот возвращается в полуразрушенный Токио, где пытается начать жизнь с чистого листа. Вскоре его сожительницей становится такая же глубоко травмированная девушка Норико. Вместе они воспитывают осиротевшего младенца, найденного на улице. Спустя еще несколько лет Коити удается встать на ноги: у него есть работа и неплохой дом, а Норико всегда готова поддержать его в трудную минуту. Идиллии наступает конец, когда Годзилла наносит очередной удар.
«Годзилла: Минус один» — последний на сегодняшний день перезапуск культовой франшизы о радиоактивном монстре. По своему духу он наиболее близок к самой первой «Годзилле» 1954 года и является не столько развлекательным блокбастером, сколько антивоенным высказыванием. При этом CGI и грим в «Минус один» — лучшие во всей кинофраншизе (кинокартина была удостоена «Оскара» за спецэффекты). На выходе получилась актуальная и местами по-настоящему жуткая картина, обреченная стать современной классикой жанра.