Норштейн, Бардин и Атаманов: 10 шедевров из золотой коллекции «Союзмультфильма»
Анимационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 88 лет. Дата не круглая, но солидная. Пора вспомнить главные хиты студии. Поддерживаем в себе внутреннего ребенка и пересматриваем замечательные мультфильмы, на которых выросли и которые точно останутся в истории.
Жадный и глупый раджа остро завидует другим раджам и мечтает обладать хоть каким-нибудь волшебством. Уже давно он пытается поймать неуловимую золотую антилопу. В принципе, его можно понять: из-под ее копыт летят золотые монеты в неограниченных количествах. Но антилопа благоволит только бедному и честному мальчику-сироте, живущему в джунглях. Ведь, в отличие от раджи, тот понимает, что не всё то золото, что блестит, и живет в согласии с окружающим миром и его обитателями.
Красочный шедевр по мотивам индийских сказок от одного из создателей советской анимационной школы Льва Атаманова снят в не совсем привычной современному зрителю технике ротоскопирования или фотоперекладки, широко распространенной в то время. В XXI веке самый близкий аналог этой техники — технология захвата движения (motion capture), а тогда отснятых на пленку актеров и декорации вручную перерисовывали кадр за кадром. Результат работы Атаманова и его команды был высоко оценен даже на Каннском кинофестивале, где мультфильм получил почетный диплом за высокие художественные качества. И самое главное: даже антиимпериалистическая мораль истории у Атаманова отступает на второй план перед изумительной красоты пейзажами джунглей и удивительной музыкой Владимира Юровского.
Жил да был обыкновенный сторожевой пес, но его счастливые деньки остались в прошлом. А ведь было время… Но теперь осталось только старость доживать, но когда Пес разучился нести службу и его выгнали с хутора, не осталось у него другого пути, как пойти в лес повеситься. Тут-то и встретился ему старый Волк. Когда-то Пес знатно гонял Волка (пусть часто и ради забавы), а на этот раз придумали, как друг другу помочь.
В исходной украинской сказке «Серко» было всего 15 строк, однако после года работы Эдуарду Назарову удалось превратить их в полноценные 10 минут, ставшие золотым фондом советской мультипликации. Ничего лишнего: два героя, тщательно и любовно воспроизведенный украинский быт и песни в исполнении народного ансамбля вместе с легендарной фразой «Щас спою». И ведь, слушая редкие, но меткие диалоги пса и волка в озвучке Армена Джиагарханяна и Геннадия Буркова, ясно понимаешь: может, и не так важно, как сложилась твоя жизнь, самое главное — найти того, с кем вместе можно повыть на луну.
Малыш живет в семье, где его мало кто понимает. Ну вот как так? А него есть и мама, и папа, и брат с сестрой, а близкого по духу существа нет. И ведь он уже давно мечтает о собаке, но щенка ему никто до сих пор так и не подарил. Однако вместо щенка судьба посылает мальчику Карлсона — любящего пошалить, то есть побаловаться, упитанного мужчину в самом расцвете сил. У Карлсона есть пропеллер, так что они с Малышом теперь могут как следует изучить крыши Стокгольма, а заодно стать лучшими друзьями. Хотя с Карлсоном непросто, потому что он часто думает только о себе и зачастую оставляет Малыша одного в важные моменты. И вообще, а что по поводу их опасных для жизни шалостей думают мама и папа?
Кажется, сложно сказать что-то новое об этой вольной экранизации всемирно известной книги Астрид Линдгрен, ведь двухсерийный мультфильм Бориса Степанцева уже давно стал частью советско-российского культурного кода. Разве что стоит отдельно обратить внимание на удивительную технику электрографии, впервые использовавшуюся в СССР для создания анимационного мира, при которой сухие чернила переносятся на пленку с помощью электрического заряда (отсюда и колючие штрихи в кадре). Но мы, конечно же, любим «Малыша и Карлсона» не за это. А за домомучительницу Фрекен Бок в исполнении великой Фаины Раневской, за пугание жуликов на крыше, за репортаж из жизни привидений, и, конечно же, за неподражаемого Карлсона, озвученного Василием Ливановым. Ну а пронзительная и теплая лирическая грусть идет в комплекте.
