«Очи» с Уиллемом Дефо: Не бойтесь, оно не укусит
/imgs/2025/05/10/10/6809577/132b6a112a71af81f0c3766ae07204e04d3c7516.jpg)
В Okko вышел фильм «Очи» — едва ли не первый семейный проект небезызвестной студии A24, открывшей зрителям мрачные миры Роберта Эггерса, Ари Астера и Осгуда Перкинса. Режиссер проекта — Исайя Сэксон — тоже дебютант, успевший, правда, зарекомендовать себя как талантливый клипмейкер и даже поработать с Бьорк, а теперь врывающийся в большое кино с волшебной историей о взрослении и прощении. Разбираемся, чем может привлечь семейная сказка в нетипичном западнославянском сеттинге.
В удаленной от всего мира карпатской деревне, на скалистом острове посреди Черного моря, на границе современности и племенного строя живут люди, не понаслышке знакомые с монстрами из древних легенд. Где-то в лесах обитают существа, одновременно похожие на снежного человека и Чубакку, общающиеся между собой с помощью удивительного пения. Местные, правда, от соседей, которых издавна называют очи, не в восторге: они то курицу украдут, то овцу убьют, их укусы ядовиты, а руки сильны. Дошло до того, что один из самых воинственных островитян Максим (Уиллем Дефо) собрал отряд мальчишек и практически каждую ночь проводит карательные рейды в близлежащих лесах.
Во время одной из таких вылазок несовершеннолетним охотникам удается прогнать крупную группу очи, попутно ранив детеныша. Его находит дочь Максима Юрайя (Хелена Ценгель) — девочка молчаливая, нелюдимая, но явно обладающая добрым сердцем. Встретив малыша в беде, она, поборов внушенные взрослыми страх и ненависть, подкармливает мини-очи, а затем и вовсе решает отнести детеныша к родителям. Так начинается удивительное путешествие Юрайи и ее нового друга в глубины острова, где герои не только найдут поселение рыжих приматов, но и (кажется, впервые) откроют свои сердца добру.
Исайя Сэксон срежиссировал «Очи», а также самолично написал сценарий и в целом имел полный творческий контроль над картиной, тяготеющей к приключенческим фильмам 1980-х годов вроде «Бесконечной истории», «Темного кристалла» и даже «Балбесов» Ричарда Доннера. Съемки фильма в основном проходили на натуре в Трансильвании, при естественном освещении, а в работе над титульными существами не применялась компьютерная графика — очи полностью сделаны с помощью аниматроники. Бережное отношение к наследию приключенческой классики прослеживается не только в технических аспектах картины, но и в сюжете: довольно простом для современности, но оттого куда более действенном.
/imgs/2025/05/10/10/6809580/2f14a72fbdfdfd3b066083fc49a623b8242f7320.jpg)
Титульный зверь «Очи» одновременно напоминает малыша Йоду, Гизмо из фильма «Гремлины» и даже советского Чебурашку
Кадр из фильма «Очи», реж. Исайя Сэксон, 2025
Живущая в неполной семье Юрайя не знает материнского тепла и встречает мать Дашу (Эмили Уотсон), когда та уже много лет живет вдали от абьюзивного и помешанного на охоте за очи мужа, с которым их связывают далеко не самые приятные воспоминания. Впрочем, картина «Очи» не старается выдавить из зрителей слезы умиления, сопутствующие воссоединению семьи, — проблемы взрослых не разрешить даже с помощью дочери. Фильм скорее рассказывает о том, что слепое поклонение страхам и предрассудкам, которые пестует общество в своих наследниках, — не единственный возможный образ мысли. О чём ярко свидетельствует как линия Юрайи, так и ее сводного брата (Финн Вулфхард), предводителя отряда подростков-охотников и любимчика Максима. С немногословным парнем по ходу сюжета происходит трансформация, пожалуй, даже более явная и радикальная, чем с главной героиней.
Актерский состав картины «Очи» вообще работал не покладая рук: юная Хелена Ценгель, известная по вестерну Пола Гринграсса «Новости со всех концов света», убедительно передает внутреннюю борьбу и решимость героини. Уиллем Дефо демонстрирует не только впечатляющую броню, удачно подобранную под классические балканские подштанники, но и в меру сложный образ человека, разрывающегося между долгом и своеобразной отцовской любовью. А Финн Вулфхард, хотя и играет второстепенную роль практически без слов, вносит свою лепту в развитие сюжета и добавляет глубины многосоставной семейной драме.
/imgs/2025/05/10/11/6809602/670eb37f5a70c5fd4d016e9c765ed91131d4e428.jpg)
Съемки «Очи» проходили на родине графа Дракулы в румынском регионе Трансильвания и в окрестностях живописного озера Балеа
Кадр из фильма «Очи», реж. Исайя Сэксон, 2025
Отдельно стоит упомянуть озвучку очи — существа общаются с помощью раскатистых свистов, переходящих в пение. Чтобы сделать голос малыша, ставшего причиной большого приключения героев фильма, реалистичным и незабываемым, Сэксон привлек Пола Маналатоса — работавшего охранником уличного артиста, обладающего поразительными навыками горлового свиста. Для Маналатоса, много лет перебивавшегося случайными заработками на улице, история девочки, сбежавшей из семьи, оказалась близка. Артист не только подарил голос сказочному существу, но и много импровизировал на площадке, поэтому звуки, которые зрители могут услышать в фильме, по-настоящему уникальны.
«Очи» не лишен традиционных проблем дебютной режиссерской работы: местами предсказуем и не всегда глубоко проработан, а сюжет может показаться сплавом из знакомых образов и тропов. Тем не менее фильм предлагает теплоту ностальгии по старым киносказкам и напоминает о важности простого общения и необходимости порой взглянуть на ситуацию под иным углом, даже если общество застыло в определенной модели поведения.
Вердикт
«Очи» — простоватая семейная сказка с внятным посылом, не оставляющая пространства для глубоких размышлений, но способная удержать внимание и, что немаловажно, симпатию зрителей всех возрастов до самого финала. Импозантный Уиллем Дефо, дерзкая юность и чудные мохнатые зверьки в окружении туманных скал — прекрасный выбор для умиротворяющего и в меру поучительного киносеанса.