Гордость малых экранов: 10 лучших российских мини-сериалов
Все 4 эпизода мини-сериала «Номинация» режиссера Надежды Михалковой эксклюзивно доступны в Okko. В последние годы только и разговоров, что о ренессансе отечественных проектов, снятых для телевизионных каналов и онлайн-кинотеатров. Малые экраны захлестнула волна качественных российских сериалов на любой вкус, рассказываем о тех, которые вы не захотите пропустить.
Главная героиня сериала — девушка Вера из самой уважаемой и известной российской кинематографической династии. Она готовится делать большой голливудский проект и на волне всеобщего интереса к себе дает развернутое интервью, где обличает лицемерие отечественной киноиндустрии. Терять-то ей всё равно нечего. Когда зарубежный проект срывается, Вера понимает, что на родине она после озвученных мыслей находится в «черном списке». Совместно с сестрой (Анна Михалкова) и матерью (Людмила Максакова) Вера решает снять фильм по нереализованному сценарию своего звездного отца, чтобы вернуть фамильному фонду былой статус. Да и не пустить его по миру.
«Номинация» — едкая сатира, ярко раскрывающая неутешительное положение вещей в современном российском кинопроизводстве. Опираясь на опыт великих режиссеров, которые работали в жанре «кино о кино», Надежда Михалкова в своем авторском проекте занимается глубокой рефлексией о профессии, привилегиях и ответственности.
Москва, конец 1970-х годов. В центре сюжета любвеобильный мошенник, жертвами которого становятся женщины из высшего света. Благодаря своим внешним данным и харизме он с легкостью проворачивает свои любовные аферы. Однако все меняется, когда он попадает в поле зрение столичных следователей.
Многосерийный ретро-детектив Кирилла Белевича полюбился многим за подаренное «светлое чувство ностальгии». Ее флер заливает повествование точно так же, как стилизованное желтое солнце раскрашивает в светлые тона симпатично стилизованные улицы Москвы. Порой чрезмерно сентиментальный рассказ о мошеннике-соблазнителе и идущих по его следу обаятельных сотрудниках правоохранительных органов прекрасно вписывается в лукаво манящий мираж ушедшей эпохи. Из этого получается зрелище по-своему увлекательное как с жанровой точки зрения, так и с социологической.
История о двух друзьях, следователе из отдела по борьбе с коррупцией Градове и сотруднике убойного отдела Осокине. Во время открытия дворца спорта происходит обрушение крыши, погибают дети. Градов, расследующий это дело, находит виновных, но узнает о тяжелой болезни жены. Он готов закрыть расследование за большую взятку, которая позволила бы ему оплатить лечение своей возлюбленной.
Совместный проект Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой, главных певцов российского бытового безвременья. В «Шторме» они заходят на территорию сурового политического триллера. От уровня драматизма происходящего дух захватывает практически сразу же. Режиссерское мастерство, которое Хлебников демонстрирует на, казалось бы, сугубо жанровом проекте, немало удивляет. Кажется, что это один из самых интересных и качественно сделанных сериалов из тех, что могут предложить современные российские онлайн-кинотеатры.
Руководство одного телеканала принимает решение обрушить его акции. Для этого в кресло генерального директора сажают простого работягу-автозаправщика и дают ему поручение снять сериал. Вся окружающая нового руководителя медиасфера сотрясается. Сначала от шока, а потом от невиданного успеха. Новый сериал становится настоящим хитом.
Авторы «Полицейского с Рублевки» продолжают на полную использовать комический дар Сергея Бурунова, давно ставшего абсолютным народным любимцем. «Мылодрама» — черная комедия, демонстрирующая закулисье российского телевизионного шоу-бизнеса. Перед зрителями разворачивается хулиганский парад самых разнообразных отморозков в деловых костюмах — кого-то всё это может отпугнуть, кого-то заставить надрываться от смеха.
Авторский сериал Алены Званцовой с Михаилом Пореченковым и Константином Хабенским. Мистическая драма о двух друзьях, прокуроре и адвокате, которые занимаются судебной деятельностью в прямом смысле на Небе. Именно они решают, кто из умерших попадет в рай, а кто — в ад. Естественно, человеческий фактор имеет значение даже в таком деле.
Сама задумка уже кажется беспроигрышной, по крайней мере, на поле российского телевидения начала 2010-х. И конечный результат не разочаровывает — «Небесный суд» и сейчас смотрится интересно и оригинально, благодаря грамотному сочетанию хорошо продуманных компонентов.
Главный сериальный хит 2020 года. История о группе секс-работниц из глухой южной провинции, которые решают открыть фитнес-клуб и начать новую жизнь. А всего-то на юг из Москвы должна была вернуться самая смелая из них — Жанна (Ирина Горбачева). А к ней тут же подтянулись темненькая Света (Ирина Носова), блондинка Марина (Алена Михайлова) и рыженькая Люда (Варвара Шмыкова). Количество проблем увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии, однако в свою мечту героини готовы вцепиться зубами.