Как-то раз зашел краснощекий пионер Вовка в библиотеку за сказками, а библиотекарша тут же вручила мальчику книжку «Сделай Сам» и отправила его уменьшенную копию прямиком в тридевятое царство. Да вот незадача: обаятельный лентяй Вовка привык жить по принципу «и так сойдет», а в сказках, оказывается, чтобы добиться успеха, тоже надо постараться! Прямо как в жизни. Так что тунеядцы не пройдут!
В одном из лучших мультфильмов от создателя «Малыша и Карлсона»Бориса Степанцева что ни фраза — афоризм, что ни персонаж — подарок. А ведь главные герои еще и говорят восхитительными голосами легенд советского дубляжа Клары Румяновой и Рины Зеленой! Если добавить к этому блестящую стилизацию под книжные страницы и красочную рисовку мультфильма, то не стоит удивляться, почему эти 19 минут пролетают мгновенно. В конце-то концов, где еще можно встретить сказочного царя, который красит заборы, чтобы не умереть от скуки, или побывать на слете юных Василис по обмену премудростями?
12 июня 2181 года пессимистичный капитан Зеленый и профессор Селезнев вместе с дочерью Алисой отправились в далекую экспедицию на поиски редких зверей для московского космозоопарка. Их всего лишь попросили отвезти тортик на Альдебаран, но кто ж знал, что из этого выйдет! Сперва пришлось залететь в лунный ресторан, где оказался трогательный многорукий великан Громозека, потом отправиться к подозрительному профессору Верховцеву… И завертелось! А что, если эти встречи не случайны и все загадочные происшествия связаны между собой? Кто знает, вдруг они приведут команду Пегаса к разгадке исчезновения отважных капитанов Кима и Бурана? И еще здесь как-то замешана Птица-Говорун…
«Что может случиться со мной в 9 лет в XXII веке?» — спрашивает Алиса Селезнева, и ведь еще не знает, что в 2022 году «Тайна третьей планеты» будет смотреться как лучший советский аналог еще не снятых «Рика и Морти», «Звездных войн» и «Интерстеллара» в одном флаконе! А ностальгический футуризм с электронным саундтреком будет выглядеть невероятно обаятельно. За нешуточную же детективную интригу следует благодарить в первую очередь самого Кира Булычева, мастерски адаптировавшего свою повесть для анимационного экрана.
Нежного, наивного и милого котенка с чердака зовут совершенно собачьим именем Гав, а с такой кличкой спускаться во двор может быть небезопасно! Но он еще не умеет бояться и вообще на всё смотрит по-своему. А уж с верным другом щенком Шариком и под руководством умудренного жизнью черного кота и вовсе никакие странности большого мира не страшны! Так что расстановка сил во дворе еще не раз поменяется…
Для создателя «Золотой Антилопы» и «Снежной Королевы»Льва Атаманова экранизация цикла сказок Григория Остера стала итоговой работой, так что финальную серию мультипликаторам Майе Мирошкиной и Леониду Шварцману пришлось уже снимать самостоятельно. К счастью, это никак не сказалось на качестве мультфильма. И спустя 45 лет он учит детей вечным ценностям, а взрослых заставляет задуматься о буллинге и ксенофобии (хотя в 1976-м, когда вышла первая серия, таких слова еще даже не было в широком обиходе). А отдельное удовольствие конечно доставляет Василий Ливанов, как всегда виртуозно озвучивший хитрого и мудрого старшего товарища-кота.
На далекой на реке на Уссури в зеленой кедровой тайге жил-был тигренок Амба. А суровая уссурийская зима шутить не любит, и в лютую стужу всем зверям нужно укрытие, ведь иначе не выжить. Искал Амба куда бы спрятаться от бурана, искал, а потом зарылся поглубже в сугроб и уснул. Да вот чудо расчудесное: согрел своим теплом тигренок маленькое семечко подсолнуха, и вырос подсолнух большим и высоким. И стал он для маленького тигренка самым настоящим домом.
