Опубликовано 09 марта 2025, 15:04
6 мин.

«Роднина»: Всем рекордам — наши имена

Поделиться:
«Роднина»: Всем рекордам — наши имена

В российский прокат вышла спортивная драма «Роднина» — байопик легендарной фигуристки Ирины Родниной, любимицы Советского Союза. Режиссер Константин Статский к Международному женскому дню порадовал аудиторию лентой о self-made женщине. Рассказываем, на что в фильме обратить внимание.

Советская фигуристка Ирина Роднина — самая титулованная спортсменка в истории парного катания. Она трехкратная олимпийская чемпионка, 10-кратная чемпионка мира, 11-кратная чемпионка Европы. История любого спортсмена таких масштабов наверняка может сложиться в спортивный байопик. И появление драмы о Родниной было лишь делом времени. Во-первых, потому что наш зритель неизменно тепло принимает зрелищные спортивные картины. Во-вторых, потому что само фигурное катание в нашей стране — один из самых популярных видов спорта. В-третьих, выбирая из фигуристов, конечно, невозможно не выбрать Роднину. Ее выступлений ждали во всех уголках Советского Союза. Наконец, еще в 2010 году спортсменка написала книгу «Слеза чемпионки» — о себе и о спорте. Материал есть. Персонаж есть. Теперь есть и фильм.

1950-е годы, Маленькая Ира (Александра Бикеева) смотрит на коньки. Играет свежий хит «Пять минут» из «Карнавальной ночи», валит снег. В парке — совершенно никого. Когда Ира шнурует коньки, один из шнурков рвется. Порвавшийся шнурок станет в фильме сквозным образом неудачи, досадным предзнаменованием беды. Для маленькой Иры — тогда еще маленькой беды. У нее не выйдет аксель, один из прыжков в фигурном катании, а папа уведет ее домой с температурой.

«Роднина» начинается с безупречной, тонко выверенной атмосферы советского сентиментализма. Он изображает страну, влюбленную в фигурное катание. Там вечно идет снег, а люди в шубах толпятся на трибунах, чтобы взглянуть на начинающую фигуристку Ирину Роднину (Владислава Самохина): вместе с партнером она выигрывает первые важные старты в жизни. С того момента и до самого конца Ирина будет ориентироваться на одобрительные крики зрителей как на главный показатель настоящего успеха. Маленькая девушка с забавной стрижкой катается не только за себя, но и традиционно «за Сашку» — за весь Советский Союз.

Рецензия на фильм «Роднина»

В большинстве сцен на коньках актриса Владислава Самохина играла сама. Исключение — сложнейшие прыжки и поддержки, в которых задействовали дублеров. Самохина тренировалась каждый день по несколько часов на протяжении двух месяцев

Кадр из фильма «Роднина», реж. Константин Статский, 2025

Мемуары Родниной для экрана адаптировали начинающие сценаристки Светлана Мигунова-Дали, Анна Озар и Анна Трефц. Режиссером картины выступил Константин Статский («Троцкий»). Создатели фильма решили несколько дистанцироваться от реальности: большинству героев они поменяли имена. Тренер Станислав Жук превратился в Вячеслава Жукова (Евгений Ткачук), тренер Татьяна Анатольевна Тарасова оказалась Натальей Анатольевной (Ольга Бодрова), фигурист Олег Протопопов — Алексеем Панкратовым (Даниил Воробьёв). И даже первого партнера Родниной в фильме назвали не Алексеем Улановым, а Дмитрием Булановым (Фёдор Федотов). Второму партнеру, правда, повезло: он так и остался Александром Зайцевым (Иван Колесников). Отчасти смена деталей позволила режиссеру и сценаристам подсветить центральное положение героини в истории. Прочие герои как бы всё время уходят в тень, оставаясь декорациями ее пути. По-настоящему это фильм только о Родниной.

С другой стороны, переименование традиционно служит отличным оправданием для сюжетных перемен. Прославленный тренер Станислав Жук не может влюбиться в свою подопечную. А экранный Вячеслав Жуков — вполне. Однако понятное желание сделать драму чуть более концентрированной в данном случае вызывает некоторые вопросы. Все герои вокруг Родниной — с изъянами. Первый партнер бросает ее во время болезни. Тренер пользуется служебным положением. Конкуренты обзывают в глаза и за глаза. Второй партнер, вроде бы почти идеальный, всё равно не до конца понимает гений главной героини — и как-то слишком громко смотрит телевизор. В фильме получается так, словно Роднина катается одна, а всех прочих как бы нет. Для картины про одиночницу эта позиция была бы естественной. Но Роднина — парница. И каждый раз, когда на экране появляется один из ее партнеров, хочется спросить, а о чем думает он, а что он чувствует, а нет ли у него каких-то проблем.

