«Ужасающий 3»: Ты чего такой серьезный?
10 октября в российский прокат выходит третья часть «Ужасающего» — продолжение невероятно жестокого и популярного слэшера. Сценарист и режиссер Дэмиен Леоне создал культового хоррор-персонажа, пугающего зрителей, 16 лет назад. Вдохновившись «Оно» Стивена Кинга, «100 слез» Маркуса Коха, «Фигляром, шумящим на помосте» Ингмара Бергмана, а также известным французским мимом Марселем Марсо, режиссер представил зрителям одного из самых жутких клоунов в истории. Теперь злодей по имени Арт будет душегубствовать не во время Хэллоуина, как это было в предыдущих частях франшизы, а на Рождество. Рассказываем, каким получился триквел истории о воплощении зла в шутовском наряде.
Канун Рождества. Заснеженные улицы украшены гирляндами. В одном из домов над камином висят декоративные красные носки, а под елкой приготовлены подарки. Вокруг царит атмосфера предстоящего праздника. Вот-вот чудо случится. Этого ждет маленькая девочка Джульет, проснувшись посреди ночи от шума шагов. Неужто Санта? Похоже на то. Борода, знакомый костюм, огромный мешок. Только в мешке не подарки, а целый арсенал холодного оружия. Человек в красном достает огромный топор и под яркое мерцание елочных огоньков устраивает жестокую расправу над спящей семьей. Убийца не забывает после подкрепиться оставленными для Санты печеньем и молоком. Даже посуду за собой помыл. Хорошие манеры превыше всего. Так на широкие экраны в триквеле слэшер-опуса Дэмиена Леоне «Ужасающий» вернулся зловещий клоун Арт.
Впервые к образу свирепого убийцы в цирковом костюме Леоне обратился еще в конце нулевых — начале десятых в короткометражных фильмах «Девятый круг» (2008) и «Несущий ужас» (2011), которые после объединил в картине «Канун Дня всех святых» (2013). Поэтому к премьере первой номерной части киносаги Арт подходил в статусе нишевой звезды. «Ужасающий» (2016) полюбился аудитории за черный юмор, эксплуатационную эстетику старомодных слэшеров с зашкаливающим количеством изощренного экранного насилия и, конечно, за самого клоуна Арта в исполнении Дэвида Ховарда Торнтона. Не проронивший за все фильмы и слова шут наделал немало шума. Премьера каждой части «Ужасающего» сопровождалась новостями о падающих в обморок зрителях, оказавшихся неготовыми к поставленному на конвейер садизму. Триквел исключением не стал. Это всё еще ода кинематографическому насилию. Непрекращающая литься кровь — такая же яркая, как в фильмах Дарио Ардженто, а конечности и органы разлетаются во все части экрана чаще, чем у Тоуба Хупера.
События триквела берут свое начало спустя пять лет после финала второго фильма. Выжившая после столкновения с Артом Сиенна Шоу (Лорен ЛаВера) практически всё это время провела в реабилитационном центре. Встреча с клоуном оставила не только шрамы на теле, но и поломанную психику вкупе с виной уцелевшего. Пройдя курс лечения, Сиенна готова вернуться к привычной жизни. На Рождество ее ждут тетя Джессика (Маргарет Энн Флоренс) с супругом Грегом (Брайс Джонс) и кузина Гэбби (Антонелла Роуз). В это время клоун Арт вместе с сообщницей Викторией Хейс (Саманта Скаффиди) пробуждаются после пятилетней спячки. Жуткий насмешник готовится взять реванш, в чём ему решительно настроена помочь верная подельница, облачившись в такой же цирковой костюм, — каждому Джокеру нужна своя Харли Квинн. Встреча старых знакомых неминуема. Скоро состоится первая годовщина той ужасной резни, о чём девушке первым делом напоминает обезумевшая фанатка, ведущая свой тру-крайм-подкаст. Актуально.
