Никогда больше: 15 фильмов и сериалов о Холокосте
Шоа, Холокост, Катастрофа. Об одном из самых страшных событий в истории человечества снято несколько сотен фильмов. Некоторые из них пытаются рассудить, как цивилизованное общество пришло в эту точку, многие сосредоточены на судьбах реальных людей, почти все чествуют праведников, оставшихся на светлой стороне истории. Фильмы нашей подборки, документальные и художественные, важны как напоминание о том, к чему может привести индоктринация, пропаганда ненависти и расчеловечивание.
Также рекомендуем ознакомиться с подборкой фильмов о евреях.
Военную драму Марвина Дж. Чомски (брата философа Ноама Чомски), у нас больше известного как Хомский) ругали за излишний мелодраматизм, неточности и упрощения. Однако именно благодаря этому сериалу в Западной Германии и в некоторых других странах термин «холокост» (буквально: «всесожжение»), означающий геноцид евреев, вошел в обиход простых граждан. Выход каждой серии сопровождался прямой линией с историком, которому зрители могли задать любой вопрос об увиденном и выразить свои чувства, в то время как ультраправые активисты пытались помешать трансляции при помощи подрыва телекоммуникационного оборудования. Всё это породило небывалую по масштабам дискуссию и рефлексию в обществе о страшных событиях недавнего прошлого.
Четырехэпизодный мини-сериал показывает исторические события через судьбы двух немецких семей. История начинается в 1935 году в Берлине. Христианка Инга (Мэрил Стрип) выходит замуж за немецкого еврея Карла (Джеймс Вудс). Дальнейшие события, такие как Хрустальная ночь, депортация евреев в лагеря смерти, Ванзейская конференция, окончательно «решение еврейского вопроса» и восстание в Варшавском гетто, разведут членов семейств по разные стороны баррикад.
Первый фильм о восстании зондеркоманды в Освенциме-Биркенау снял Тим Блейк Нельсон, основываясь на книге «Освенцим: свидетельство очевидца» доктора Миклоша Нисли. Исследователь кино о Холокосте Рич Браунштейн назвал «Серую зону» величайшим фильмом о геноциде евреев. Для большей реалистичности авторы воссоздали по оригинальным архитектурным планам часть лагеря и крематории недалеко от столицы Болгарии. Оператор Рассел Ли Файн снял большую часть фильма на ручную камеру, чтобы создать у зрителя ощущение сопричастности, а не отстраненного наблюдения.
В октябре 1944 года в лагере смерти Освенцим-Биркенау назревает восстание. Молодой венгерский еврей Хоффман (Дэвид Аркетт) и другие члены зондеркоманды решают уничтожить крематорий и газовые камеры, в которых ежедневно гибнут сотни евреев. Роза (Наташа Лионн) вместе с другими женщинами-заключенными, работающими на заводе UNIO, организует контрабанду пороха, а местные жители снабжают восставших оружием. Есть ли у обреченных узников шанс?
«Пианист» — один из самых личных фильмов режиссера Романа Поланского, который в детстве сам чудом выбрался из Краковского гетто, был вынужден скрываться и притворяться католиком, чтобы выжить, в то время как его родителей отправили в лагеря смерти. Картина основана на мемуарах пианиста Владислава Шпильмана, пережившего Холокост польских евреев. Лента получила высшие оценки зрителей и критиков, «Золотую пальмовую ветвь» и три «Оскара». Одной из статуэток Академии удостоился Эдриан Броуди за лучшую мужскую роль, став самым молодым человеком, взявшим премию в этой номинации.
Польша, 1939 год. Армии Германии и Советского Союза вторгаются в Польшу, Варшава переходит под контроль нацистов. Молодой и талантливый пианист еврейского происхождения Владислав Шпильман вынужден перебраться в Варшавское гетто вместе со своей семьей. Музыкант чудом избегает отправки в Треблинку и помогает сопротивлению с контрабандой оружия для готовящегося восстания в гетто, обреченного на неудачу. Шпильман вынужден вновь и вновь искать новое убежище в мрачных руинах когда-то прекрасной столицы.
