Лето, школа, волшебство: Экранизации детских книг
Фильмы по мотивам детских книг — раздолье для постановщиков. Здесь можно обращаться к самой причудливой фантастике, выдумывать миры и персонажей, притом почти всегда рассчитывая на успех. Взять хотя бы феноменальные результаты в прокате «Чебурашки» Дмитрия Дьяченко. Полюбив героев на книжных страницах, молодая аудитория с благодарностью готова вновь встретить их в кино. Порой и взрослые не отстают, ностальгируя по детству. А иногда визуальные воплощения литературных сюжетов для детей и юношества становятся целым событием в искусстве. Вспоминаем очевидные и неожиданные произведения жанра.
Малыш Николя отправляется с родителями на курорт к морю. Пока папа и мама на отдыхе пытаются решить свои скучные взрослые проблемы, сын живет полной мальчишеской жизнью и быстро заводит пятерку друзей из числа детей других курортников. Игры и замки из песка никогда не наскучат, но вот призрак взрослой жизни неожиданно настигает Николя. Из шутливых разговоров родителей с новыми знакомыми он заключает, что его хотят обвенчать с дочкой соседей по гостинице. Та ему совсем не нравится, к тому же дома Николя ждет подружка. Поэтому он с товарищами изобретает способы раз и навсегда отвадить новую «невесту» с ее семейкой, как то: сказаться нищим, прикинуться алкоголиком, натравить на соседей змей, затопить их сточными водами… Проблема возникает, когда Николя осознает, что та самая девочка начинает ему нравиться.
Николя — герой многочисленных иллюстрированных рассказов Рене Госинни и Жан-Жака Семпе, известный во Франции, примерно как у нас Дениска. К слову, Госинни также был соавтором комиксов про Астерикса и Обеликса, над одной из экранизаций которых работал режиссер двух фильмов о Николя Лоран Тирар. Комедиям о буднях и праздниках доброго, но временами озорного маленького француза присуща особая, только французская ироническая легкость. А не так давно вышел мультфильм об истории создания культового персонажа.
Питер, Сьюзен, Эдвард и Люси — братья и сестры 8-12 лет — отправляются из Лондона, который бомбят немцы, за город, к другу семьи. Один за другим, начиная с маленькой Люси, дети открывают тайный ход из обычного старого платяного шкафа — прямо в волшебную страну Нарнию. Там живут фавны, гномы, говорящие звери и прочие сказочные существа. Нарния переживает политический кризис: силы добра под командованием льва Аслана вот-вот сойдутся в битве с армией холодной Белой Колдуньи. Волей-неволей дети становятся участниками событий и частью истории чудесного мира.
«Хроники Нарнии» — серия книг английского писателя Клайва Льюиса, друга и своеобразного соперника профессора Толкина, сильно завязанная на христианской символике и философии. Экранизация первого из романов о Нарнии была амбициозным предприятием, сулившим большие успехи. Мир Льюиса и его персонажи существуют где-то на стыке «Властелина колец» и «Гарри Поттера», поэтому фильмы должны были привлечь большую детскую аудиторию. Даже режиссер Эндрю Адамсон, автор «Шрека», наверное, неслучайно был, как и Питер Джексон, новозеландцем. Увы, надежды на огромные сборы не оправдались, и после двух сиквелов проект затормозил. Сегодня, однако, он хорошо пересматривается ностальгически, а также по-своему дорог поклонникам Льюиса. Также, конечно, хороши Тильда Суинтон в образе колдуньи и голос Аслана — Лиам Нисон.
Переплетчик Мо (Брендан Фрейзер) и его дочка Мэгги (Элиза Беннетт) любят старые книги, однако читать их опасно. Отец и дочь обладают странным даром: когда они читают вслух, герои историй оживают в реальном мире. Так некогда благодаря оплошности Мо в нашей вселенной появился злодей Козерог с диктаторскими замашками. А вот супруга чтеца и мать Мэгги, Тереза (Сиенна Гиллори), навек застряла на страницах романа. Однажды герои встречают другого оживленного Мо персонажа по имени Пыльнорук (Пол Беттани). Они пытаются уговорить книжного человечка помочь им спасти Терезу, а Козерог охотится за чтецами, чтобы их поработить. Проблема в том, что Пыльнорук согласен вернуться в книгу, только если ее автор напишет для него счастливое продолжение, но писателя Фенолио покинуло вдохновение.
Фильм Иэна Софтли (постановщика «Планеты Ка-Пэкс») снят по мотивам романа популярной современной немецкой писательницы Корнелии Функе. «Чернильное сердце» — первая книга из трилогии о волшебном чтении. Это увлекательная для детей и взрослых история, которая, среди прочего, задается вопросом о связи творчества и реальности. Отдельно интересно смотреть на Фрейзера, запечатленного здесь где-то между успехами актерской молодости и недавним триумфальным возвращением в новом амплуа.
