Швабра, харизма и немного лиризма: «Токсичный мститель» с Питером Динклэйджем и Кевином Бейконом
В прокат выходит любимец критики и проклятие дистрибьюторов — «Токсичный мститель», который как перезапуск «Гарри Поттера», но для тех, кто постарше. Рассказываем, как герой диких 1980-х вновь становится символом творческой (и простой человеческой) свободы.
Тихий и законопослушный уборщик Уинстон Гуз (Питер Динклэйдж) тяжело переживает утрату любимой и мечтает наладить отношения с пасынком Уэйдом (Джейкоб Тремблей). Он дослужился до платиновой медстраховки, верит в босса и пичкает подростка подгоревшими тостами и протухшими истинами («иногда лучше промолчать»). Типичный терпила Гуз преображается, как только доктор сообщает ему о страшной, но излечимой опухоли. Повоевав со страховой, Уинстон отправляется к начальнику — ушлому владельцу фармацевтической компании BTH Бобу Гарбингеру (Кевин Бейкон), который его тут же увольняет. Тогда Гуз решается на дерзкое ограбление, но в результате стычки с журналисткой-правдолюбкой и местным фрик-бэндом оказывается в резервуаре с токсичными отходами. Так Гуз превращается в трэш-версию Халка, начинает отрывать плохим парням конечности направо и налево и, потупив взор, объяснять обалдевшему пасынку, что промолчать, оказывается, не лучшая стратегия.
Когда-то в безумных 1980-х студия Troma Entertainment Ллойда Кауфмана и Майкла Херца показала всем, что значит «так плохо, что хорошо» и из какого сора рождается культовое кино. Оригинальный «Токсичный мститель» 1984 года был создан пылиться на дальних полках видеопроката. Но именно его вопиющая безвкусица, цинизм, обнаженка и сортирный юмор обеспечили творению место в истории кино. Фильм будто и не хотел никому понравиться, что, напротив, делало его таким притягательным. Картина стала мультимедийной сенсацией, а затем породила целую франшизу и к 1990-м даже переросла в детский мультсериал под названием «Токсичные крестоносцы». После подобного, уже совсем коммерческого перерождения Токси канул в Лету и долгие 30 лет ждал перезапуска, разговоры о котором возникали с завидной периодичностью.
Режиссером новой версии выступил Мэйкон Блэр, человек, в киномире не слишком известный, но и не случайный. Как актер он мелькает в эпизодах у Кристофера Нолана («Оппенгеймер») и Шона Бэйкера («Проект Флорида»). Как режиссер в 2017 году победил на «Сандэнсе» с дебютом «В этом мире я больше не чувствую себя как дома». А как человек известен любовью к кровавой абсурдистике и умением скрещивать сентиментальность и саспенс. Блэр сам написал сценарий перезапуска. Прочитав его, отец Токси и неизменный руководитель Troma Кауфман заявил, будто ремейк даже лучше оригинала. С одной стороны, ничего удивительного — в фильме 1984 года сюжет был вещью прикладной и служил тому, чтобы хоть как-то объединить между собой сцены кровавого аттракциона. С другой, стоит отдать Блэру должное: он подверг Токси новой фантастической мутации, скрестив фирменный трэш Troma с сентиментальной мелодрамой, и та, о чудо, приросла.
Мэйкон Блэр в открывающей сцене играет журналиста-расследователя Мелвина Ферда — так же звали главного героя в оригинальном фильме
Кадр из фильма «Токсичный мститель», реж. Мэйкон Блэр, 2023
Во многом произошло это благодаря отменному актерскому составу. Кевин Бейкон, Джулия Дэвис, Элайджа Вуд наполняют стереотипных злодеев яркой индивидуальной харизмой, которая в жанре трэш-кино вещь почти неуместная («Мачете» и другие эксперименты Роберта Родригеса — исключение). Даже у банды головорезов-рокеров есть индивидуальность — невероятная роскошь и излишество для героев, созданных для того, чтобы красиво выпускать им внутренности и крушить черепа на крупных планах. Положительные персонажи в исполнении Джейкоба Тремблея и Тейлор Пейдж традиционно выглядят бледнее, но благодаря харизме Динклэйджа в нужные моменты трогают, насколько это вообще возможно в заданном жанре. Однако львиная доля успеха вживления мелодрамы в циничный аттракцион, конечно, принадлежит исполнителю главной роли, который играет мутанта-уборщика с такой проникновенной меланхолией и серьезностью, будто всё еще решает судьбы мира в «Игре престолов». Эта чужеродная серьезность в итоге только подчеркивает абсурд и делает происходящее безумие еще веселее.
Стилистически новый «Токсичный мститель» — безупречная стилизованная «бэшка» с лопающимися, как спелые арбузы, черепами и выпадающими через анус потрохами. А вот идейно история выполнена вполне в духе времени и вливается в магистральный тренд последних лет про «бей богатых». В этом плане она выглядит скорее как ремейк недавнего релиза студии А24 «Смерть единорога» — тот же экологический посыл, тот же конфликт поколений, те же жадные капиталисты-кровососы, которые здесь пьют соки не чудо-лошади, а токсичного мутанта. Финал в обоих случаях закономерно кровавый, но в «Токсичном мстителе» еще и смешной. Стоит заметить также, что вышедший с опозданием на пару лет «Мститель» был на этом пути первым.
Фильм был показан на фестивалях еще в 2023 году, но из-за сцен насилия продюсерам долгое время не удавалось найти дистрибьютора. В 2025 году Cineverse наконец-то приобрела права на прокат фильма в сотрудничестве с Iconic Events Releasing
Кадр из фильма «Токсичный мститель», реж. Мэйкон Блэр, 2023
Бонусом к простым истинам про то, что капиталисты — зло, мир — токсичная помойка, а смерть — неизбежна, Блэр добавляет еще одну важную. Речь идет о свободе быть собой, которая начинается с уверенности, наполняющей драйвом любой посредственный перформанс. Папаша-мутант учит сына, что секрет успеха кроется в харизме и вере в себя — и с нее же начинается свобода. Классическая история становления супергероя здесь явлена еще и метафорой подростковых мутаций: от колючей неуверенности к наглой самоуверенности, которая и позволяет новому поколению сепарироваться от предков. Фильм сепарировался от оригинала на редкость успешно. Он и сам такой же самоуверенный и прущий на харизме по заветам папаши-полотера, так что сопротивляться его очарованию, конечно, бесполезно.
Вердикт
Новый «Токсичный мститель» — нишевая стилизованная бэшка, которая даже при обилии сортирного юмора и веселой расчлененки умудряется сохранять лирическую интонацию. Флагман Troma подхватывает упавшее знамя творческой свободы у теряющей драйв студии А24. Динклэйдж умудряется играть всерьез, декларируя глупости и мочась кислотой. Уникальный случай очень удачного дубляжа и качественного, забористого и аутентичного перевода.