Шоа — так называют геноцид евреев на иврите. Так французский режиссер Клод Ланцман назвал и свой девятичасовой документальный фильм, на создание которого ушло почти 12 лет. Шесть лет съемок, 350 часов материала, пять лет монтажа, девять душераздирающих часов финального хронометража. Не вошедшие в финальный вариант фильма интервью и кадры доступны в Еврейском киноархиве Стивена Спилберга. «Шоа» считается одним из величайших фильмов про Холокост в истории кино и важным источником памяти о черной странице истории человечества.
Ланцман не использовал архивные материалы, не снимал игровые сцены, в фильме показаны только реальные участники и свидетели событий и их истории. В конце концов от многих лагерей смерти не осталось и следа, почти все материальные свидетельства были уничтожены, но рассказы чудом выживших участников событий, говорящих со зрителем словно через порог газовой камеры (как отмечал Ланцман), куда выразительнее макетов и реконструкций. Ланцман годами выбирал и искал героев для своего фильма и в итоге остановился на тех, кто был ближе всего к газовым камерам, а значит, к смерти. Режиссер поговорил с бывшими заключенными, с немцами, работавшими в лагерях, и с местными жителями, простыми поляками, наблюдавшими за происходящим ужасом со стороны.
Комедия о Холокосте? Итальянский комик и режиссер Роберто Бениньи уверенно реализовал такой рискованный подход к сложной теме, сняв кино о стойкости, находчивости и жизнелюбии. Ведь смех, как известно, лучшее лекарство от страха. Хотя комедийную интерпретацию одного из самых чудовищных событий в истории критиковали и критикуют до сих пор, фильм тем не менее стал классикой и полюбился многим зрителям и критикам, взял три «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь».
Сюжет основан на автобиографической книге «Я победил Гитлера» Рубино Ромео Сальмони, итальянского еврея, выжившего в Освенциме, а также вдохновлен историей отца режиссера, который провел два года в концлагере. Главный герой фильма Гвидо (Роберто Бениньи) живет в оккупированной нацистами Италии вместе с сыном Джозуэ (Джорджо Кантарини) и женой Дорой (Николетта Браски). Из-за еврейского происхождения Гвидо и Джозуэ отправляют в концентрационный лагерь, Дора решает добровольно поехать вместе с ними. Стараясь защитить сына от кошмаров реального мира, Гвидо с помощью своей неуемной фантазии обращает всё происходящее в игру.
Картина венгерского режиссера Лайоша Колтаи, экранизация одноименного романа Имре Кертеса, частично основанного на его личном опыте пребывания в нацистских концентрационных лагерях. Кертес получил Нобелевскую премию по литературе за цикл произведений о Холокосте, в который вошел и роман «Без судьбы». Беспросветность мучительных будней подчеркнута сепийной цветовой гаммой и лирическими мелодиями Эннио Морриконе.
Венгерский подросток Дьёрдь (Марселл Надь) прогуливает школу, чтобы попрощаться с отцом, которого отправляют в Германию на принудительные работы. Дьёрдя вместе с другими детьми, носящими желтую звезду, высаживают из автобуса и запирают в хлеву. Вскоре их всех загоняют в вагон для скота и увозят в Освенцим. Дьёрдь чудом избегает смерти, соврав о своем возрасте. Следующая остановка — концентрационный лагерь Бухенвальд, где героя ждут нечеловеческие условия жизни и тяжелый труд. Способен ли мальчик выдержать такие испытания?
Режиссер Ники Каро («Северная страна», «Мулан») адаптировала одноименную книгу Дайан Акерман, которая, в свою очередь, основывалась на неопубликованных дневниках Антонины и Яна Жабинских. Фильм рассказывает реальную историю семьи Жабинских, спасших больше 300 евреев во время немецкой оккупации Польши, за что мемориал Яд Вашем признал чету Праведниками народов мира.
Когда началась Вторая мировая война, Варшавским зоопарком управляли доктор Ян Жабинский (Йохан Хелденберг) и его жена Антонина (Джессика Честейн). После массированной бомбардировки, причинившей сильный ущерб зоопарку, семья продолжила ухаживать за уцелевшими животными. Однажды к ним явился главный зоолог нацистов Лутц Хек (Даниэль Брюль) и сообщил о ликвидации учреждения. Он отобрал самых ценных животных для Берлинского зоопарка, а остальных уничтожил. Тем временем евреев начинают выселять в гетто, и под репрессии попадает подруга Жабинских Магда (Эфрат Дор). Антонина предлагает ей укрыться в опустевшем зоопарке, который вскоре станет убежищем для сотен евреев.
