Гроздья гнева, или уроки самокритики: История США в 10 фильмах
/imgs/2024/05/08/13/6461148/cf230d5802dc8fa42237d81a2f874330e1cd8b8f.jpg)
История США хоть и насчитывает всего два с половиной столетия, но полна событий. Борьба за независимость, гражданская война и правовые преобразования, освоение Запада и золотая лихорадка. И всё это еще до Великой депрессии, которая нагрянет в 1930-е. Ко всему прочему, США — ведущая кинодержава, а это значит, что и фильмов обо всех этих событиях снято вдоволь. Предлагаем вашему вниманию 10 отменных картин о формировании и жизни страны.
/imgs/2024/05/08/13/6461150/982f2515f4497c3dd9b44d8a2fd37c597bd410cc.jpg)
США начинают формироваться задолго до провозглашения собственной независимости — с первыми колонизаторами. Именно им, первым английским поселенцам на территории современной Вирджинии, и посвящает свой фильм Терренс Малик. В фильме рассказывается о прибытии трех кораблей, отправленных Англией для основания колонии в Новом свете. На борту одного из них — капитан Джон Смит, который и сыграет решающую роль в жизни поселения. Колонизаторы столкнутся с разнообразными сложностями: голодом, мором, агрессией со стороны индейцев. Однажды Смит даже попадет в плен к местному племени, но по милости дочери местного шамана Покахонтас (да-да, той самой, которой студия Disney посвятит одноименный мультфильм) спасется и даже начнет экономические отношения с индейцами.
Малик берется за важнейшую тему, которая остается не отрефлексированной и по сей день: он знакомит зрителя с коренными жителями Америки, индейцами разных племен, которые населяли земли, прежде чем туда причалили чужеземные корабли. Тяга к завоеванию и чувство собственного превосходства, присущие колонизаторам, вызывают куда меньше симпатии, чем знание местной природы и любовь к ней, которыми славились индейцы. Природа в фильмах Малика занимает центральное место, он умеет с ней работать, а мир показывает как единый сосуд, где всё должно сосуществовать в гармонии. Малик практически отказывается от исторической дистанции (как и Херцог до него в фильме «Агирре, гнев божий», когда рассказывал об испанской экспедиции в леса Амазонии), и зритель словно бы вживую наблюдает за взаимодействием людей с местом и друг с другом.
/imgs/2024/05/08/13/6461154/e0a5e2f95c2b51678faaec752217948f21484206.jpg)
Земли освоены и поделены между государствами: Англией, Францией и Испанией. Но в отрыве от своих европейских монархов общество вырабатывает собственную гражданственность и требует независимости. «Гамильтон» — не совсем фильм, это запись мюзикла, написанного, поставленного и частично сыгранного Лином-Мануэлем Мирандой. Мюзикл этот крайне образовательный: в нём можно подробно ознакомиться с фигурой Александра Гамильтона, который важен для Штатов не столько даже как соратник первого президента США Джорджа Вашингтона, сколько как автор Конституции. Именно с Гамильтона и начинается история США.
Миранда многим известен как режиссер позапрошлогоднего оскаровского номинанта «Тик-так, бум!», кто-то видел его в блестящей роли Альвареса в первом эпизоде шестого сезона «Доктора Хауса», а кто-то знает по песням, которые он написал для мультфильма «Энканто». Здесь же Миранда играет самого Гамильтона. Музыкальные номера настолько плотные и динамичные, что вы даже не обратите внимания, что это не фильм. К тому же фанатов сериала «Охотник за разумом» ожидает еще один сюрприз — Джонатан Грофф в роли английского короля!
/imgs/2024/05/08/13/6461155/299e24075e6c2e747a6ea091b3c0014b725d1ffe.jpg)
Гамильтон и компания многое делают для создания демократического государства, но не устраняют то, что и по сей день позорным клеймом стоит на истории Штатов, — рабство. С 1619 по 1865 год в британских американских колониях используется принудительный труд рабов. Фильм Стива МакКуина рассказывает о 1840-х годах и о Соломоне Нортапе, свободном темнокожем мужчине, который занимается музыкой и живет в городе Саратога, штат Нью-Йорк. Однажды Соломона приглашают в поездку, обещая хороший гонорар, но всё это оказывается западней — его опаивают и перевозят в Новый Орлеан под видом беглого раба Платта. Соломон поначалу проявляет норов, но понимает, что так ему не выжить. И он терпит, не бросая попытки связаться с домом.