Перед встречей с Сиенной Арт и Виктория успеют заглянуть на огонек в местный бар, супермаркет и колледж, оставляя после себя горы трупов. Эта парочка упражняется в душегубстве с еще большим изяществом и смекалкой, чем раньше. Живые крысы, огромные деревянные кувалды, самодельный пистолет с жидким азотом, которым Арт заморозит мужчину в костюме Санты, — иронично. А также бензопила, ревущая так же свирепо и кромсающая плоть так же безжалостно, как и в руках Кожаного лица. Даже неудивительно, что третья часть «Ужасающего» выходит спустя ровно 50 лет после премьеры «Техасской резни бензопилой». Однако парад отсылок на этом не заканчивается. Зрителя то и дело ждут приветливые реверансы в сторону «Сияния», «Пилы» и «Живой мертвечины». Не обойдется и без упоминания «Гринча» — все-таки перед нами рождественский фильм. О любви режиссера к жанру известно уже давно. В перерывах между созданием собственной франшизы Леоне успел поставить кроссовер «Франкенштейн против мумии» (2015) с классическими монстрами студий Universal и Hammer.
Но еще больше перекличек у нового «Ужасающего» с первыми короткометражными фильмами автора. Леоне не впервой обращаться к собственному наследию. Пугающая сцена с клаксоном перекочевала из «Девятого круга» в «Ужасающего 2». Первое появление Арта в «Несущем ужас» почти дословно воспроизводилась в «Ужасающем». Художник, рисующий зловещие арты с Артом в «Кануне Дня всех святых», после стал отцом Сиенны — главной героини франшизы, противостоящей улыбчивому злу. А вот в «Ужасающем 3» случайная встречная читает книгу с названием «Девятый круг», теперь к одноименному короткометражному фильму отсылает еще и предыстория шута-садиста. Клоун со зловещей улыбкой — предвестник дьявола, верно служащий королю ада. Впервые это было заявлено еще в картине 2008 года, но лишь сейчас это чеховское ружье выстрелило.
«Ужасающий 3» — это не только театр жестокости, но и полноценная притча о противостоянии добра и зла. Картина сквозит религиозной символикой: терновый венец, водруженный на голову Шоу; постоянные распятья; мелькающая в кадре «Тайная вечеря», а также сам мотив воскрешения. Библейская тематика прослеживалась и в предыдущем фильме франшизы: перед боем с Артом Сиенна принимала душ — почти обряд крещения, после облачилась в карнавальный костюм боевого ангела. В Средневековье же дьявола и вовсе часто изображали в виде шута. А Астарот, согласно западной демонологии, один из самых высокопоставленных демонов в адской иерархии, считался покровителем всех шутов, клоунов, насмешников и скоморохов. По распространенному в Средние века мнению, все они обязательно путались с нечистым. Согласно «Истинному гримуару» — книге магии, написанной в начале XVI века, — демон Астарот являлся в человечьем обличии, в черно-белом костюме. Равно как и Арт.
Однако третья глава франшизы, помимо всего прочего, — это всё еще безумная комедия ужаса, за которую сага и полюбилась фанатам. Традиционные пантомимы, ставший альтернативой снежному ангелу кровавый, — теперь отпечаток фигуры ангела проявляется не на сугробе, а на залитом кровью полу — а также кишки, намотанные, как гирлянда, на праздничную елку. Как же Арту идут новогодние декорации!
«Ужасающий 3» — несомненно, лучший фильм франшизы. Леоне удалось найти идеальный баланс между грязной слэшер-эстетикой и драматической интонацией. Если первая картина саги утомляла безостановочным насилием и плохо прописанными персонажами, а вторую ругали за длинную экспозицию, в которой самому Арту не находилось места, то третья часть умело переключает эмоциональные регистры, не позволяя заскучать при просмотре.
Леоне продолжает шокировать зрителя запредельным уровнем насилия. Уж лучше пусть оно будет на экране, чем в реальной жизни. Поэтому и Арт, и противостоящая ему Сиенна еще, несомненно, вернутся. История не намерена останавливаться на достигнутом. Мифология клоуна-убийцы лишь разрастается, а Валькирия-Сиенна ради спасения близких должна спуститься в саму преисподнюю. У обладателя зловещей улыбки наверняка еще припасена пара сюрпризов в мешке. Главное, чтобы он их не растерял на пути к четвертой главе саги.