Фильм «Роднина»: трейлер, кадры, сюжет, рецензия

В сценах с дублерами в фильме использовали технологию дипфейка

Кадр из фильма «Роднина», реж. Константин Статский, 2025

Фильм снят глянцево, блестяще, он почти искрится от своей визуальной красоты, иногда в буквальном смысле — лед имеет обыкновение сверкать. Сцены на льду выглядят великолепно — словно бы наблюдаешь за соревнованиями в прямом эфире. И, видя в кадре старые черно-белые телевизоры, невольно думаешь о том, как много потеряли советские болельщики, потому что еще не могли смотреть на повторе лутцы или поддержки. И — как же они, должно быть, любили своих фигуристов, раз всё равно смотрели. Сквозной мотив фильма — формирование советского спорта и его победы. Умилительный мотив спортивного единения всегда подкупает в картинах подобного жанра. Даже когда европейские конкурентки подсыпают стекло в коньки Родниной, выглядит это как-то не очень враждебно. А главный советский конкурент так и вовсе атакует противников лишь колкими афоризмами и французским.

Удачны аналогии с современностью. Когда на третьей Олимпиаде Роднина разворачивается, не в силах выносить нападки прессы, в этом видится параллель с фигуристкой Камилой Валиевой, вынужденной выносить подобный прессинг на Олимпиаде-2022 в Пекине. Советских фигуристов и других атлетов ненавидят, им кричат гадости и отправляют их домой — в этом тоже ощущается попытка высказаться о сегодняшней изоляции российских спортсменов. Есть и смешные отсылки — советский чиновник разговаривает фразой Мутко «Лет ми спик фром май харт». От Родниной отскакивает вся агрессия болельщиков. Она единолично доказывает, что спорт остается вне политики.

«Роднина» (2025)

И Иван Колесников, и Фёдор Федотов хорошо катаются на коньках в том числе благодаря участию в шоу «Ледниковый период»

Кадр из фильма «Роднина», реж. Константин Статский, 2025

Со смысловой точки зрения «Роднина» — история об упрямой девочке, которая не просто хотела стать чемпионкой, но знала, что должна ею стать. Естественно, как и в любой спортивной драме, в этой тоже есть момент проигрыша, слома, когда героиня больше не хочет продолжать, но берет себя в руки и возвращается на лед. Правда, из-за хронометража в два с лишним часа последующая карьера не показана триумфом воли. В жизни Родниной побед оказалось так много, что камера не сумела их вместить. Мы не видим не то что рядовые чемпионаты мира, но даже первые и вторые Олимпийские игры. Зато не забывают о самом эффектном — чемпионате мира 1973 года, когда Родниной и Зайцеву выключили музыку в середине произвольной программы и они докатали без нее. Тренер Жуков, как и его реальный прототип, заставлял подопечных тренироваться под звук метронома, так что они идеально чувствовали ритмический рисунок.

Третья Олимпиада Родниной в американском Лейк-Плэсиде становится местом кульминации. На разминке американская и советская пары устраивают соревнования сложных элементов. Эта сцена, которая, вероятно, должна, по расчету режиссера, вызвать чувства, аналогичные финалу «Движения вверх», кажется слишком затянутой. Роднина только что победила себя, но нам не дают посмаковать эйфорию, а вместо этого бросают в странный челлендж с выполнением сложнейших элементов — и он длится и длится, хотя стандартное время разминки перед соревнованиями ограничено 5-6 минутами.

Обзор фильма «Роднина»

Самой Ирине Родниной фильм понравился. Она отметила лишь, что американских парников Тай Бабилонию и Рэнди Гарднера в ленте слишком уж демонизировали, а на деле они даже поддерживали советских спортсменов

Кадр из фильма «Роднина», реж. Константин Статский, 2025

Первая часть ленты — лубочная в хорошем смысле, открыточная и трогательная — явно выигрывает у второй, более политической, более острой. Переход одной эстетики в другую происходит в момент болезни Родниной. Она меняет прическу, меняет партнера — взрослеет. И фильм теряет свою неуловимую сказочность. А когда еще и Жуков уходит от Ирины, кажется, что не только она лишается тренера, но и фильм — своего очарования. Дальше фабула движется привычной колеей к олимпийскому золоту, но вновь обретает смысл, лишь когда Жуков возвращается. Актерский тандем Евгения Ткачука и Владиславы Самохиной кажется убедительным и тонким. Он — очень много говорит, резок и требователен. Она — чаще молчит, смотрит большими глазами и делает невозможное. Настоящая пара там — они вдвоем. Вся химия происходит между ними. Когда Жуков считает ритм, он считает для Родниной. Когда говорит, говорит для Родниной. И оттого Зайцева-Колесникова по-человечески даже жаль. Он словно бы лишний в компании людей, по-настоящему понимающих друг друга.

От фильма остается эйфория, слезы счастья, гимн Советского Союза в голове — стандартный набор эмоций спортивного байопика. Жаль только, что не остается понимания, за что Ирину Роднину признают одной из величайших спортсменок XX века. Не только за силу воли, скорость и способность кататься без музыки, но прежде всего — за сложнейший набор спортивных компонентов, дорожки, выбросы, подкрутки, каскады. Об этом сказано обидно мало.