Режиссерский дебют Ласло Немеша, получивший единодушное признание критиков и престижные награды. Источником вдохновения для Немеша стал один из самых пронзительных фильмов о войне — «Иди и смотри» Элема Климова. Режиссер также опирался на «Свитки из пепла» — тайные документальные свидетельства, оставленные узниками лагерей смерти, часто буквально спрятанные в пепле крематориев. Считается, что показанное в фильме Немеша восстание членов зондеркоманды на сегодняшний день является самым точным.
Еврейский пленный Саул Ауслендер (Геза Рёриг) вместе с другими участниками зондеркоманды Освенцима ежедневно провожает сотни людей в газовые камеры. После каждого сеанса массового убийства камеры убирают и готовят для очередной партии обреченных. Однажды Саул увидел тело убитого мальчика, как ему показалось, своего сына. Саул решает любой ценой организовать для ребенка похороны по иудейскому обряду.
«Зона интересов» Джонатана Глейзера о банальности зла снята по мотивам одноименного романа Мартина Эмиса. Глейзер не хотел показывать на экране зверства, происходившие в лагере смерти, он решил выразить их через звук. Для этого звукорежиссер фильма Джонни Берн около года собирал фонотеку и провел обширное исследование, чтобы точно передать все шумы и отголоски, доносящиеся из-за стен лагеря. «Зона интересов» получила две премии «Оскар»: в номинации «Лучший звук» и как лучший фильм на иностранном языке. Стивен Спилберг назвал «Зону интереса» лучшим фильмом о Холокосте со времен «Списка Шиндлера».
Комендант концентрационного лагеря Освенцим Рудольф Хёсс (Кристиан Фридель) ведет идиллическую жизнь вместе с женой Хедвигой (Сандра Хюллер) и детьми. У семейства прекрасный большой дом и пышно цветущий сад, неподалеку течет река, в которой дети четы Хёсс любят купаться и плавать на лодке. Есть лишь одно но: прямо по соседству с усадьбой, за серой стеной с колючей проволокой расположен лагерь смерти. Хедвига уже посадила виноградные лозы, чтобы сделать ограждение менее заметным. Однако ничто не может скрыть доносящиеся оттуда крики и гул печей крематория.
Фильм режиссера Марка Хермана, снятый по одноименной книге Джона Бойна, представляет вымышленную и не слишком реалистичную картину, в которой дети могли сравнительно легко выжить в лагерях смерти, а немцы, даже близкие к СС, не знали о том, что на самом деле происходит за колючей проволокой. Тем не менее эта сентиментальная семейная драма дает необычный взгляд на события истории глазами восьмилетнего мальчика, который постепенно начинает осознавать ужас происходящего.
Мальчик Бруно (Эйса Баттерфилд), сын офицера СС (Дэвид Тьюлис), переезжает в новый дом в оккупированной Польше. Совсем рядом с задним двором расположена, как считает Бруно, ферма, где работают люди в странной полосатой форме. Однажды Бруно знакомится с мальчиком по имени Шмуэль (Джек Скэнлон), живущим по ту сторону забора. Между ними зарождается странная дружба, которая не сулит ничего хорошего.
История Холокоста будет неполной без упоминания героев, которые, рискуя собственной жизнью, спасали евреев от гибели. Биографическая драма «Маленький огонек» основана на реальной истории Мип Гис и ее мужа Яна, укрывавших семью Анны Франк и других евреев во время Второй мировой войны. Создатели трогательного мини-сериала, супружеская пара Джоан Рэйтер и Тони Фелан, ранее работали над шоу «Анатомия страсти».
Амстердам, 1933 год. Молодая женщина Мип (Бел Паули) устраивается секретарем в компанию, производящую пектин. Вскоре у Мип складываются дружеские отношения с основателем компании Отто Франком (Лив Шрайбер), немецким евреем, бежавшим из нацистской Германии, и его семьей. Когда нацисты оккупируют Нидерланды, семья Франк вынуждена скрываться в секретном убежище на чердаке офиса компании. Мип безоговорочно соглашается помогать семье выжить в убежище, где младшая дочь Франков Анна (Билли Булле) напишет свой бессмертный дневник.
