«Манкимэн» Дева Пателя: Неоправданная жестокость
В российский прокат вышел «Манкимэн» — режиссерский дебют актера Дева Пателя («Лев», «Миллионер из трущоб»), заодно сыгравшего в фильме главную роль. Это беспощадный и во всех смыслах дикий боевик об индийском мстителе, который стремится расправиться с убийцами матери. Рассказываем, чем впечатляет это кино и чем оно в итоге может утомить.
Индийский малец однажды теряет то немногое, что у него было, — маму. Ее, как и остальных жителей деревни, в которой они жили, убивают коррумпированные полицейские во главе с изувером Раной Сингхом (Сикандер Кхер), чтобы построить на их земле завод.
Глаз за глаз: повзрослевший малец (Дев Патель) нарастит мускульную мощь, натянет на голову маску обезьяны, начнет ночами участвовать в подпольных боях, а днем — обдумывать, как бы поближе подобраться к Ране Сингху и истопить ему кровавую баню.
Несмотря на название, которое мог бы носить марвеловский кинокомикс, никакие сверхъестественные силы в фильме не задействованы. Манкимэн (как на самом деле зовут героя Пателя, так и не расскажут) — просто очень злой и хмурый человек с бойцовскими навыками, а «Манкимэн» — индийский криминальный боевик.
Жанр этот сам по себе чрезвычайно любопытная вещь: там, где американская, итальянская, ирландская, английская и иная преступность уже многократно искоренялись одинокими мстителями, индийская — непаханое поле. И Дев Патель, потомок выходцев из Индии, отрабатывает — и в актерской, и в режиссерской ипостаси — эффектную фактуру по полной.
Погоня на моторикше и неприкасаемые, пришедшие на бойню в костюмах индуистской истребительницы демонов, перенаселенность городов и нищета, прочная связь политики, религии и коррупции (один из главных злодеев здесь — национальный лидер, которого в обществе считают пророком) — всё это сообщает «Манкимэну» необходимую энергию и ярость. Иными словами, в фильме есть на что посмотреть, а также и что послушать: происходящее в кадре рубилово сопровождает колоритная индийская музыка, будь то рэп или стремительные барабаны табла.
Физические кондиции «Манкимэна» тоже в порядке. Ручная камера впадает в истерику, и вроде бы столь же истерична — а на самом деле, разумеется, поразительно хладнокровна и выверена — здесь боевая хореография. Все враги способны нанести Манкимэну физический вред, и у всех такие кости, что выдержат десятки сокрушительных ударов, поэтому главный герой вырывает у оппонентов носы, расстреливает фейерверками, добивает ножом, который ему приходится держать зубами.
Между лютостью происходящего в кадре и интеллигентностью человека, который всем этим дирижировал и сыграл заодно главную роль, казалось бы, возникает очевидное несоответствие, но Патель ни на секунду не дает в себе усомниться — в каждой схватке видно, что он не зря с детства занимался единоборствами и добился черного пояса по тхэквондо. И потому кино, которое он снял, — от слова «кинетика». Если уж ты пришел на сеанс, «Манкимэн» дотащит тебя до конца.
Патель снимает по многократно проверенной формуле: проигранные и выигранные тренировки, мотивирующий разговор с наставником, ярость, сменяющаяся самообладанием и техникой. Достаточно, в общем, — на это люди и собрались. Другое дело, что временами хочется, чтобы фильм все-таки хоть в каком-нибудь аспекте удивил, чтобы хоть одно маленькое ожидание оказалось обманутым. Очевидно, сам режиссер делает ставку на индийский колорит.
Но всё же воздействие «Манкимэна» довольно быстро становится монотонным: он бьет зрителя по голове снова и снова. Сперва боль, наносимая герою и зрителю, ощущается почти физически, но через час она тупеет, и не чувствуется уже ничего.
Тогда-то и замечаешь, что пафоса в этом фильме больше, чем следовало бы. А в том, что касается характеров, «Манкимэну» наоборот трагически не достает веса. Манкимэн — персонаж, вылепленный из травмы, и Патель (который, конечно, выступил и соавтором сценария) не придумал ему ничего, кроме саморазрушительной тоски по погибшей матери. Других героев в истории попросту нет, они нужны лишь как функции, время от времени помогающие Манкимэну, — таковы, например, эскортница и наркоторговец, с которыми он знакомится, внедрившись к преступникам, или хиджры, дающие ему убежище в храме.
Патель трогательно пытается быть актуальным: в конечном счете речь в его фильме идет о социальном неравенстве, классовой борьбе. Проклинать изъяны капитализма, его звериный оскал — дело благородное, но в 2024 году не то чтобы познавательное. А проанализировать зверя Патель даже не пытается — вместо этого он хочет содрать с него шкуру. Поскольку главный злодей в «Манкимэне» — это, по-видимому, намек на нынешнего премьер-министра Индии, не очень понятно, где нас всё это оставляет. И тут уже — как в погоне на моторикше: если водитель не знает дороги и ради удовольствия всё время норовит свернуть в ухабы, его мастерство в какой-то момент перестает иметь значение, и хочется остановиться и выйти, как бы лихо ни ехали. С другой стороны, выдающийся экшен определенно порадует поклонников жанра.