С первых же кадров фильм погружает зрителя в абсолютно антиутопичное пространство, и ход этот срабатывает безукоризненно — тот факт, что фильм основан на реальных событиях, заставляет кровь стыть в жилах. Помимо всего прочего, в паре с исполнителем роли Соломона Чиветелом Эджиофором в картине играют Фассбендер и Камбербэтч, они — хозяева Соломона/Платта. Появляется в фильме и Пол Дано, и Сара Полсон, и Брэд Питт (он также продюсировал историческую драму), и Лупита Нионго — звезда хоррора «Мы» и исполнительница роли Накии в блокбастерах Marvel о Черной Пантере. Но весь этот звездный каст ни на секунду не отвлекает от той жестокости, которая происходит на экране. МакКуин заставляет зрителей пережить эту страницу истории как страшный сон.
/imgs/2024/05/08/13/6461160/5b929539025c44b97b3509be65e735cbfca9c217.jpg)
Гражданская война, которая длилась с 1861 по 1865 год, в литературе и кинематографе отображена богато. Боевые действия становятся сюжетом для многочисленных картин раннего периода кино: «Сражение при Булл-Ран» Фрэнсиса Форда 1913-го, «Сражение при Геттисберге» Чарльза Гиблина (того же 1913-го), фильмы Дэвида Уорка Гриффита и Кристи Кэйбана. Но с переходом к звуку, не говоря уже о нынешнем времени, картины всё чаще обращаются к масштабному событию опосредованно, через истории женщин (хотя Гриффит это тоже делает). Лучшие из фильмов о гражданской войне сегодня — это «Унесенные ветром» Флеминга по роману Маргарет Митчелл, «Обманутый» Дона Сигела и ремейк Софии Копполы — «Роковое искушение». Но самой, пожалуй, известной становится экранизация романа Луизы Олкотт «Маленькие женщины». По роману снято уже с десяток картин.
«Маленькие женщины» Джорджа Кьюкора 1933 года — первая звуковая экранизация романа и из всех, пожалуй, наиболее конвенциональная. По сюжету семья из четырех дочерей, матери и служанки оказывается на грани нищеты, пока отец семейства воюет где-то вдали от дома. И вот, женщинам нужно как-то жить. Каждая из экранизаций — каталог женских образов своего десятилетия. Тут и сильная и свободолюбивая мать (у Кьюкора ее играет Спринг Байинтон, а, скажем, в 1994 году — Сьюзан Сарандон, в 2019-м — Лора Дёрн), и фантазерка Джо, которая занимается литературой и становится альтер эго самой писательницы (у Кьюкора — Кэтрин Хэпберн), и нежная Эми (Джоан Беннет), и решительная и сдержанная Мэг (Фрэнсис Ди), и, наконец, добрейшая Бэт (Джин Паркер). И роман, и фильмы изобилуют приметами эпохи, но всё же концентрируются на пяти женщинах и разном отношении к жизни, а заодно становятся душеспасительной азбукой выживания и взаимоподдержки.
/imgs/2024/05/08/13/6461172/a8925ead5bc5dc0db7b0c09d5fcdff6ebd06f15b.jpg)
Еще одна важная часть американской истории, которую многие знают по прочитанным в школе рассказам Джека Лондона, — время золотой лихорадки, когда сотни мужчин, отчаянных или полных решимости, разбойников или любителей приключений, отправлялись в Канаду и на Аляску, чтобы добывать там золото. Один из лучших фильмов на эту тему был создан великим комиком XX века Чарли Чаплином, он так и назывался — «Золотая лихорадка».
В фильме рассказывается о приключениях Маленького Бродяги — вечного протагониста Чаплина. В 1898 году он отправляется на прииски, но во время бури вместе с партнером Большим Джимом очень некстати оказывается в хижине с беглым преступником, Черным Ларсеном. Трое решают заключить перемирие на время бури, но всё же Ларсен пропадает (вместе с найденными припасами), а Бродяга с Большим Джимом остаются голодать. Им даже приходится съесть ботинок Бродяги, чтобы как-то выжить (одна из самых известных сцен в мировом кинематографе — Чаплин, поедающий башмак). Ну а дальше двоих ожидает целый ряд приключений, золото в снегах, новые встречи с Ларсеном, город и даже любовь.
