«Учитель, обещавший море»: Книжки добрые любить и воспитанными быть
В Okko вышел фильм Патрисии Фонт «Учитель, обещавший море». Постановщица известна своей работой над сериалом «Красные браслеты». Рассказываем, почему картину можно считать событием не только в испанском, но и в мировом кинематографе.
На дворе 1935 год, в Испании назревает кровопролитная гражданская война. В гордящуюся своим присутствием на карте деревню Баньюэлос-де-Буреба приезжает новый учитель — молодой и дерзкий интеллектуал Антони Бенайжес. Он совсем не похож на набожных и трудолюбивых местных: Бенайжес увлечен левыми идеями, ставит саморазвитие выше тяжелого физического труда, а веру в науку — выше веры в Бога.
Дети всей душой привязываются к новому чудаковатому учителю, но их консервативные родители отнюдь не разделяют восторга. Постепенно ситуация накаляется, вмешиваются два главных человека в деревне: священник и мэр. Несмотря на свое шаткое положение, Бенайжес не отказывается от педагогической миссии и дает детям обещание показать им море, которого они никогда не видели.
Читая синопсис, опытный зритель может подумать, что ему пытаются продать очередную версию «Общества мертвых поэтов». Здесь и идейный учитель с нестандартными методами, и жесткая критика муштровой системы образования. Но «Учитель, обещавший море» разрушает эти ожидания — по крайней мере, большую их часть.
С первых минут фильм показывает семейную драму, поездку в дом престарелых, раскопки братских могил и множество других неожиданно мрачных сцен, пропущенных через холодный синий фильтр в духе Дэвида Финчера. В целом «Учитель» иногда пытается выглядеть модным (по меркам 2010 года) детективным триллером, но, увы, не слишком успешно.
Ах да, Бенайжес — не единственный главный герой фильма. Значительная часть экранного времени отдана живущей много позднее девушке по имени Ариадна, которая путешествует по Испании в попытках разузнать историю своего пропавшего без вести прадеда и восстановить пробелы в семейной биографии.
Здесь Патрисия Фонт, конечно, демонстрирует академическую сценарную педантичность, характерную для старательных выпускников киношкол: два пространственно-временных плана, нелинейный нарратив, выверенная, как по линейке, экспозиция. Словом, мастер Патрисии (сейчас она и сама, кажется, преподает) наверняка может ею гордиться. Однако иногда эта нарочитая правильность постановки скорее вредит фильму: многие сюжетные ходы легко угадываются, а сцены, где Антонио пылко, страстно и ой как нестандартно учит деревенских детей верить в себя, выглядят слишком наивно и провоцируют разве что снисходительно-ироническую улыбку.
Вытягивает такие моменты разве что безукоризненная актерская игра Энрика Окера, который пусть и не дотягивает до гениального Робина Уильямса, но умело пользуется своей харизмой и не переигрывает, придавая роли нужный уровень реализма. Отдельно стоит отметить игру воспитанников школы Баньюэлос-де-Буреба — это тот редкий случай, когда детям не хочется делать скидку на их возраст, все они действительно отлично справились, особенно Альба Эрмосо, сыгравшая дочку мэра.
Фильм стремительно набирает обороты, и уже со второго акта его параллельное повествование, мечущееся между прошлым и настоящим, оказывается полностью оправданным. Основное действие картины, как уже было сказано, происходит в преддверии Гражданской войны, в которой столкнутся республиканцы, поддерживающие демократическое правительство, и националисты во главе с печально известным генералом Франко. Мятеж националистов быстро перерастет в невиданный по своим масштабам конфликт, в котором свои интересы будут отстаивать не только граждане Испании, но и Германия, Италия, СССР. Метафорой грядущей войны, расколовшей общество, в рамках фильма является именно противостояние между прогрессивным главным героем и зашоренными деревенскими жителями.
«Учитель, обещавший море» — не столько сказка об эпатажном педагоге, который хочет в одиночку изменить мир, сколько рефлексия на тему большой исторической трагедии, обрушившейся в XX веке как на Испанию, так и на всю Европу. Это фильм о грандиозной несправедливости, о непреодолимой силе исторических обстоятельств, в которых над своей судьбой оказываются не властны даже самые сильные и стойкие духом люди.
В «Учителе» разом переплетаются довольно много тем: романтика испанской провинции, конфликт образования и церкви, где-то даже проблема отцов и детей. Но всё это служит лишь обоснованием неутешительного и злободневного вывода: переломные времена беспощадны к таким людям, как Антони Бенайжес. А жаль, ведь среди всех учителей, пожалуй, только он мог показать детям море.