Край ты мой заброшенный: 10 современных фильмов про деревню
Российская деревня — неотъемлемый пласт нашей культуры. Деревенские люди непохожи на городских и живут по своим законам, практически не зависящим от внешних условий. В остальном же жителям провинции не чужды «городские» переживания: они тоже умеют любить, ненавидеть, предавать и прощать. Рассказываем о современных российских картинах с деревенским колоритом.
Крестьянская Россия, 1909 год. Простая девушка из бедной тамбовской деревни по имени Варвара выходит замуж за зажиточного крестьянина. Вся жизнь ее полна страданий: изнасилования, унижения и голод стали неотъемлемой частью быта. В 1921 году перед нами измученная женщина, трижды вдова и мать двоих детей. Помимо краха личной жизни, главная героиня вынуждена переживать ужасы исторических катастроф, выпавших на начало XX века: Первая мировая война, революция и Антоновское восстание.
В 2011 году произошло поистине легендарное событие в отечественном кинематографе: Андрей Смирнов, режиссер всенародно любимого «Белорусского вокзала», выпустил фильм. Да еще какой. Сложно представить, какая кропотливая и долгая велась работа, чтобы пронзить зрителя настолько ужасающе правдоподобной картиной. Здесь нашлось место и любви, и ненависти, и убийствам, и прощению, и стойкому принятию своей судьбы. Визуальный ряд до такой степени шокирует и держит внимание, что даже не нуждается в музыкальном «усилении». Музыка здесь появляется только в самом конце, когда в деревне, словно в граде Китеже, случается потоп.
Смиренный батюшка Александр живет себе спокойно в латышской деревне Тихая, пока привычный уклад не разрушает Великая Отечественная война. Сыновья ушли на фронт, а сам Александр вместе с женой отправился в оккупированное село Закаты, чтобы, по настоянию рижского митрополита, возродить духовенство на псковской земле, оказавшейся под влиянием немецких оккупантов. Батюшка тяжело переживает ужасы войны, однако мужественно несет свою миссию, поддерживая прихожан и узников концлагеря.
Владимир Хотиненко снял военно-историческую драму о той смутной стороне Великой Отечественной войны, о которой долгое время не говорили, а именно — о роли православной церкви в повседневности народа, переживающего войну. Картина создана при поддержке Московской патриархии и показывает жизнь обычного батюшки, который пытается сохранить веру в сердцах измученных людей. Сергей Маковецкий и Нина Усатова, исполнившие главные роли, плохо играть не способны априори, поэтому их образы получились по-настоящему убедительными — живыми и по-житийному светлыми.
Гриша — типичный мажор, который живет в свое удовольствие, тратит деньги налево и направо и никогда не думает о последствиях. Все неприятности, которые случаются с парнем, легко решаются с помощью кошелька отца, а значит, на них не надо обращать внимания. Вот только отца Гриши такое отношения к его миллионам не устраивает. Мужчина решает заняться перевоспитанием сына и идет на отчаянный шаг: организовывает съемки реалити-шоу, в котором его отпрыск станет холопом XIX века и погрузится во все прелести крестьянской жизни. Пока Гриша пытается осознать, что происходит, его отец не без удовольствия наблюдает за этим через мониторы.
Искрометная комедия Клима Шипенко соединила в себе два кинохита — «Шоу Трумана» и «Иван Васильевич меняет профессию». Милошу Биковичу удалось очень точно передать образ обаятельного хулигана, за душевное исправление которого болеют «по ту сторону экрана» и его отец, и зритель. Фальсификация в воспитательных целях пришлась зрителям по вкусу, и в новогоднем прокате 2019 года картина уверенно выбилась в лидеры. Несмотря на простоватый сюжет, фильм доносит до зрителя важную мысль: завтра всё обязательно будет по-другому, если мы сами этого захотим.