В Перу живут разумные говорящие медведи, супруги Люси и Пастуцо, а также их племянник-подросток. Когда ураган разрушает жилище медведей и дядя Пастуцо гибнет, молодой мишка отправляется в Лондон. Он хочет увидеть путешественника, некогда разыскавшего его семью и обучившего медведей английскому языку. В столице Англии никто особо не удивляется антропоморфному говорящему медведю — видали и не такое, — но и не слишком радуется. Однако герою удается временно поселиться в доме семейства Браун, которое нарекает его Паддингтоном — в честь железнодорожной станции. Отец семейства Генри (Хью Бонневилль) не доверяет новому гостю, а мать Мэри (Салли Хокинс) и дети-подростки Джуди и Джонатан сразу влюбляются в обаятельного мишку. Тем временем на говорящего медведя начинает охоту маниакальная таксидермистка Миллисент (Николь Кидман) — по иронии судьбы, дочь того самого географа, которого ищет Паддингтон.
Да, Винни-Пух — не единственный любимый медвежонок английской детской литературы. Книжная серия о приключениях Паддингтона, написанная Майклом Бондом, имеет сравнимую популярность и во многом даже ближе современному читателю. Экранизация вышла особенно удачной: за нее взялся комик Пол Кинг, некогда известный по сюрреально-комедийному скетч-шоу «Майти Буш». Кинг смог избежать излишней умильности и сентиментальности. Его Паддингтон, в конце концов, обычный юноша, отправившийся в дальний путь в поисках себя. Также история перуанского медведя в Британии — повод намекнуть на колониализм и ксенофобию.
Маленький сиротка Хьюго Кабре (Эйса Баттерфилд) живет в начале 1930-х годов на парижском вокзале. Он подворовывает по мелочи — к неудовольствию местного инспектора в исполнении Саши Барона Коэна. Однажды мальчик попадается на похищении механической мыши из магазинчика Жоржа Мельеса (Бен Кингсли). Мельес быстро вычисляет искренний интерес Хьюго к технике и с тех пор поручает ему починку всяких безделушек. Однако сам Хьюго хочет разгадать тайну автоматона (механической куклы), которую некогда безуспешно чинил его отец и которая была изобретена Мельесом. Последний наотрез отказывается говорить о кукле, но к «расследованию» Хьюго подключается его ровесница Изабель (Хлоя Грейс Морец). Дети еще не подозревают, что Жорж Мельес — легендарный пионер кинематографа, по каким-то причинам навек оставивший свое искусство. Маленькие герои возрождают к жизни страсть Мельеса и его изобретение.
Экранизировав книгу Брайана Селзника, живой классик Мартин Скорсезе продемонстрировал, что для него нет жанровых границ. Даже не верится, что этот красивый и гладкий семейный фильм был снят между мрачным «Островом проклятых» и яростно-смешным «Волком с Уолл-стрит». Индустрия была впечатлена: пять «Оскаров», включая лучшую операторскую работу Роберта Ричардсона. Также это синефильское путешествие детского взгляда в мир кинематографа, еще не успевшего обрести цвет и звук, но уже хранящего вневременную магию.
Сегодня история мальчика, который выжил, а затем стал самым популярным в школе волшебников, а потом победил могущественного злодея и его армию, известна всем. Аномальный успех книг Джоан Роулинг привел к экранизациям всей серии силами ведущих режиссеров, а исполнители главных ролей стали детьми-суперзвездами. Сегодняшние тридцатилетние помнят все восемь картин, на премьеры которых ходили в кино и которые продолжают регулярно пересматривать, но не отстают и новые поколения, постоянно открывающие вселенную «Гарри Поттера».
Вся серия фильмов — это своеобразная эволюция персонажей и актеров, а также атмосферы и приемов разных частей саги. От уюта детской сказки в первых двух фильмах Криса Коламбуса к эстетике готического фэнтези Альфонсо Куарона и к крепким, почти взрослым блокбастерам Дэвида Йейтса. Наконец, в фильмах можно насладиться бенефисом самых разных больших актеров, включая Брендана Глисона, Гари Олдмана, Хелену Бонем Картер, Рэйфа Файнса и многих других, которые отрываются на всю катушку.
Тринадцатилетний Артем (Яков Трескунов) из Барнаула неожиданно становится москвичом: после смерти дальней родственницы семье достается квартира в самом центре. Пытаясь не ударить в грязь лицом перед новыми одноклассниками, парень сочиняет целую легенду о своих путешествиях и богатстве семьи. Тем унизительнее оказывается разоблачение. К счастью (на самом деле нет), Артем случайно становится владельцем коробка волшебных спичек, исполняющих желания. Теперь юноша может и в самом деле быть таким, каким хотел всегда: успешным, богатым, всемогущим. Заодно он реализует тайные желания отца-неудачника и других близких. Пока однажды за удивительными спичками не является такая же юная Волшебница, которая берет Артема в путешествие в свой мир.