Производители сериалов и фильмов в России в качестве натуры чаще всего используют Москву или Петербург — как будто боятся рассказывать о тех регионах страны, о которых сами ничего толком не знают. Мать режиссера Эдуарда Оганесяна живет в городе Прохладный, республика Кабардино-Балкария. В самом сериале нет никаких географических указателей, есть только буйство красок и многонациональность края. И этот сеттинг играет ключевую роль. В «Чиках» провинциальная хтонь передана на каком-то физиологическом уровне, она клубится с экрана как горячая дорожная пыль или мангальный дым. При этом неутихающий драйв, которым заряжено в сериале всё, от персонажей до повествования, является мощным противовесом бытийного беспросвета. Благодаря контрастам и этой дикой энергии «Чики» просто-напросто выглядят самым эмоционально ярким телепроектом последних лет.
Егор Румянцев — звезда сериала про врачей «Первая градская». Снимается он исключительно в отборном барахле, зарабатывает большие деньги, путается в многочисленных любовных связях, всем врет и ни о ком не заботится. Если же на съемочной площадке кому-то что-то не нравится, у актера заготовлена фирменная присказка: «Не нравлюсь я? Звоните ДиКаприо!». Старшего брата Егора зовут Лев, и он тоже актер, но до Румянцева-младшего ему далеко — о такой карьере он может только мечтать. Он работает на кабельном канале «Муравей ТВ» за копейки и ждет, когда же его позовут на настоящее телевидение. У Льва есть семья: беременная жена и две дочери детсадовского возраста. До Егора доходят слухи о том, что одна из девушек, с которыми он провел ночь, недавно умерла от СПИДа. Румянцев сдает анализ и узнает, что он и сам инфицирован: его жизнь круто меняется, коллеги отворачиваются от него. Лев тем временем получает большую роль в «Первой градской».
Впечатляюще горькая и пронзительная история о необратимых последствиях, суровость которых, казалось бы, никак не сочетается с масштабом допущенной ошибки. Жизнь звезды ситкомов превращается в мрачное прозябание без шанса на счастливый исход. То же самое происходит и с самим сериалом, который проходит путь от пошловатой комедии до жестокой драмы. «Звоните Дикаприо!» в фильмографии его создателя Жоры Крыжовникова стоит, мягко говоря, особняком. Тем интереснее наблюдать, как привычные комические маски вдруг искажаются в живые страдающие лица.
Гоша — 15-летний подросток, который, несмотря на столь юный возраст, уже вынужден биться за место под солнцем. А место это — его собственный дом, откуда его медленно, но верно выселяют собственные родители. Дело в том, что мама Гоши одержима идеей «спасти всех детей» — она уже усыновила троих, собирается брать четвертого (да еще и проблемного). Дать выход скапливающемуся напряжению подросток может только на сцене стендап-клуба во время «открытых микрофонов». В этот момент он чувствует свободу, проговаривая тревожащие его вещи под видом шуток.
И снова дуэт Мещанинова—Хлебников, где второй на этот раз выступает в качестве креативного продюсера. Объектом кинематографического анализа в «Пингвинах моей мамы» наконец-то выступает культура современного стендапа. Через нее Мещанинова точно и горько показывает бунт молодого поколения против чуждых им ценностей и лицемерия, навязанного системой (семейной или государственной — не так уж и важно).
Так уж у нас сложилось, что проекты, затрагивающие животрепещущие социальные темы, особенно с молодыми людьми в центре событий, автоматически переходят в разряд «смелых» и «провокационных». Так и «Happy End» прогремел после премьеры как отвязная история любви экс-закладчика и вебкам-модели, разворачивающаяся на внутренней кухне порно-стримингов.
Меж тем, его создателям успешно удалось задеть социальный нерв. Это не значит, что попытка показать на экране эпоху «мефедронового бума» со всеми из него вытекающими автоматически сделает сериал злободневным. Просто та живая и молодая энергия, которую высекают из материала режиссер-дебютант Евгений Сангаджиев и сценаристы проекта, а также невероятные исполнители главных ролей (конечно, в первую очередь стоит отметить Лену Тронину и Дениса Власенко), доставляет редкое удовольствие от подлинности экранного действия.
Лучший детективный сериал в истории отечественного телевидения, снятый классиком ленинградского кино Семеном Арановичем по сценарию Юлиана Семенова. История о нескольких следователях во главе с полковником милиции Костенко. Они охотятся за безжалостным маньяком-коллаборационистом Кротовым, который во время Великой Отечественной войны был членом фашистского карательного отряда, а в мирное время стал серийным убийцей.
Этот жуткий и завораживающий мини-сериал в 1985 году стал настоящим феноменом и остается таковым по сей день. Прошлое и настоящее в нём, разделенные стилизованным под хронику изображением, сливались в узнаваемый всеми морок перестроечного быта. А детективная линия, от убийства в целях наживы до кошмарных военных преступлений, исполнена настолько виртуозно, что до сих пор не имеет себе равных среди поздне- и постсоветских телевизионных проектов.