«Материнский инстинкт» с Джессикой Честейн и Энн Хэтэуэй: Обмани меня, если сможешь
В подписке Okko стал доступен триллер «Материнский инстинкт» — ремейк одноименного фильма 2018 года. В основе лежит роман бельгийской писательницы Барбары Абель. Главные роли исполняют Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй. Это ли не повод посмотреть фильм Бенуа Деломма. Рассказываем, чем новый фильм похож на предыдущую адаптацию и чем отличается от нее.
Тихий американский пригород, 1960-е. Элис (Джессика Честейн) и Селин (Энн Хэтэуэй) живут в соседних домах и предпочитают всё делать вместе. Пока мужья проводят дни на работе, а вечера за обсуждением политических интриг, жены распивают на веранде чай, воспитывают ровесников-сыновей Макса (Бэйлен Д. Билиц) и Тео (Имон Патрик О’Коннелл), готовят обеды и ухаживают за садом, который, кстати, у них почти общий — участок разделен живой изгородью. Общими в каком-то смысле становятся и дети: Элис и Селин по очереди забирают мальчиков из школы, после чего те могут надолго задержаться в одном из домов. Семилетние Макс и Тео даже нашли секретный лаз, объединяющий две территории, — маленькую дыру в той самой живой изгороди. Но однажды счастливой жизни приходит конец. Селин из-за громкого пылесоса не слышит криков подруги. Элис влетает в дом и сразу бежит на второй этаж — где-то там вот-вот сорвется вниз маленький Макс. Элис не успевает предотвратить трагедию. Потеря становится точкой невозврата.
Режиссером «Материнского инстинкта» выступил Бенуа Деломм. Для него это первый подобный опыт — ранее Деломм работал оператором в команде Цай Минляна («А у вас который час?»), Марка Хермана («Мальчик в полосатой пижаме»), Джона Хиллкоута («Самый пьяный округ в мире») и не только. В основе триллера — книга Барбары Абель «Инстинкт матери», но гораздо больше Деломм взял от первой киноадаптации Оливье Массе-Депасса, вышедшей в прокат в 2018 году. В том, что Деломм опирался скорее на фильм, нежели на книгу, сомневаться не приходится — у Абель гораздо больше персонажей и, что показательно, другой финал. Адаптации же скроены практически идентично, разве что сшиты разными нитками. У Массе-Депасса главные роли исполнили бельгийские актрисы Верле Батенс и Анн Косенс, а у Деломма — оскароносные Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн.
В «Материнском инстинкте» Деломма нет кошки, но есть скворечник. Нет большой темной подарочной коробки, но есть маленькая зеленая. Нет одного большого дома на две семьи, но есть два маленьких на соседних участках. Кажется, здесь всё на своих местах, но немного иное, словно мы случайно попали во вселенную сериала «Созвездие» в эстетике «Отчаянных домохозяек» — оказались в двух мирах одновременно, но с небольшими отличиями. Искать несоответствия может быть забавно, но не более того — если вы уже видели «Материнский инстинкт» Массе-Депасса, то новая версия, по крайней мере на повествовательном уровне, едва ли покажется примечательной. Впрочем, полюбить фильм тоже есть за что.
Главные героини меняют перчатки, прически, платья, постоянно курят, делают мятные коктейли, признаются в любви мужьям и размышляют о будущем. Элис и Селин только на первый взгляд кажутся похожими — на самом деле они очень разные. Элис пытается придумать, как уговорить мужа позволить ей снова работать (до замужества она была журналисткой), а Селин была бы рада родить второго ребенка и посвятить себя семье. У каждой есть свой секрет: Элис скрывает, что недавно проходила курс психотерапии, а Селин боится признаться, что больше не может иметь детей. Исполнительницам главных ролей (которые также занимались продюсированием картины) Энн Хэтэуэй и Джессике Честейн удалось практически невозможное — они сделали средний ремейк достойным просмотра. Благодаря им любые конфронтации героинь в версии Деломма намного эффектнее, чем столкновения персонажей Верле Батенс и Анн Косенс, а момент с падением Макса, когда мы видим на лицах Элис и Селин ужас и осознание необратимости произошедшего, и вовсе заслуживает высшей похвалы.
Обе актрисы прекрасно владеют мастерством, но проблема в том, что «Материнский инстинкт», кажется, немного тесен для их таланта. У обеих недавно были куда более объемные роли: от Хэтэуэй невозможно оторвать взгляд в «Айлин» Уильяма Олдройда, а Честейн прекрасно выступила в роли молчаливой Сильвии в «Памяти» Мишеля Франко. Вложившись в «Материнский инстинкт» (и психологически, и финансово), актрисы, конечно, привлекли внимание к уже забытой истории о противостоянии двух матерей, но едва ли выиграли что-то для себя.
Сделав ставку на актерскую игру, Деломм оставил в стороне целый набор приемов, без которых не обходится ни один качественный триллер: маленькие неточности, порождающие сомнения в выбранной версии событий; разбросанные по кадру подсказки, заставляющие глаз блуждать по экрану; крошечные ниточки, оставляющие поле для обсуждения. Остающиеся вне рамки кадра события и детали часто оказываются намного важнее того, что в нее попадает.
Многое из того, что есть в «Материнском инстинкте», может понравиться потенциальному зрителю: парочка больших звезд, яркие декорации, впечатляющая операторская работа, вызывающие восторг наряды (найденные художником по костюмам Митчеллом Треверсом в винтажных магазинах) и простая, логично завершающаяся история. Но всё это лишено главного — обаяния полутонов, манящей неоднозначности и открытия, которое отличало бы фильм от первой адаптации и оправдало бы наличие ремейка. У Деломма получился достойный триллер, которому всё же далеко до лучших образцов жанра.