«Тигренок на подсолнухе» — мультфильм из разряда неочевидных шедевров, умудрившийся даже попасть вместе с «Халифом-Аистом» и «Тайной третьей планеты» в программу «Союзмультфильма», отмеченную второй премией на 15-м Всесоюзном кинофестивале в Таллине. Снят он по сказке автора «Самой легкой лодки в мире» Юрия Коваля, тончайшей рисовкой передает всю палитру смены времен года в тайге, еще и озвучен терапевтическим голосом великого Евгения Леонова, который переводит с таежного и тигриного на русской. Словом, что ни говори, а «Тигренок на подсолнухе» должен быть увиден всеми, кто ценит и любит советские мультфильмы.
Собрался однажды Ежик в гости к Медвежонку, даже узелок с вареньем взял, да и неожиданно для себя заблудился в густом-густом тумане. Медвежонок его звал-звал, он же так ждал ежика в гости, что даже шишки для самовара припас, а ежик блуждал-блуждал и неожиданно повстречал в тумане Большую Белую Лошадь. И вообще всё казалось ему иным, таким загадочным и незнакомым. А потом они с Медвежонком нашлись, но ежик все равно продолжал думать о том, что же он увидел и ощутил. Там, в тумане.
Конечно, нужно быть Юрием Норштейном и никем другим, чтобы превратить детскую сказку Сергея Козлова в философскую притчу о смысле бытия и месте живого существа в этом беспокойном, огромном, полном тревог и опасностей мире. Неслучайно «Ежик в тумане» не раз признавался одним из лучших мультфильмов всех времен и народов. И объяснение этому есть: гениальность фильма в том, что каждый увидит в нем что-то свое, а невероятная глубина здесь скрыта в простоте, доступной каждому.
Бестолковый лысый царь неназванной сказочной страны принуждает свою дочь Забаву выйти замуж за глупого и жадного боярина Полкана. Но есть одно «но»: Забава очень своенравна, да и вообще неожиданно влюбилась в трубочиста Ваню, который пообещал ей построить летучий корабль, чтобы они вместе смогли улететь навстречу счастью. Но Полкан не сдается, да и построить такой корабль, оказывается, дело непростое! Тут уж никак не обойтись без помощи Водяного, бабок-ежек и без ящика с волшебными инструментами!
«Летучий корабль» Гарри Бардина — не только веселая сказка, а еще и тонкое высказывание об эмансипации, свободе и разновидностях счастья. Но в то же время и самый настоящий мюзикл с искрометными суперхитами Юрия Энтина и Максима Дунаевского. Мюзикл, который насыщен действием так, что, кажется, здесь нет ни одного лишнего кадра, а каждый музыкальный номер остроумно вписан в сюжет. Остроумия «Летучему кораблю» вообще не занимать: почти любую фразу этого подлинно народного мультфильма и сейчас можно растащить на мемы и цитаты.
Все паровозы как паровозы: на станцию Березки приходят по расписанию, ни минутой позже. И только один маленький паровозик постоянно опаздывает и заставляет пассажиров ждать на перроне. Всё дело вот в чем: паровозик из Ромашково — тонко чувствующая натура, и ему гораздо важнее остановиться, чтобы успеть услышать первых соловьев, увидеть рассвет или вдохнуть аромат первых ландышей. Время подождет. Ведь в железнодорожной суматохе так легко опоздать на всю весну, на все лето, или и вовсе на всю жизнь.
Геометризованный мир «Паровозика из Ромашково» был создан великой Франческой Ярбусовой, будущей художницей всех мультфильмов Юрия Норштейна. И уже здесь Ярбусова проявляет себя виртуозным художником, способным сделать утрированные анимационные формы живыми и трогательными и за каких-то десять минут показать всю полноту и красоту бытия. Кажется, в «Паровозике из Ромашково» вообще нет изъянов: и монтаж, и операторская работа Михаила Друяна, и сценарий, написанный поэтами Генрихом Сапгиром и Геннадием Цыферовым — всё выше всяких похвал. Музыка и песни Владимира Юровского с первых нот врезаются в память, а озвучивают героев лучшие и самые узнаваемые мультипликационные голоса Клары Румяновой, Марии Виноградовой, и конечно же, Анатолия Папанова и Георгия Вицина.