/imgs/2024/05/08/13/6461173/a6b45f540149eb16eb958ec219af35a6cda21f07.jpg)
На протяжении всего своего существования США были прибежищем сотен тысяч эмигрантов. Наиболее мощные волны эмиграции можно было наблюдать на рубеже XIX и XX веков. Итальянцы, ирландцы, поляки, евреи бежали от нищеты в надежде на лучшую жизнь. Порт Нью-Йорка стал вратами в другой мир, но, разумеется, не обходилось и без конфликтов. Человек везде оставался человеком, и, хотя времена Нового света прошли, битвы за территорию продолжились, только теперь на улицах Нью-Йорка. Именно об этом и рассказывает фильм Мартина Скорсезе.
На улицах Нью-Йорка сталкиваются две банды: коренные протестанты, которых ведет Мясник Билл, и католические эмигранты из Ирландии со Священником Валлоном во главе. Валлон погибает, а протестанты становятся полноправными хозяевами в районе, и только сын Валлона продолжает хранить нож, которым был убит отец, чтобы однажды отомстить. На дворе 1860-е, но атмосфера вражды задержится здесь надолго и перенесется в следующий век. Какие фильмы об иммигрантах ни возьми — все они снова и снова рассказывают истории про освоение территорий. Либо про завоевание и удержание территории, которое, как в «Крестном отце» Копполы, будет продолжаться поколениями, либо про ассимиляцию, как в «Улицах Эстер» Джоана Миклина Сильвера про еврейских эмигрантов или во «Всё везде и сразу» о китайской семье, которая владеет прачечной в современных Штатах. Даже «Лицо со шрамом», действие которого происходит в 1930-е, — это продолжение истории об эмиграции. В конечном итоге не только страна меняет жизнь своих новых граждан, но и они — ее.
/imgs/2024/05/08/13/6461178/ec01e93a12b15e0712d2132e43bc93964ef78982.jpg)
Великая депрессия становится тяжелейшим временем для Штатов: после обвала фондового рынка в 1929 году страна проваливается в экономический и моральный кризис. Безработица, голод, скитания в поисках хоть каких-то средств к существованию — всё это Джон Стейнбек запечатлевает в романе «Гроздья гнева», сделав его практически документом эпохи. В книге рассказывается о семье Джоуд. Они разоряются и вынуждены покинуть свой дом. С последними деньгами и невеликим скарбом они решают отправиться на западное побережье: там есть работа, там солнце, там жизнь. Но путь их пролегает через всю страну, и страну эту лихорадит.
Джон Форд экранизирует роман всего через год после его выхода, в 1940-м, но и роман, и фильм моментально становятся классикой. Хотя, разумеется, и после Форда тема остается открытой. Можно найти множество картин о Великой депрессии, которые хоть и сняты полвека назад, но и сегодня смотрятся прекрасно. Это, например, «Странствия Салливана» Престона Стёрджеса — комедия об успешном сценаристе, который решает пойти в народ и внезапно сталкивается со всеми неприглядностями своего времени. Или вообще рождественская классика — фильм Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» о менеджере кредитной компании, который оказывается банкротом и хочет покончить с собой. Все эти картины обращены к проблемам общества, но переживать о невыносимо депрессивном кино не стоит — среди фильмов есть и драма, и комедия. В конце концов, это классический Голливуд — он не даст зрителя в обиду.
/imgs/2024/05/08/13/6461196/6b94a648ff33266cc1abddd8b3ff58eda88b77fa.jpg)
«Трамбо» снят в жанре байопика и рассказывает о жизни сценариста Далтона Трамбо (в исполнении Брайана Крэнстона). К 1940-м Трамбо добивается успеха и становится частью голливудской элиты, однако после окончания Второй мировой войны он оказывается в сложной ситуации — под прицелом Комиссии по расследованиям антиамериканской деятельности. Дело в том, что Трамбо — активный участник коммунистической партии США, а в конце 1940-х это почти что приравнивает тебя к шпиону и предателю. Здесь мы заходим на территорию тревожного послевоенного времени с его гонениями и паранойей, которая особенно обострится в 1950-е, когда сенатор-республиканец Рэймонд Маккарти начнет антикоммунистическую кампанию. Это направление будет названо маккартизмом и станет практически официальным курсом страны, когда Маккарти получит в 1952-м поддержку новоизбранного президента-республиканца Дуайта Эйзенхауэра. Проще говоря, это значит, что теперь во всех бедах США нужно винить коммунистов, а чтобы их отыскать, необходимо прослушивать не только коммунистов, но и их родственников, друзей, знакомых, соседей и коллег. То есть абсолютно всех.