У оттепельной повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник» интересная история интерпретаций. В книге волшебник — владелец спичек — живет во Вчерашнем Дне, воплощенном роскошью сталинских дворцов пионеров с бесконечными конфетами и аттракционами. В киноадаптации 1971 года «Тайна железной двери» обладатель коробка переносится из унылого мира застойных панельных окраин в технологическую фантазию волшебника, и уже финальное возвращение домой к советскому быту выглядит неубедительно. В современной версии мы видим вновь тоталитарно-яркую и вечную Москву, а также обращаемся к теме статуса и достижений. Зато вместо дуэта обычного мальчика и мальчика волшебного мы уже с интересом наблюдаем начало подросткового романа фантазера и колдуньи.
11-летний Грег испытывает те же трудности, что у многих литературных героев в школе. Новый класс — новые проблемы. Навязчивое внимание хулиганов и отсутствие внимания от девчонок, неудачи в спорте и непонимание родителей. Усугубляет положение Грега то, что он, пожалуй, сильнее других мальчиков его возраста озабочен успехом и местом в социальной иерархии. Ради «популярности» он постоянно придумывает всяческие сомнительные проекты, от опасных игр до вступления в позорный «школьный патруль» добровольных борцов за соблюдение правил. Даже ссора с лучшим другом не останавливает Грега, особенно когда друг незаметно становится популярнее него.
Это первая из трех экранизаций серии иллюстрированных книг Джеффа Кинни. Визуальный стиль повестей можно видеть в рисунках и визуализации мечтаний персонажа фильма. Популярность историй без морали про Грега легче понять детям, чем взрослым. Если для последних главный герой выглядит порой ленивым и антипатичным, дети и подростки под грузом неуверенности в себе любят погрузиться в бесплодные мечтания, согревающие в мрачные школьные годы.
Молодой Бастиан не ладит с одноклассниками, ленится учиться и чувствует себя одиноким после смерти матери. Его настоящие друзья — приключенческие книги. Случайно оказавшись во взрослой библиотеке, мальчик, не удержавшись, похищает фолиант под названием «Бесконечная история». С ним он проводит целый омраченный контрольной по математике день, спрятавшись на школьном чердаке. Бастиан мысленно переносится в страну Фантазию, которой грозит уничтожением беспощадное Ничто. Воин равнин по имени Атрейю — ровесник Бастиана — отправляется на поиски границ Фантазии, чтобы найти лекарство для Императрицы и спасти страну. Постепенно Бастиан понимает, что он, читатель, одновременно становится героем книги и от его решения зависит судьба Фантазии.
Аллегория о силе воображения немецкого классика, мистика Михаэля Энде стала событием в мире детской литературы. Таким же, как англоязычная экранизация его соотечественника Вольфганга Петерсена накануне эмиграции режиссера в Голливуд. Пусть Энде сетовал на упрощение его замысла: «Бесконечная история» задала стандарты фэнтези для детей, на которые кино ориентируется и сегодня. И сейчас фильм с приключениями в сказочных пейзажах и полетами на псе-драконе Фалькоре остается для юного зрителя незабываемым впечатлением.
Старый богатый скряга Эбенизер Скрудж (Джим Кэрри) презирает Рождество — радость дарения и единения душ ему неведома. Однажды в сочельник к нему являются призраки. Дух Прошлого Рождества показывает Скруджу, как черствость и алчность привели богача к духовному краху. Дух Нынешнего Рождества показывает ему праздник в семействе нищего подчиненного Скруджа, у которого умирает сын, и в счастливой семье его племянника, о котором дядя позабыл. Дух Будущего Рождества отводит скупердяя на его хладную могилу. После такого путешествия Скрудж духовно перерождается и пытается поправить то, что еще не окончательно потеряно.
Знаменитая повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» выдержала множество экранизаций, но не устарела. Ее анимированную версию (с технологией захвата движений настоящих актеров) представил в 2009 году Роберт Земекис. Классик кинофантастики всегда был склонен к консервативному взгляду на истинные ценности, поэтому неудивительно, что он со временем чаще стал обращаться к вечным сюжетам. С другой стороны, как напоминает режиссер, «Рождественская песнь» — это и рассказ о путешествии сквозь время, не хуже «Назад в будущее». Также в фильме можно увидеть эталонную актерскую работу Джима Керри, представшего Скруджем в разных возрастах и реальностях. К слову, в фильмографии Керри есть и другая детская рождественская классика — фильм Рона Ховарда «Гринч — похититель Рождества» по книге Доктора Сьюза.