«5 сентября»: Теракт в прямом эфире
/imgs/2025/01/23/19/6715277/bc0a2c7937a45c955553afa14da09bccd065570d.jpg)
В мировом прокате идет «5 сентября» Тима Фельбаума — напряженная драма, рассказывающая о теракте на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. Премьера фильма состоялась на 81-м Венецианском фестивале, а позже картина удостоилась номинации на «Золотой глобус» в категории «Лучший драматический фильм». Рассказываем, какой получилась картина о трагической странице в истории Олимпиады.
В 1972 году болельщики по всему миру наблюдали за главными спортивными соревнованиями в прямом эфире. Несколько тысяч журналистов из разных стран собрались в Олимпийской деревне и окрестностях, чтобы максимально подробно и быстро докладывать зрителям, слушателям и читателям о происходящем в Мюнхене. Передовиками телевещания на этом мировом празднике спорта стала команда американского канала ABC Sports. Именно эти тележурналисты и становятся главными героями фильма Тима Фельбаума.
В очередной по счету день олимпийских соревнований команда телевизионщиков дежурно делает свою работу: кто-то уходит отдыхать после ночных эфиров, кто-то только занимает свое место за пультом. В центре управления с десятками экранов, телефонов и кнопок — слаженный мужской коллектив во главе с молодым амбициозным телепродюсером Джеффри Мэйсоном (Джон Магаро), в соседнем кабинете — исполнительный директор Рун Арледж (Питер Сарсгаард), который отвечает за все важные решения телеканала, а где-то в недрах телецентра пытается поспать операционный менеджер Марвин Бейдер (Бен Чаплин). Единственная девушка здесь — немецкая переводчица Марианна Гебхардт (Леони Бенеш), которой совсем скоро придется переквалифицироваться в корреспондента.
Всё шло своим чередом, пока в утренней тишине не прозвучали звуки выстрелов. 11 членов делегации Израиля были взяты в заложники в Олимпийской деревне. Пока мировые СМИ распространяли новость о первом теракте на Олимпийских играх, команда ABC Sports приняла решение вести прямое включение с места событий, используя все имеющиеся технические средства. В обстановке полной неопределенности всего в сотнях метров от террористов группа телевизионщиков готовилась стать глазами и ушами всего мира.
/imgs/2025/01/23/19/6715279/8943709164fc2a8b0cb210fed5bdf49c858812e1.jpg)
Помимо номинации на «Золотой глобус», картина также претендует на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий»
Кадр из фильма «5 сентября», реж. Тим Фельбаум, 2024
«5 сентября» — захватывающий процедурал о работе тележурналистов в экстремальных условиях. В отличие от «Мюнхена» Стивена Спилберга, который основывается на тех же событиях, новая картина не заходит на территорию политического триллера и вовсе не углубляется в историю палестино-израильского конфликта. Чтобы максимально подробно разобраться в контексте, в котором произошел мюнхенский теракт, лучше всего подойдет оскароносный документальный фильм Кевина МакДональда «Однажды в сентябре».
Фельбаум же показывает в кадре только то, что видят и делают его герои — спортивные журналисты, которые хорошо знакомы с правилами гандбола, но не занимаются освещением мировой политики. Ближе всего к эпицентру событий отправляют того, кто первым демонстрирует хоть какое-то понимание контекста происходящего. В это время остальные пытаются за считанные секунды найти ответы на глобальные вопросы о морали и этике: можно ли показывать террористов в прямом эфире? что делать, если в кадре кого-то лишат жизни? как подавать информацию, когда нет ничего, в чём можно быть уверенными на 100%?
/imgs/2025/01/23/19/6715280/1c12e8c17f17fb033e19930c43c2d71a7f910661.jpg)
Для Тима Фельбаума «5 сентября» стал большим прорывом. Прежде он снял фильмы «2016: Конец ночи» и «Чужая Земля»
Кадр из фильма «5 сентября», реж. Тим Фельбаум, 2024
Нарастающая тревога и суматоха в центре управления, которая временами заставляет поверить, что перед нами новый фильм Стивена Содерберга, максимально приближает зрителя к состоянию главных действующих лиц. В нагромождении срочных вопросов с включением в эфир, связью с корреспондентом, поиском спикеров, перепроверкой информации, обработкой пленки и прочим-прочим-прочим вырабатывается ситуативный профессиональный цинизм, когда страх и сочувствие в телевизионщиках уступают место мыслям о рейтинге и правилах вещания. И даже ужас от осознания, что прямой эфир стал источником информации для совершения преступления, мгновенно подавляется. Трагедия множится и оседает тяжелым грузом на каждого причастного, но show must go on.
В динамично развивающемся сюжете о теракте глазами журналистов режиссер находит место для очень глубоких тем, не давая строгих ответов, но предлагая их к размышлению. Будь то национальное чувство вины немецкого народа, отраженное в введенной в историю (остальные герои имеют реальные прототипы) переводчице, или же цена факта в цифровом мире.
/imgs/2025/01/23/19/6715281/174127dc5ac3008a9be18f0cc5b5f492440f2b0b.jpg)
Музыку к фильму написал композитор Лоренц Дангель («Жизнь», «Урок немецкого», «Что скажут люди»)
Кадр из фильма «5 сентября», реж. Тим Фельбаум, 2024
«5 сентября» смотрится на одном дыхании, но при этом не стирается из памяти и заставляет вспоминать увиденное в течение долгого времени после окончания сеанса. Фильм находит баланс между современностью и прошлым так, чтобы остаться в выигрыше. Беря трагическое событие прошлого, отказывается от политики и истории, зато примечает архивные кадры телеэфиров и антураж эпохи 1970-х. От журналистской профессии картина также берет более приглядные элементы, не позволяя скатываться профессионалам на экране в неприемлемые глубины профессионального. Это хорошее кино, которое вышло не в самое удачное время обострения палестино-израильского конфликта.