Лента Стивена Спилберга о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, спасшем вместе со своей женой Эмилией больше тысячи польских евреев, считается классикой кино о Холокосте. Трехчасовая черно-белая картина снята по сценарию Стивена Зейлляна, по мотивам романа Томаса Кинелли «Ковчег Шиндлера». Спилберг стремился приблизиться к документальному эффекту, поэтому большая часть сцен запечатлена на ручные камеры и без предварительных раскадровок. Фильм выиграл семь «Оскаров» при 12 номинациях и был включен во всевозможные списки лучших фильмов в истории кино.
Находчивый член немецкой нацистской партии Оскар Шиндлер (Лиам Нисон) приезжает в Краков в разгар оккупации. Втеревшись в доверие и дав взятки нескольким высокопоставленным членам Вермахта и СС, Шиндлер покупает фабрику по производству эмалированной посуды. Помогает в управлении фабрикой польский еврей со связями Ицхак Штерн (Бен Кингсли), вместе они следят за тем, чтобы как можно больше еврейских рабочих были задействованы в производстве. Шиндлер тем временем платит всё более крупные суммы в качестве взяток, чтобы защитить работников от отправки в лагеря смерти.
Захватывающий байопик про Самсона Шёнхауса, который благодаря своей находчивости и художественному дару организовал производство поддельных удостоверений личности для евреев и сам смог бежать из Германии. Ленту сняла режиссер Мэгги Перен, которая однажды нашла открытку с изображением Адольфа Гитлера в вещах своей бабушки и с тех пор пытается осмыслить степень участия простых немцев в событиях прошлого и их ответственность.
Берлин, 1942 год. Родителей 21-летнего Сёмы Шёнхауса (Луис Хофман, звезда сериала «Тьма») депортировали из Германии, а сам он вынужден работать на оборонном заводе. До войны Сёма изучал графику и надеялся продолжить обучение в области искусства, но судьба распорядилась иначе. Вскоре у героя появилась возможность применить свой художественный талант. Однажды к нему обратился адвокат Кауфманн (Марк Лимпах) и предложил участвовать в производстве поддельных документов для евреев, желающих сбежать из Германии. Сёма с радостью соглашается, а заодно подделывает собственную личность, чтобы сбить с толку СС.
Мини-сериал создан Анной Уингер и Дэниелом Хендлером по роману Джули Оррингер. В основу сериала легли реальные события, связанные с участниками Комитета по чрезвычайным ситуациям, который базировался в Марселе, чтобы помогать евреям покинуть оккупированные нацистами территории в разгар геноцида.
Для евреев в Вишистской Франции есть лишь один шанс на новую жизнь — бежать в Испанию, а затем в Португалию, сесть на пароход и через всю Атлантику добраться до США. Однако сделать это непросто: все порты охраняются, на дорогах дежурят патрули, а достать поддельные документы, визы и хоть какие-то средства для существования практически невозможно. Американский журналист Вариан Фрай (Кори Майкл Смит) создал Комитет по чрезвычайным ситуациям и спасению, чтобы помочь евреям, которым грозила неминуемая смерть. При поддержке соратников Мэри Джейн Голд (Гиллиан Джейкобс) и Альберта Хиршмана (Лукас Ингландер) комитету удалось спасти более двух тысяч жизней, в числе которых такие деятели искусств и культуры, как Макс Эрнст, Пегги Гуггенхайм, Ханна Арендт, Марк Шагал, Марсель Дюшан и многие другие.
Новый фильм Джесси Айзенберга, спродюсированный Эммой Стоун, премьера которого состоялась на фестивале «Сандэнс» в начале этого года. Картина показывает историю двух братьев, американских евреев, впервые прибывших в Польшу, чтобы посетить места, связанные с Холокостом польских евреев. Айзенберг также выступил автором сценария и исполнил одну из главных ролей.
Кузены Дэвид (Джесси Айзенберг) и Бенджи (Киран Калкин) Капланы очень разные: Дэвид серьезный и тревожный, а Бенджи — кто-то вроде харизматичного трикстера. Когда-то кузены были близки, но сейчас их объединяет лишь любовь к недавно умершей бабушке Доре, которой посчастливилось выжить во время геноцида. Рожденные и выросшие в Америке, братья отправляются в «Холокост-тур» по Польше в надежде найти дом, где росла бабушка, узнать больше о семейной истории и судьбе своего народа.