Молодая крестьянка Наталья влюбилась в своего барина Петра Петровича. В порыве первой юношеской любви наивная девушка крадет у барина серебряное зеркальце, чтобы у нее была хоть какая-то вещь, напоминающая о возлюбленном. Однако последствия этой шалости оказались трагичными, и Наталью с позором выгоняют из дома. Через время она вновь возвращается в Суходол, чтобы служить у своенравной сестры барина Антонины. Однако не только капризный характер барыни отравляет жизнь деревенской девушке: вскоре ей предстоит пережить предательство и потерю ребенка.
«Суходол» — лирическая экранизация одноименной повести Ивана Бунина. Александра Стреляная блестяще справилась с режиссерским дебютом и сняла действительно самобытную картину о важной вехе отечественной истории. Педантичный Бунин совсем по-другому зазвучал в женском видении: чувственно и образно. Холодные тона, застывшие красивые лица, «стеклянные глаза» — всё в этой работе выверенно и поэтично. Картина не так проста для восприятия, однако ценители жанра останутся довольны и точно проникнутся ее лирическим настроением.
В 400 километрах от Москвы находится богом забытая усадьба классика Петра Щегловитова. Сейчас это музей, в котором осталось совсем немного сотрудников-энтузиастов. Посетители редко балуют усадьбу, поэтому местный губернатор решает снести историческое здание, а самому участку найти более выгодное применение. Чиновник Петр Дроздов приезжает в музей и знакомится с заместительницей директора Марией, которой чудесным образом удается пошатнуть цинизм Петра, пробудить в нем сомнения по поводу обреченного музея и искренние чувства к самой чудаковатой идеалистке.
Авдотья Смирнова в фильме проделывает буквально тот же фокус, что и в своей авторской передаче «Школа злословия»: через испытания заставляет героя предстать перед зрителем в истинном свете. За неприятной маской героя Бондарчука прячется живой и тонко чувствующий человек, и за его перевоплощениями крайне любопытно наблюдать. Химия между Бондарчуком и Раппопорт настолько убедительна, что зритель невольно забывает об «экранной» природе этого чувства. Ко всему прочему, фильм порадует и эстетическим видеорядом: локации подмосковного Абрамцева как нельзя лучше подошли для обрамления глубокой и злободневной комедии о непростых отношениях культуры и власти.
Великая Отечественная война. Разведчик Андрей Гуськов, получивший немало медалей, после ранения не может вернуться на поле боя. Выход один — стать дезертиром и приехать в родную деревню. Однако он не может показаться соседям, поэтому живет в окрестностях, тайно видясь только с женой Настей. Неожиданно Настя беременеет. Семья оказывается в безвыходном положении. В глазах окружающих девушка выглядит изменщицей, нагулявшей ребенка от чужого мужчины. Тем временем война заканчивается, в поселок возвращаются выжившие мужчины, среди которых нет Андрея…
В основе картины Александра Прошкина «Живи и помни» лежит одноименная повесть Валентина Распутина. Режиссеру удалось полно и последовательно перенести на экран трагические события произведения. Герои то и дело мысленно возвращаются в прошлое, где на самом-то деле были счастливы, только не ценили этого, а сейчас их любовь постыдна и незаконна. Подчеркнуто сдержанный, даже блеклый видеоряд как нельзя лучше иллюстрирует безысходность, в которой оказались не только Настя и Андрей, но и вся обезумевшая от горя Россия, у которой впереди — послевоенная жизнь с ее незаживающими ранами.
Известный телеведущий Николай Плещев снимает патриотические передачи и теперь по приказу руководства отправляется в поселок Ударник, чтобы осветить подготовку к выборам из самого захолустного уголка. Его в компании оператора, корреспондентки и блогера встречает участковый Мерзляков, который наряду с другими местными не очень рад приезжим москвичам. Плещев понимает, что заказного сюжета не получится. Более того — здесь явно творится что-то страшное, так что до съемок дело может и вовсе не дойти.