Вообще, байопики отлично раскрывают специфику этого смутного времени. Такое же расследование ставит в центр сюжета и Кристофер Нолан в своем оскароносном фильме «Оппенгеймер». Там тоже известного физика и всех, с кем он соприкасался за долгие годы службы, подвергают ряду допросов. Отличный фильм «Доброй ночи и удачи» снимает Клуни: он уже напрямую показывает Маккарти как противника гласности — цензура и подавление либеральной интеллигенции входили в задачи маккартистов. Волна маккартизма схлынет только со смертью Маккарти в 1957-м и приходом на пост президента Дж. Ф. Кеннеди в 1960-м. Увы, правление его продлится недолго (и на эту тему тоже есть что посмотреть, например «Как убили Джона Кеннеди» Оливера Стоуна).
/imgs/2024/05/08/13/6461199/36c62b8aa9d592d7fc6b364b0d660ff1557a93c7.jpg)
А вот и герой 1990-х. Фильм, который в большинстве опросов и по сей день входит в десятку любимых. А ведь «Форрест Гамп» — это не просто увлекательная история о недалеком, но очень очаровательном парне, которому пришлось многое повидать на своем веку. Это настоящая хроника событий американской истории 1960–1970-х годов. Из армии Форрест идет прямиком на фронт: война во Вьетнаме принимает опасный оборот, США укрепляют войска, а Форрест носится по полю, спасая раненых. Он получает ранение, выживает, возвращается домой. Принимает из рук президента Джонсона Медаль почета, попадает в самый центр мирной демонстрации хиппи, а еще через какое-то время — в Белый дом, уже в гости к Никсону, новому президенту США. Наконец, он оказывается случайным инициатором Уотергейтского скандала, который приводит к отставке Никсона, но и этими событиями жизнь Форреста не ограничивается.
О каждом из этих событий можно отыскать с полдесятка картин, а фильмам о Вьетнамской войне и вовсе посвятить отдельную подборку, там ведь и легендарный «Апокалипсис сегодня» Копполы, и «Цельнометаллическая оболочка» Кубрика, и совсем свежий, 2022 года, фильм «За пивом» с Заком Эфроном о безбашенном парне, который решает привезти друзьям во Вьетнам пиво из их любимого американского бара. Но лучше уделить внимание еще одному важному жанру — американскому политическому фильму.
/imgs/2024/05/08/13/6461200/f8f148cf9963acc968ffe31ed26505c41681c6e5.jpg)
Собственно, один из самых известных политических фильмов, который как раз посвящен Уотергейтскому скандалу, обыгранному в «Форресте Гампе», — это «Вся президентская рать» Алана Пакулы, экранизация книги, написанной журналистами (и главными героями фильма) Бобом Вудвордом и Карлом Бернстайном. Тут политическое кино прекрасно сочетается с журналистским расследованием: Вудворд и Бернстайн узнают, что администрация Никсона организовала подслушку в штаб-квартире оппонентов, и начинают искать улики и факты. Об этом же снимает своего «Никсона» Оливер Стоун. Именно расследования, связанные с предвыборными кампаниями и передачей власти, оказываются в политическом кино во главе угла. Так кинематограф рефлексирует о том, насколько прозрачны сами выборы и те решения, которые администрация президента доводит до сведения граждан. Фильм Клуни о Маккарти тоже входит в их число.
Прекрасным образчиком жанра становится фильм «Власть» Адама МакКея — только уже не расследование, а сатирическая драма. Режиссер подходит совсем близко к настоящему времени: в центре внимания Дик Чейни, вице-президент во время правления Джорджа Буша — младшего. Чейни проходит долгий путь, прежде чем стать правой рукой президента. МакКей рассказывает о молодости политика, о его первых предвыборных кампаниях, о потере позиций во время правления демократа Картера. И всё же Чейни не упускает шанс и возвращается в Белый дом, где и проворачивает план по нападению на Ирак и Афганистан на фоне атак 11 сентября. На деле план этот не имеет ничего общего с национальной безопасностью, о которой вещают по всем телеканалам страны, и нацелен лишь на установление контроля над иракской нефтью. МакКей славен скорее сатирической работой «Игра на понижение» или уходящим в откровенный абсурд «Не смотрите наверх» — там хоть посмеяться можно. «Власть» даже там, где режиссер позволяет себе иронию, не вызывает улыбки. Как и подобает политическому фильму, она беспощадна к своему герою.