Роль Мерзлякова стала последней крупной работой Михаила Ефремова до трагического ДТП с его участием в 2020 году. Ефремов блестяще справился с этой ролью: жуткий персонаж на протяжении всей картины вызывает брезгливый ужас. Жанровая принадлежность «Картонной пристани» прослеживается с трудом: откровенный триллер и детектив приправлен здесь классическими элементами черной комедии. Напряженная картина в колоритных декорациях разрухи и нищеты не оставляет зрителя равнодушным: слишком уж бескомпромиссно показана жизнь «остальной России».
В деревушке Чудиново жизнь остановилась. Жителей осталось всего четверо. После того как единственная женщина в Чудиново Татьяна овдовела, двое закадычных друзей Гришка и Лешка начинают настоящую войну за внимание потенциальной возлюбленной. Татьяна не понимает причину ссоры мужчин, а накал между тем растет: бывшие друзья явно не намерены уступать друг другу и готовы на любые козни. Погрузившись с головой в борьбу за сердце Татьяны, они даже забыли спросить мнение роковой вдовы. Что-то или кто-то должен их остановить и остудить пыл не на шутку разгорячившихся женихов.
Незатейливый сюжет комедии отходит на второй план перед потрясающей игрой всенародных любимцев — Ирины Розановой, Романа Мадянова и Федора Добронравова. Для съемок создатели выбрали настоящую деревушку недалеко от Карелии и не прогадали. Обаятельные герои настолько уморительно разыгрывают свои этюды на фоне уютных пейзажей, что оторваться невозможно. Однако несмотря на комедийный жанр, просмотр неизбежно вызывает чувство щемящей грусти. Очень уж проблема актуальная — умирает русская деревня.
В центре сюжета — классический любовный треугольник: геолог Андрей счастлив в отношениях со своей невестой Дашей, а Лера, влюбленная в него еще со студенческих времен, не теряет надежду найти путь к сердцу Андрея. Однажды все трое оказались в карельской экспедиции, приведшей к настоящей трагедии: Даша упала в горную реку, и ее унесло течением. Спасателям не удалось обнаружить тело девушки, и ее признали пропавшей без вести. Два года спустя Андрей и Лера готовятся к свадьбе, пока однажды в карельских новостях не показали девушку, как две капли воды похожую на Дашу.
Режиссер картины Станислав Назиров уже знаком зрителям такими проектами, как «Широка река» и «Не родись красивой». В этот раз режиссеру тоже удалось создать историю, способную держать зрителя в напряжении на протяжении всего действия. Самобытная природа Карелии потрясающе обрамляет сюжет, добавляя в него народный колорит. Фильм по достоинству оценят любители детективных мелодрам с классическим любовным треугольником.
Жена состоятельного помещика Наталья Петровна дни напролет проводит в праздности, пытаясь придумать себе хоть какое-то развлечение. От скуки она благосклонно принимает невинные ухаживания друга семьи Ракитина, впрочем, не переходя рамки дозволенного. Настоящие шекспировские страсти начинают разгораться, когда в доме появляется молодой учитель Алексей для сына Натальи. Истосковавшаяся по любви женщина с удивлением замечает, что этот юноша взбудоражил ее сердце. На молодого человека обратила внимание и младшая сестра Натальи Вера. Так ничего не подозревающий студент превращает двух сестер в соперниц.
В основе ленты лежит классический сюжет пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». У Веры Глаголевой получилось снять неспешную и по-женски проницательную экранизацию, достойную великого произведения. Снимать кино по русской классике — всегда рискованный шаг, если брать во внимание популярное мнение, что ее никто не читает. Однако тем больше достойны уважения смелые попытки режиссеров разрушить этот стереотип. Произведения Тургенева нельзя назвать динамичными, их прелесть — в неспешном повествовании, заставляющем прожить переживания вместе с героем. История про «Двух женщин» — как раз такая.